Смекни!
smekni.com

Методические указания к курсу лекций, семинаров и практических занятий ( в трех частях) (стр. 1 из 4)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Владимирский государственный университет

Кафедра культурологии

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ИСКУССТВА
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К КУРСУ ЛЕКЦИЙ, СЕМИНАРОВ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

( в трех частях)

Часть I.

составитель

Т.А. Акимова

Владимир 2006

УДК 7.01.09.

ББК 85.0 г

Резензент

Кандидат исторических наук, доцент

Владимирского государственного университета

В.И.Жарнова

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Владимирского государственного университета

Методическое пособие по теории и истории искусства предназначено для студентов специальности 031401 «культурология». Текст содержит краткие тезисы лекций, список литературы для самостоятельной работы студентов, список обязательных для изучения памятников искусства, а так же вопросы семинарских и практических занятий. Работа издается в трех частях. В первую часть пособия включен учебный блок по теории искусства и темы по истории искусства Древнего мира и Средних веков.

УДК 7.01.09.

ББК 85.0 г

ТЕОРИЯ ИСКУССТВА.

Лекция 1.

Введение в предмет.

Задачи и предмет истории искусства. Виды пластических искусств, их особенности. Методы и способы анализа памятников искусства. Принципы типологии и периодизации мирового художественного процесса.

Литература:

Алпатов, М.В. Задачи научного анализа искусства и художественной критики. // М.В. Алпатов -- Этюды по истории западноевропейского искусства. М.- Л.: Искусство ,1939. -- с. 3-10.

Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства.// Б.Р. Виппер - М., Наука, 2001. –ISBN 5- 02-8211-7.

Гращенков, В.Н. К 125-летию преподавания истории искусства в Московском университете.// Советское искусствознание ’83, вып.I.--

М.:Советский художник, 1984. -- с.184-234.

Задачи и методы изучения искусства. Пг.: Университет, 1924. - с.197.

Зись, А.Я. Виды искусства.// А.Я. Зись. -- М.: Искусство, 1979.-- 217 с.

Лазарев, В.Н. О методологии современного искусствознания.//Советское искусствознание’ 77, вып.2, - М.: Советский художник 1978. с.311-316.

Недошивин, Г.А. Теоретические проблемы современного изобразительного искусства.// Г.А. Недошивин.-- М.: Искусство, 1972. -- 112 с.

Недович, Д.С. Задачи искусствоведения. Вопросы теории пространственных искусств.//Д.С. Недович.-- М.: Советский художник, 1927.—214 с.

Панофский, Э. История искусства как гуманистическая дисциплина. 1940. // Советское искусствознание, вып. 23.-М.: Советский художник,1988.-- с.422-445.

Н.И. Романов. Введение в историю искусства.// Н.И.Романов -- М.: Искусство,1915.-- 312 с.

Лекция 2

Культурно-исторический, формально-стилистический методы и знаточество в искусствознании.

Культурно-историческое направление в истории искусства середины и второй половины XIX века. Теоретические основы формалистического искусствознания. Формально-стилевой метод анализа в истории искусства. Учение Вельфлина о стиле и «основных понятиях» в истории искусства.

Взаимосвязи истории, теории и критики искусства в XX веке. Фридлиндер о методе знаточеского изучения произведений искусства.

Литература:

Алпатов, . М.В. Задачи научного анализа искусства и художественной критики. /М.В.Алпатов . Этюды по истории западноевропейского искусства. М.- Л.: Искусство, 1939. -- с.3-10.

Бринкман, А.Э. Пластика и пространство как основные формы художественного выражения./ А.Э.Бринкман.-- М.: Искусство, 1935.-142 с.

Вельфлин, Г. Основные понятия истории искусств./Г. Вельфлин.-- Спб.:Мифрил,1994. – 398с.—ISBN 5-86457-009-5.

Он же, Истолкование искусства./ Г.Вельфлин.-- М.:Искусство,1915.—307с.

Он же, Классическое искусство./Г.Вельфлин --Спб.:Искусство,1912.—294с.

Он же, Г. Ренессанс и барокко./Г. Вельфлин -- Спб.:Искусство,1913.– 365с.

Виппер, Б.Р. К проблеме атрибуции. // Б.Р.Виппер. Статьи об искусстве.--М.:Советский художник,1970. -- с. 541-560.

Гращенков, В.Н. Макс Фридлиндер – знаток, историк искусства, писатель.

//Музей . Художественные собрания СССР, вып.6. -- М.:Советский художник, 1986. -- с.29-32.

Гильдебранд, А. Проблема формы в изобразительном искусстве./ А.Гильднбранд.-- М.:Искусство, 1914. – 341 с.

Линник, И. Голландская живопись XVII века и проблемы атрибуции картин./ И. Линник.--Л. Искусство, 1980.—497 с.

Фридлиндер, М. Знаток искусства./М.Фридлиндер.--М.:Искусство,1923.--309с.

Он же, Подлинник и подделка./ М.Фридлиндер.-- Берлин, 1929. – 270 с.

Лекция 3

Метод символико-иконографической интерпретации произведений искусства и архитектуры. Наука об образах: иконография и иконология.

Иконографический анализ произведений искусства и его связь с формально-стилевым и историко-культурным анализом памятников средневекового искусства. Особенности русской (от Кондакова до Лазарева) и западноевропейской (Маль, Панофский, Варбург) иконографических школ. Иконология Варбургской школы. Э.Панофский об иконографии и иконологии. Теория «скрытого символизма».

Литература:

Вздорнов, Г.И. История открытия и изучения русской средневековой живописи. XIX век. /Г.И. Вздорнов --М.: Искусство, 1986. – 287с.

Кызласова, И.Л. История изучения византийского и древнерусского искусства в России.(Ф.И. Буслаев, Н.П. Кондаков: методы, идеи , теории).

Лазарев, В.Н. Никодим Павлович Кондаков.// В.Н. Лазарев. Византийская живопись.—М.: Искусство 1971., -- с.7-9.

Щекотов, Н.М. Иконопись как искусство //Русская икона , сб. 2.-- Спб.: Искусство, 1914, --с.115-142.

Буслаев, Ф.И. Общие понятия о русской иконописи.// Ф.И. Буслаев. Сочинения, т. I .-- Cпб.: Искусство, 1908. – с. 5-49.

Гомбрих, Э.Х. О задачах и границах иконологии.//Советское искусствознание, вып. 25.М.: Советский художник, 1989.-- с.275-305.

Либман, М.Я. Иконология.//Современное искусствознание за рубежом. Очерки. М.Советский художник, 1964. -- с. 62-76.

Панофский, Э. Перспектива как символическая форма/Э. Панофский.--М.:Азбука, 2001.—470 с. – ISBN 5-26800-151-9.

Рубцов, Н.Н.. Иконология: история, теория, практика./ Н.Н. Рубцов - М.:Советский художник,1987.—251 с.

Семинар1.

Основные понятия истории искусства.

Вопросы:

  1. Труд Генриха Вельфлина «Основные понятия истории искусств» и его значение для современного искусствознания.
  2. Линейность и живописность.
  3. Плоскость и глубина
  4. Замкнутая и открытая форма.
  5. Множественность и единство.
  6. Ясность и неясность.

Литература: См. литературу к лекциям №№1,2.

Семинар 2.

Понятие стиля в искусстве и жанра в живописи и скульптуре.

Вопросы:

1. Понятие «стиля» в истории искусства. Признаки стиля

2. Стиль и стилистическое направление. Стиль и стилизация.

3. Понятие «жанра» в искусстве.

4. Жанры в живописи.

5. Жанры скульптуры.

Литература:

Виппер, Б.Р. Несколько тезисов к проблеме стиля.//Творчество, 1962, №9.-М.: Советский художник, 1962.- с.45-61.

Каплун, А.И. Стиль и архитектура.// А.И Каплун.М.:Искусство,1985, 432.

Манин, В.С. Жанры изобразительного искусства в свете их сущности.//Советское искусствознание, вып. 20, М.: Советский художник,1986.- с.167-209.

Ренессанс .Барокко. Классицизм. Проблема стилей в западноевропейском искусстве XV-XVIII веков.М.:Искусство,1966.- 607 с.

Шапиро, М. Стиль.// Советское искусствознание, вып. 24.М:Советский художник.1988, -- с.385-425.

Семинар3.

Средства художественной выразительности в живописи. Основные элементы живописной формы.

Вопросы:

1. Композиция в живописи

2. Цвет и колорит в живописи.

3. Способы передачи формы и объема в живописи. «Линейное» и «живописное письмо», их . символическое и образное наполнение.

4. Основные техники живописи.

5. Способы построения пространства в живописи.

Литература:

Волков, Н.Н. Композиция в живописи./ Н.Н, Волков.-- М.:Искусство, 1980.—377 с.

Он же, Цвет в живописи./ Н.Н, Волков.-- М.:Искусство,1982. –432 с.

Вибер, Ж. Живопись и ее средства./Ж.Вибер. --. М.:Искусство,1961.

Виннер, В.А. Материалы живописи: масло, акварель, гуашь, темпера, клеевые краски./В.А. Виннер.-- М.:Советский художник,1954.—511 с.

Жегин, П.Ф. Язык живописного произведения./ П.Ф. Жегин.-- М.:Изобразительное искусство, 1970.—211с.

Лазарев В.Н. Приемы линейной стилизации в византийской живописи X-XII веков и их истоки. М.: Наука, 1960. – 183 с.

Панофский, Э. Перспектива как символическая форма/Э. Панофский.--М.:Азбука, 2001.—470 с. – ISBN 5-26800-151-9.

Раушенбах, Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие. / Б.В. Раушенбах.-- М.: Интерпракс, 1994.-- 240 с.-- ISBN 5-85235-162-8.

Он же, Пространственное построение в живописи: очерк основных методов/ Б.В. Раушенбах.--М.: Советский художник , --1980.—421 с.

Он же, Системы перспективы в изобразительном искусстве./Б.В. Раушенбах. --М.: Советский художник, 1986. – 309 с.

Флоренский П.А. Обратная перспектива. // Труды по знаковым системам, III. Тарту, 1967. -- с. 381-416.

Шапиро. М. Некоторые проблемы семиотики визуального искусства. Пространство изображения и средства создания знака-образа.//Семиотика и искусствометрия. – М.: Изобразительное искусство,1972.-- с.136-163.

Проблема пространства. Сборник статей. -- М.:Советский художник, 1989-- 368 c. -- ISBN 5-269-00130-6.

Семинар 4.

Графика как вид изобразительного искусства.

1. Отличие и сходство средств художественной выразительности в графике и живописи.

2. Общая характеристика графических техник. Графика как вид изобразительного искусства.

3. Рисунок. Техники рисунка и их специфика.

4. Гравюра на дереве.

5. Техники и художественные особенности гравюры на металле.

Литература:

Романов Н.И. Искусство графики и гравюры. //Романов Н.И. В. Фалилеев.-- М.: Советский художник, 1923.—с. 49-91.

Радлов, Н.Э. Графика./Н.Э.Радлов -- Л.: Искусство, 1926.-- с. 187.

Сидоров, А.А. История графических искусств Западной Европы./ А.А. Сидоров.,-- М.: Изобразительное искусство,1941. – с. 681.

Он же, Рисунки старых мастеров. /А.А. Сидоров.-- М.-Л.: Искусство, 1940, -- с.503 с.

Соловьева Б.А. Искусство рисунка / Б.А. Соловьева --М.: Искусство, 1989.- 255 с.-- ISBN 5-210-00486-4..

Самсонов Э.О. О графике.//Творчество.1936, №2.—М.:Советский художник, 1936.—с. 9-17.