Сроки заключения под стражу
Важная гарантия законных интересов личности — установление в законе предельных сроков содержания обвиняемого и подозреваемого под стражей и порядка их продления. Сроки оказывают также дисциплинирующее воздействие на следователей.
Районный (городской) прокурор вправе продлить установленный законом двухмесячный срок ареста до трех месяцев, прокурор субъекта Федерации и приравненные к нему военные прокуроры — до шести месяцев, заместители Генерального прокурора РФ — до одного года и Генеральный прокурор — до полутора лет. Кроме того, при возвращении уголовного дела из суда для дополнительного расследования прокурор района, непосредственно надзирающий за следствием, имеет право продлить истекший срок ареста еще на один месяц. Реально этот срок оказывается большим, потому что он исчисляется с момента поступления дела к прокурору.
Продление срока ареста до трех месяцев допускается в случае невозможности закончить расследование в установленный законом срок при отсутствии оснований для изменения меры пресечения; до шести месяцев — ввиду особой сложности дела; до одного года и до полутора лет — в исключительных случаях и только в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений (ст. 97 УПК).
В постановлении Конституционного Суда РФ от 13 июня 1996 г. по жалобе В.В. Щелухина признана неконституционной ч. 5 ст. 97 УПК, на основании которой течение срока содержания обвиняемого под стражей приостанавливалось, пока все обвиняемые по данному делу не закончат ознакомление с делом по завершении следствия. Конституционный Суд без основания усмотрел в этом нарушения прав человека, гарантируемых ст. 17, 22 (ч. 1), 46 (ч. 1), 55 (ч. 3) Конституции РФ, и обязал законодателя в шестимесячный срок привести ч. 5 ст. 97 УПК в соответствие Конституции РФ. Так появился Закон РФ от 31 декабря 1996 г. (в ред. от 4 январи 1997 г.), который отменил норму, обязывающую приостанавливать течение срока содержания обвиняемых под стражей на время их ознакомления с материалами дела после завершения расследования. Но в виде своеобразной компенсации Закон установил: в случае, когда ознакомление обвиняемого и его защитника с материалами дела до истечения предельного срока содержания под стражей невозможно, Генеральный прокурор РФ, прокуроры субъектов Федерации и приравненные к ним военные и иные прокуроры вправе не позднее пяти суток до истечения предельного срока содержания под стражей возбудить ходатайство перед судьей областного, краевого и приравненных к ним судов о продлении этого срока. Судья вправе продлить срок ареста до момента окончания ознакомления обвиняемого и защитника с материалами дела и направления прокурором дела в суд, но не более чем на шесть месяцев. В этом же порядке срок содержания под стражей может быть продлен при необходимости удовлетворения ходатайств обвиняемого или его защитника о дополнении предварительного следствия (ч. 4, 5 ст. 97 УПК).
Как определить срок, необходимый для завершения ознакомления с уголовным делом? Для этого следует выяснить мнение обвиняемого и защитника. Продление срока может быть неоднократным, но в сумме не должно превышать шести месяцев.
Некоторые авторы полагают, что для удовлетворения заявленных обвиняемым и защитником ходатайств срок содержания под стражей может быть продлен еще не шесть месяцев и что, таким образом, предельный срок содержания обвиняемой под стражей составляет не два, а два с половиной года. С этой позицией нельзя си гласиться. Формулировку «в том же порядке» при продлении срока для удовлетворения ходатайств (ч. 5 ст. 97 УПК) нельзя понимать как прибавление к двум годам еще шести месяцев ареста.
Следователь должен спланировать работу по ознакомлению с материалами дела таким образом, чтобы при заявлении ходатайств обвиняемым и защитников быть готовым удовлетворить эта ходатайства, не выходя за пределы установлении го законом единого шестимесячного срока.
При вынужденном освобождении обвиняемого из-под стражи ввиду истечении предельного срока ареста можно прибегать к другим мерам пресечения.
Срок заключения под стражу должен начинать течь с момента фактического задержания лица (по действующему законодательству — с момента доставления задержанного в орган дознания); если же задержания не было — с момента фактического заключения подозреваемого или обвиняемого под стражу до направления дела в суд. Спорным является вопрос, входит ли в этот общий срок время, предоставленное прокурору для ознакомления с делом перед утверждением обвинительного заключения и направлением дела в суд (пять суток — ст. 214 УПК).
Выходит, что следователь должен передать дело прокурору за пять дней до истечения срока содержания обвиняемого под стражей. Но именно этих пяти дней ему часто и не хватает.
С другой стороны, обвиняемому безразлично, у кого находится дело — у следователя или прокурора. Ему важно, чтобы срок содержания под стражей не превышал установленные законом пределы, и добавление к этому сроку еще пяти дней его не устраивает. Предельный срок содержания под стражей установлен законом в интересах обвиняемого; он является гарантией, оберегающей личность от слишком продолжительных арестов. Поэтому время нахождения дела у прокурора (пять дней) следует включать в срок содержания под стражей. Этот отрезок времени — не самостоятельная промежуточная стадия процесса, а все то же предварительное следствие.
При направлении дел для дополнительного расследования из судов первой, кассационной и надзорной инстанций учитывается срок нахождения обвиняемого под стражей до направления дела в суд. Однако прокурор, надзирающий за доследованием, вправе продлить срок ареста на один месяц. Дальнейшее продление указанного срока производится с учетом времени пребывания обвиняемого под стражей до направления дела в суд.
Если прекращенное или приостановленное дело возобновлено, то при исчислении срока ареста надо учитывать время заключения обвиняемого под стражу до прекращения или приостановления дела.
По групповым делам некоторые осужденные не обжалуют приговор. Но им приходится ждать рассмотрения жалоб других осужденных в кассационной (апелляционной) инстанции, находясь под стражей, поскольку эта мера, пресечения была избрана судом первой инстанции. Некоторые из них ждут дольше, чем продолжительность назначенного судом наказания. По сути дела, они отбывают в следственном изоляторе большую часть наказания, не подвергаясь при этом воспитательным мерам воздействия. Закон исходит из того, что приговор вступает в законную силу сразу в отношении всех осужденных — как обжаловавших, так и не обжаловавших его. Те, кто не обжаловал приговор, находятся под стражей, пока не будут рассмотрены жалобы других осужденных. Необходимо поэтому допустить приведение приговора в исполнение в отношении осужденных, которые приговор не обжаловали.
Начальники следственных изоляторов обязаны за семь суток до истечения срока ареста уведомить об этом лицо или орган, избравший данную меру пресечения, а также прокурора, надзирающего за законностью в местах предварительного заключения.
Меры попечения о членах семьи и имуществе арестованного
Арест чаще всего производится неожиданно как для самого обвиняемого (подозреваемого), так и для членов его семьи. Понятно, что последним будет причинен значительный моральный урон при внезапном исчезновении близкого им человека и полной неосведомленности о месте его нахождения. Поэтому должностное лицо, заключившее человека под стражу в связи с производством расследования по уголовному делу, обязано поставить в известность о произведенном аресте кого-либо из членов семьи арестованного. Достаточно уведомить одного взрослого члена семьи арестованного, проживающего с ним совместно. Если арестованный жил отдельно, то уведомление должно быть направлено кому-либо из его близких родственников. Желательно спросить у арестованного, кого именно из его родственников следует уведомить об аресте. При отсутствии родственников могут быть уведомлены по просьбе обвиняемого другие близкие ему лица. Не исключено уведомление об аресте нескольких лиц, если обвиняемый об этом просит.
Закон обязывает орган дознания, следователя, прокурора и суд принять меры попечения о несовершеннолетних детях, остающихся без надзора, и имуществе заключенного под стражу (ст. 98 УПК). Эта гарантия распространяется и на подозреваемого, если он заключен под стражу (ст. 90 УПК). В законе говорится о детях, состоящих не только в кровном родстве. Дети в возрасте до двух лет могут быть оставлены при родителе, заключенном под стражу. Этот вопрос необходимо решать с учетом волеизъявления родителей и возможности передачи ребенка на воспитание кому-либо из других родственников.
Необходимо передавать на попечение лиц, находившихся на иждивении обвиняемого до его ареста, — престарелых родителей и других родственников, тяжелобольных, лиц, находящихся в беспомощном состоянии.
В уголовно-процессуальном законе говорится о передаче детей на попечение не в том смысле, в каком это понятие употребляется в семейном праве. Речь идет о временном присмотре за ребенком на период действия меры пресечения. Не исключено, что обвиняемый будет судом оправдан, и тогда опека (попечительство) станет ненужной.
Жилище арестованного лица, оставшееся без присмотра, следователь опечатывает и запирает до приведения приговора в исполнение. Имущество обвиняемого, если на него не наложен арест, следователь передает лицам, указанным обвиняемым. Если обвиняемый не указал лиц, которым надо передать имущество, следователь вправе сдать его в Ломбард, на склад, в другое государственное учреждение.