Размер залога определяется следователем и судом с учетом тяжести преступления, личности обвиняемого, личности залогодателя и вероятности ненадлежащего поведения обвиняемого.
Сумма залога, как правило, не должна быть меньшей, чем причиненный преступлением ущерб и сумма заявленного гражданского иска.
В законе говорится, что деньги и ценности вносятся в депозит суда (ст. 99 УПК). Думается, однако, что они должны вноситься в депозит того органа, который избрал меру пресечения. Это особенно справедливо в случаях, когда дело, не дойдя до суда, прекращается на предварительном следствии. Деньги может внести сам залогодатель. Ценности передаются на хранение в учреждения Центрального банка РФ. Документ о принятии ценностей приобщается к делу.
Закон установил, что залогодатель утрачивает залоговую массу (она обращается в доход государства) лишь при неявке обвиняемого по вызовам дознавателя, следователя, прокурора, суда. Необходимо установить, что залог должен предупреждать все виды ненадлежащего поведения обвиняемого, для предотвращения которого вводятся меры пресечения (ч. 1 ст. 89 УПК).
Процедура применения залога достаточно сложна, что служит одной из причин довольно редкого применения этой меры пресечения. Сначала надо собрать данные о личности залогодателя и характере его взаимоотношений с обвиняемым. Затем необходимо получить согласие обвиняемого и залогодателя на применение данной меры пресечения. После этого обвиняемый и залогодатель должны быть вызваны к дознавателю, следователю, в суд. Дознаватель или следователь должны вынести по становление об избрании в качестве меры пресечения залога, которое санкционируется прокурором. Суд об избрании этой меры пресечения выносит определение. В постановлении (определении) необходимо указать сумму залога, фамилию и другие-данные о личности залогодателя, а также изложить мотивы, которыми руководствуется следователь или суд, избирая именно эту меру пресечения.
Как и при отобрании подписки о невыезде, а также применении поручительства обвиняемый должен дать следующие обязательства: 1) своевременно являться по вызовам; 2) сообщать о перемене места жительства или временном отъезде; 3) не скрываться от следствия и суда; 4) не препятствовать установлению истины; 5) не совершать новых преступлений; 6) не уклоняться от исполнения приговора. Обвиняемый должен быть предупрежден, что в случае нарушения этих обязательств будет применена более строгая мера пресечения, а залог будет обращен в доход государства. Все изложенное, касающееся разъяснения сущности дела залогодателю и получения у обвиняемого обязательств, должно фиксироваться в протоколе получения залога.
Обращение залога в доход государства в случае ненадлежащего поведения обвиняемого производится на основании определения суда, к подсудности которого относится данное уголовное дело (ст. 323 УПК).
Экономические и социальные преобразования в нашей стране обеспечили усиление материальных стимулов правомерного поведения, к которым относится и залог.
5. Наблюдение командования воинской части
Рассматриваемая мера пресечения может быть применена к лицам, проходящим службу по призыву, а именно: солдатам, сержантам и старшинам Вооруженных Сил, погранвойск, учреждений ФСБ, войск МВД. Под наблюдение командования могут быть переданы военнообязанные, находящиеся на учебных сборах.
Наблюдать за военнослужащим можно, как правило, при условии, что он находится на казарменном положении. Однако в условиях военного времени, в боевой обстановке, при выполнении особых заданий офицеры и прапорщики могут быть в отдельных случаях переведены на казарменное положение. В такой ситуации применение наблюдения командования в отношении этих военнослужащих вполне оправданно.
Данная мера пресечения не может быть применена к рабочим и служащим Вооруженных Сил, поскольку они не являются военнослужащими и не находятся на казарменном положении.
Процедура избрания этой меры пресечения состоит в вынесении мотивированного постановления (определения) с указанием в нем передаваемого под наблюдение лица и воинской части, где будет осуществляться наблюдение. Постановление военного следователя (определение военного суда) должно быть направлено или передано командиру соответствующей воинской части, о чем делается отметка на его первом экземпляре, приобщаемом к делу. Командиру части сообщается о сущности дела, по которому избрана данная мера пресечения. Об установлении наблюдения командир части письменно сообщает следователю или суду (ст. 100 УПК).
Лица, переданные под наблюдение командования, лишаются на это время права ношения оружия, не назначаются в караул и другие ответственные наряды, находятся под постоянным наблюдением своих начальников и лиц суточного наряда, не направляются на работы вне части в одиночном порядке, не увольняются из части, не отлучаются из подразделения без разрешения своих начальников.
6. Принудительное помещение лица
в медицинское учреждение
Необходимость стационарного психиатрического или иного медицинского об следования обвиняемого (подозреваемого) возникает в тех случаях, когда картина заболевания сложна и правильный диагноз может быть поставлен лишь при условии более или менее длительного пребывания обвиняемого (подозреваемого) под наблюдением врачей-экспертов. В зависимости от характера предполагаемого заболевания обвиняемый (подозреваемый) может быть помещен в психиатрическое или иное медицинское учреждение (больницу, клинику, госпиталь).
Вопрос о помещении обвиняемого (подозреваемого) на обследование в медицинское учреждение решается следователем одновременно с назначением экспертизы. Помещение указанных лиц в стационар без экспертизы или с последующим ее назначением не допускается.
Если обвиняемому (подозреваемому) избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, то он может быть помещен лишь в такое медицинское учреждение, где есть необходимые условия для осуществления этой меры. Если же медицинское учреждение, в которое помещается обвиняемый (подозреваемый), не приспособлено для содержания арестованных, мера пресечения в виде заключения под стражу должна быть отменена или заменена другой.
Обвиняемые (подозреваемые) помещаются в психиатрические учреждения для определения их психического состояния, выявления душевных болезней, временных расстройств психики и решения вопроса об их способности отдавать отчет в своих действиях и руководить ими, а также способности адекватно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания.
Человек может быть принудительно помещен в медицинское учреждение в уголовно-процессуальном порядке только после возбуждения уголовного дела и лишь теми должностными лицами и органами, которые управомочены на это законом. Такое правомочие имеют следователь (ст. 188 УПК), прокурор (п. «в» ст. 211 УПК), орган дознания по делам, по которым предварительное следствие необязательно (ч. 1 ст. 120 УПК).
Статья 188 УПК помещена в разделе о предварительном расследовании. Но из этого не следовало бы делать вывод, что суд лишен права помещать подсудимых в медицинские учреждения. Ведь суду предоставлено право назначать медицинскую и судебно-психиатрическую экспертизу (ст. 288 УПК), а ее проведение в ряде случаев было бы невозможно без помещения подсудимого в медицинское учреждение.
Помещение обвиняемого в психиатрическое учреждение недопустимо, если ему инкриминируется преступление, не наказуемое лишением свободы (по делам частного обвинения).
Постановление о назначении судебно-психиатрической экспертизы с направлением обвиняемого (подозреваемого) на стационарное обследование в психиатрическое учреждение санкционируется прокурором, если лицо, направляемое на экспертизу, до этого не содержалось под стражей в порядке меры пресечения. Санкция прокурора нужна и в отношении задержанных. Прокурор санкционирует не назначение экспертизы и не вопросы, поставленные перед экспертом, а сам принудительный акт помещения обвиняемого (подозреваемого) в медицинское учреждение.
Помещение лица на экспертизу в психиатрическое учреждение — разновидность лишения свободы, приравниваемая к аресту (время пребывания лица в таком учреждении засчитывается в срок содержания под стражей). Поэтому данное процессуальное действие может быть проведено только по судебному решению, санкционирующему постановление дознавателя, следователя, прокурора о помещении лица в психиатрическое учреждение (ст. 22 Конституции РФ). Но в соответствии с п. 6 «Заключительных и переходных положений» Конституции РФ этот порядок не действует до принятия нового уголовно-процессуального законодательства, каковым может быть не только кодекс, но и отдельный закон.
Сфера принуждения в уголовном процессе зависит и от установленного законом круга лиц, которых можно помещать в медицинское учреждение. УПК относит к числу этих лиц обвиняемого. Если же имеются данные о психическом заболевании лица, препятствующем предъявлению обвинения, его не привлекают в качестве обвиняемого (ст. 404 УПК).
Но если все же лицо было привлечено в качестве обвиняемого и помещено в медицинское учреждение, то обвинение может быть предъявлено не через двое суток (ст. 148 УПК), а значительно позже, после завершения стационарной экспертизы, если будет признано, что обвиняемый вменяем.
На стационарную судебно-психиатрическую экспертизу во многих случаях помещаются обвиняемые, заключенные под стражу в порядке меры пресечения. Эта мера в данном случае не отменяется и не изменяется. Однако следователь может и изменить меру пресечения при помещении лица в медицинское учреждение (особая необходимость в этом возникает при помещении лиц в психиатрические учреждения, где нет условий для осуществления меры пресечения в виде заключения под стражу).