Смекни!
smekni.com

Методические указания к семинарским занятиям для студентов всех факультетов (стр. 2 из 7)

Освещая категорию безобразного, следует подчеркнуть его негативную эстетическую ценность. Обратите внимание, что сама этимология слова, безобразное значит без óбразное, лишенное образа, меры, порядка, другими словами – хаос. Оно может вызывать чувства отвращения, недовольства, но ощутимой опасности не содержит. Это явление мертвое неодухотворённое, лишенное внутреннего света и богатства.

По аналогии с предыдущей категорией необходимо рассмотреть также различные трактовки безобразного.

В древнегреческой эстетике безобразное сближалось с понятиями небытия и зла. В средневековой философии безобразное трактовалось как следствие и форма проявления греховности. Эстетика Просвещения отрицала за безобразным право быть отраженным в

искусстве, в то время как в некоторых течениях модернизма оно

истолковывалось как исключительная художественная ценность.

Важно отметить, что иногда в искусстве наблюдается парадокс: внешне безобразный предмет может быть изображен прекрасно. Так замечательная пьеса может быть посвящена отражению общественных пороков, а прекрасный портретист написать уродливое лицо.

Особый интерес связан с категорией возвышенное, которое обнаруживает двойственную природу человека: оно подавляет человека как физическое существо, заставляет осознать свою ограниченность, но одновременно возвышает его духовное существо, пробуждает в нем сознание нравственного превосходства над несоизмеримыми и подавляющими его событиями.

Следует обратить внимание на то, как возвышенное взаимосвязано с героическим, как находит свое отражение в искусстве через грандиозность, масштабность и монументальность в различные эпохи.

В начале четвертого вопроса важно обратить внимание на то, что антиподом возвышенного является низменное, которое характеризует чрезвычайно негативную ценность явлений, которые таят в себе угрозу для общества и личности. Низменное – это крайняя степень безобразного. Рассматривая данную категорию, необходимо рассмотреть черты ее проявления (насилие, разврат, цинизм, нигилизм и др.), обращаясь к художественному творчеству.

Низменному в сильной степени присущ этический аспект.

Низменное трактуется как привязанность к материальному (физиологическому) и пренебрежение духовным, разгул чувствен-ности и унижение разума, господство эгоистической субъективности над объективными ценностями.

В качестве ярких проявлений низменного можно рассматривать подавление личности, а также алкоголизм и наркоманию как формы саморазрушения. Тесная связь низменного со злом находит отражение и в художественном творчестве. Обычно художественное произве-дение указывает на низменное в реальности, чтобы духовно преодолеть его силой добра. Если же само произведение низменно, оно может считаться допустимым только в среде малокультурных людей, жизнь которых сама по себе соответствует категории низменного.

Особое место занимает категория трагического. Поэтому важно подчеркнуть его сущность, как неразрешимое противоречие, порож-денное столкновением идеала с действительностью, дисгармонией между человеком и миром. Необходимо вспомнить источники трагедии (противоречие между порывом к свободе и возможностью

добыть ее только ценой смерти, между значимой для человека ценностью и слишком дорогой ценой за ее осуществление). Так сегодня столкновение человека и природы (экокатастрофа) трагична для человека.

Обратите внимание на различные трактовки трагического. Так, в античную эпоху трагедия трактовалась как борьба личности и Рока (типичный пример – трагедия Софокла «Царь Эдип»). Центральные персонажи средневековой трагедии – святые мученики, которые по своей воле пошли на жертвы во имя Бога, или грешники, нарушившие по собственной свободной же воле божественные установления. Здесь трагическое разворачивалось как противоречие между стремлением к духовности и обретением ее через страдания тела, или стремлением к свободе и неспособностью обосновать с ее помощью позитивные ценности. В Новое время, когда личностное начало получило всестороннее развитие, источником трагедии становится противоречие между стремлением к разумности и порядку и неразумностью самого мира.

Центральная проблема трагедийного произведения – расширение возможностей человека, разрыв тех границ, которые исторически сложились, но стали тесными для наиболее смелых и активных людей, одухотворенных великими идеалами. И хотя их борьба сопровождается страданиями и часто заканчивается смертью, трагическое искусство оказывает очищающее воздействие на людей (катарсис), призывает их на борьбу со злом. Смерть героя вызывает боль и скорбь зрителей или читателей, но вызывает восхищение самоотверженной жертвенностью.

Комическое – особая категория, ибо она отражает неопасные, но социально-значимые противоречия действительности, это эмоцио-нально насыщенная форма их критики. Поэтому комическое означает признание существования в жизни чувственного, материального, хаотичного, не соответствующего требованиям духовности, разума и порядка.

Чтобы более полно понять категорию комического, необходимо обратить внимание на разновидности комического: юмор, сатира, ирония, сарказм, гротеск и дать им характеристику.

Тема 2. Красота как высшая ценность художественной культуры

1. Красота в истории эстетики.

2. Красота и общественный идеал. Красота и гармония.

3. Созданная и естественная красота.

4. Красота и добро. Красота и истинна. Красота и польза.

Литература: [1,2,4,7,8,10,11,15,18,27,34,37,38,39,40,41].

Тематика докладов и рефератов

1. Золотое сечение – «формула красоты».

2. Идеал красоты в эпоху Возрождения.

3. Спасёт ли мир красота?

Красота как категория эстетики тесно связана с категорией прекрасное, которое считается высшей степенью красоты и вызывает у человека светлые чувства радости, приносит ему удовлетворение и наслаждение.

Характеризуя историю эстетической мысли, обратите внимание на проблемные вопросы красоты, её структурные принципы (гармония, порядок, мера, симметрия) в философии античности (Платон, Аристотель, стоики, Плотин) и средневековья.

Следует отметить, что западноевропейская средневековая эстетика (особенно в период схоластики) уделяла особое внимание согласованию принципов и категорий античной эстетики с христианской доктриной, активно опираясь при этом на опыт отцов церкви. Согласно Бонавентуре, красота Христа является посредником между Богом и человеком через воплощенного Сына, в котором сконцентрированы принципы "образа и подобия", напрямую связанные с понятием «формы». Эстетически воспринимая действительность, в которой разлита божественная красота, мы можем приблизиться к постижению понятия красоты-формы-подобия вообще и таким образом к сущности Сына, а через него и Отца. Особое внимание заслуживает учение Фомы Аквинского, который фактически подвел итог западной средневековой эстетике. В своем понимании прекрасного и искусства он синтезировал взгляды неоплатоников, Августина и представителей ранней схоластики.

Рассматривая проблемы взаимоотношений красоты, идеала и гармонии, необходимо подчеркнуть, что в сегодняшним мире процесс секуляризации культуры нашел свое выражение и в художественно-эстетической сфере. Искусство и эстетика ориентируются на идеализированную и мифологизированную греко-римскую (в основном в латинской редакции) античность. Принцип идеализации

превращается в характерную особенность художественно-эстетичес-кого творчества и его теоретического осмысления; в том числе и в понимании красоты. Необходимо подчеркнуть различные трактовки идеала в разные эпохи. Идеал – представление о высшей гармонии и совершенстве в действительности и в культуре, которое становится целью, критерием и вектором деятельности человека. Идеал форми-руется путем отбора лучших эстетических ориентаций, продиктован-ных эстетическими вкусами.

Раскрывая третий вопрос, обратите внимание на то, что красота бывает двух видов: созданная и естественная. Созданная красота – это то, что создаёт человек своими руками: предметы быта, и произве-дения искусства. А естественная красота – творение самой природы. Следует отметить, что если человек не может любоваться красотой настоящего леса, моря, он, скорее всего не сможет никогда не сможет воспринимать и оценить эту красоту в произведении искусства.

Особенностью четвёртого вопроса является его дискуссионность. Ещё в античные времена утверждали, что все полезное – красиво. Однако навоз, который приносит пользу, вряд ли можно назвать красивым. Подумайте и аргументируйте ответы на вопросы: является ли красота источником истины; сможет ли красота спасти мир, а может сегодня актуален вопрос: «Мир спасет красоту?».

Свифт после издания «Путешествия Гулливера» ждал исправления мира, избавления его от зла и был очень огорчен тем, что мир не исправился даже через десять лет. Как же можно надеяться на красоту и искусство, если опыт истории столь печален? «Ревизор» не упразднил ни взяточничества, ни бюрократизма. Шекспир не избавил

мир от Яго, Пушкин – от Сальери, Мольер – от мизантропов и

ханжей.

Глеб Успенский рассказал, как Венера Милосская выпрямила одного из угнетенных, согнутых жизнью людей. Но сколько людей остались согнутыми, сломленными в том самом мире, в котором существуют и Венера Милосская, и «Сикстинская мадонна» Рафаэля! Многие охранники фашистских концлагерей были любителями музыки и даже создавали оркестры из заключенных. Музыканты несли гармонию надсмотрщикам, а надсмотрщики музыкантам – смерть. И от коричневой чумы мир спасла не музыка, а сила оружия и героизм людей. В обществе действуют многие силы, и красота, искусство – лишь одна из них. Красота способна «спасать мир», но тогда, когда разрушительные действия других сил не уничтожают на корню все то, что созидает искусство.