Тема 3. Сущность художественного творчества
и восприятие художественного произведения
1. Понятие художественного творчества и его психофизиологичес-кие аспекты (одарённость, талант, гениальность).
2. Художественное произведение и его природа. Художественный образ, знак, символ.
3. Восприятие художественного произведения.
Литература: [2,7,8,10,11,12,17,26,31,38].
Тематика докладов и рефератов
1. Творческий процесс в искусстве и его специфика.
2. Проблема художественного метода и стиля.
3. Гений и талант в искусстве.
Для лучшего освоения вопросов данной темы необходимо вначале четко усвоить понятие художественного творчества как самовыражение творческого мира художника, познание не только себя, но и созидание концепции реальности, в основе которой лежит отношение эстетического сознания к действительности.
Художественно-творческую деятельность человека следует рассматривать как конкретно-чувственный, наглядный художественно-образный способ познания, отражения, преображения жизни в ее устремленности к высшим ценностям человечества каждого народа и отдельной личности. Ее результат – произведения искусства изначаль-но строятся на основаниях гармонии как одного из основных законов эстетического творчества.
Чтобы понять сущность художественного творчества необхо-димо обратить внимание на психофизиологические аспекты творческого процесса: мотив творчества, переживание и их художественное воплощение, сознательное и бессознательное в творчестве. Особо следует выделить составляющие творчества, такие как одаренность, талант, гениальность, дать их определение, подчеркнув при этом, что в основе этих понятий лежит единство эмоционального и рационального, неповторимое личностное отношение к миру, высшая способность человека в художественных образах раскрывать тенденции общественного развития.
Важное место в подготовке по данному вопросу занимают проблемы творческой манеры и стиля, взаимодействия действи-
тельности, творца, исполнителя, реципиента, свободы творчества и социальной ответственности художника. Анализ этих проблем необходимо подкрепить примерами из художественной литературы.
При освещении второго вопроса следует обратить внимание на то, что художественное произведение выступает как вещь, как процесс, как текст, как система художественных образов.
Анализируя природу художественного произведения важно подчеркнуть диалектику объективного и субъективного, материального и духовного, реального и идеального, выделить противоречия художественного феномена, которые являются источником развития (произведение – нечто материальное и в то же время духовное; подчинено моральному началу, одновременно оно – предмет разума, единство смысла и ценности).
Составляющими художественного произведения являются художественный образ, знак, символ. Следует показать, что художественный образ определяется как интегральная структура искусства, единство рационального и эмоционального, объективного и субъективного, «кирпичики», которые составляют строительный материал для создания художественного произведения.
Поскольку существуют различные трактовки художественного образа, необходимо выяснить:
- должно ли в художественном образе преобладать объективное (изображаемый мир или человек) или субъективное (собственное видение художником мира, чувствование им его и способность выразить эти видения);
- как мировые религии использовали и используют художественный образ, символ?
В поисках ответа на эти вопросы ориентируйтесь на примеры из литературы, живописи, скульптуры и других видов искусства. (К. Малевич «Черный квадрат», В. Суриков «Боярыня Морозова» и др.).
Характеристику вопроса следует завершить существующими формами создания художественного образа через диалогизм и плюрализм в искусстве.
Рассматривая проблему художественного восприятия важно уяснить следующие аспекты:
- основные подходы к проблеме восприятия, в основе которых понимание того, что художественное произведение – это сложная система образов, значений, идей и смыслов, подлежащих рас-шифровке, пониманию и интерпретации в процессе восприятия
(субъективная оценка, построение моделей, критика);
- психологические механизмы восприятия через литературно- сюжетные и зрительно-фигурные, аллегорические, пространственно-временные ассоциации, в основе которых лежит рецепционный настрой и синестезия (взаимодействие зрения, слуха и других органов чувств);
- законы восприятия, которые включают оценку и носят активный характер.
Вместе с тем необходимо подчеркнуть разницу психологии художественного восприятия по отношению к психологии художественного творчества, обратив внимание на то, что восприятие совмещает в себе эмоции, переживание, постижение логики, ассоциации.
Особое внимание на процесс восприятия оказывают средства массовой информации, поэтому целесообразно проанализировать их роль в современном мире, определить пути формирования духовной зрелости личности, учитывая собственные и общественные интересы. Например, среди певцов и музыкантов многочисленных направлений, стилей и жанров современной молодежной музыки встречаются исполнители высокого класса. Творчество таких музыкантов, безусловно, окажет влияние на всю музыкальную культуру, хотя в общественном сознании их причисляют к творцам массового искусства. А многие поборники высокого искусства призывают бороться с ними всеми доступными средствами. К сожалению, они забывают о том, что путем запрета и идеологического гнета никому не удавалось предотвратить то, что рождалось в жизни людей той или иной эпохи, того или иного возраста. Это совсем не означает, что все надо пустить на самотек, отдать во власть стихии. Образовательные и воспитательные системы для того и создаются, чтобы старшие поколения мудро и ненавязчиво, не нарушая процесса духовно-психологического созревания личности, давали ей возможность
подниматься по лестнице духовной зрелости, учитывая собственные
интересы и потребности личности.
Тема 4. Морфология искусства
1. Пространственные виды искусства.
2. Временные виды искусства.
3. Пространственно-временные виды искусства.
Литература: [1,2,4,9,10,11,13,16,19,20,21,22,23,24,25,26,29,30,32,33,36,39].
Тематика докладов и рефератов
1. Искусство и наука.
2. Искусство и религия.
3. Искусство и мораль.
4. Искусство и политика.
5. Массовое и элитарное искусство.
Рассматривая данную тему, необходимо обратить внимание преж-де всего на такие понятия как морфология, виды искусства, жанры.
Морфология (от греч. Моrрhе – форма и 1оgоs – слово, учение) искусства как эстетическая область философии сложилась относительно недавно. Традиционно эта область предмета эстетической науки сводилась к рассмотрению системы видов искусств. Но сами виды объединяются в семейства и классы искусств, а также дифферен-цируются на роды и жанры.
Виды искусства – это исторически сложившиеся, устойчивые формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам материального воплощения. Важно уяснить, что виды искусства отличаются друг от друга как предметом изображения, так и использованием различных изобразительно выразительных средств и приемов.
Жанры – разделение вида искусства по тематике или структуре произведений.
При подготовке первого вопроса обратите внимание на то, что пространственные виды искусства (или пластические) – это такие искусства, которые реально существуют в пространстве, не изменяются во времени и воспринимаются зрением. К ним относят изобразительное искусство, архитектуру, декоративно-прикладное искусство, дизайн. Следует отметить, что изобразительное искусство – это группа искусств, основанных на воспроизведении явлений в их видовом предметном облике (живопись, скульптура, графика и фотография), каждая из которых имеет свои жанры приемы, средства.
В отличие от изобразительных искусств архитектура, декоративно-прикладное искусство и дизайн не изображают предметы, а создают их. Эти искусства приносят не только духовную, но и практическую, материальную пользу.
Характеризуя временные виды искусства (или динамические), обратите внимание на то, что в них преимущественное значение приобретает композиция, изменяющаяся во времени. К таким видам
искусства относятся художественная литература и музыка. В этих видах искусства во времени меняется сюжет художественного или музыкального произведения. Так, литература как письменная форма искусства является наиболее аналитическим из всех видов искусства. При помощи слова создается художественная действительность через различные жанры (элегия, ода, драма, трагедия и др.). Музыка использует звуковые образы через интонацию, мелодию и др.
Анализ третьего вопроса предполагает изучение прост-ранственно-временных видов искусства, которые ещё называются синтетическими или зрелищными. В этих видах происходит синтез пространственных и временных видов искусств, под которым понимается фактический союз равноправных, самостоятельных видов. К таким искусствам относят: театр, кино, хореографию, эстрадно-цирковое искусство. Целесообразно проанализировать жанры этих видов искусства.