Характеризуя определённый вид искусства, следует также указать время его возникновения, привести конкретные примеры. Говоря о художественной литературе, необходимо назвать любимые произ-ведения и дать им эстетическую оценку. Важно понять, что все виды искусств по своей значимости равнозначны и равноценны. Нельзя ставить труд художника выше, чем труд поэта и наоборот. В каждом виде искусства существуют свои гениальные произведения, и представители различных искусств вносят свой вклад в культуру (рис.1).
Рис.1.
Краткий словарь по эстетике
Абстракционизм – направление в искусстве 20-х годов, отка-завшееся от изображения реальных предметов в живописи и скульптуре. Основными течениями абстрактного искусства являются супрематизм и неопластицизм, создавшие упорядоченные конст-рукции из линий, геометрических фигур и объемов, а также ташизм, который динамикой пятен стремился выразить стихийность и бессознательность творчества.
Авангардизм – движение в художественной культуре ХХ века, для которого новизна выразительных средств является самоцелью. К нему относятся такие художественные направления, как экспрессионизм, кубизм, футуризм, дадаизм, сюрреализм.
Аллегория – иносказание, конкретный образ, заменяющий отвле-ченные понятия. Например, изображение чаши и змеи, обвивающей ее,– аллегория медицины.
Ампир – стиль в архитектуре, скульптуре и декоративном искус-стве первых трех десятилетий XIX века. Опирался на художественное наследие императорского Рима. Во времена Наполеона отличался наличием военной эмблематики.
Античная эстетика – эстетическая мысль, развивающаяся в Древ-ней Греции и Риме в период с VII – VI веков до н. э. по V – VI века.
Артефакт – всякий предмет, рассматриваемый в искусстве в ка-честве художественного.
Архитектура – вид искусства, целью которого является создание зданий и сооружений для жизни и деятельности людей. Архитек- тура призвана служить удовлетворению как утилитарных, так и духовных человеческих потребностей, поэтому в ней воедино сливаются польза и красота, техническое и эстетическое начала. Этот вид искусства использует исторически сложившуюся совокупность художественных средств и приемов, включающую выбор архитектурных форм, их пропорций и декоративных украшений, формирующих архитектурный стиль той или иной эпохи или национальной культуры.
Ассоциация – связь воспринимаемого образа с представлениями нашего сознания.
Балет – сценическое искусство, которое включает сценарий, му-зыку, хореографию, изобразительное искусство.
Барокко – художественный стиль, начиная с XVIIвека, характери- зующийся пышностью, насыщенностью, обилием композиционных
элементов и динамикой, а также совмещением реальности с ил- люзиями человека.
Безобразное – категория эстетики, выражающая негативную эсте-тическую ценность, служит для определения и оценки уродливо-односторонних предметов и явлений действительности.
Бытовая эстетика – одна из сфер проявления эстетического отно-шения к действительности, реализующегося непосредственно в повседневной жизни: его внешнем облике, культуре одежды и поведения, в отношении к вещам, жилищу.
Вдохновение – высший подъем духовных и физических сил художника в процессе создания им произведений искусства.
Виды искусства – исторически сложившиеся, устойчивые формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения.
Вкус эстетический – система эстетических предпочтений и ориентаций, основанная на обобщенной и творческой переработке эстетических впечатлений, способность человека отличать красивое от красивости, прекрасное от безобразного, возвышенное от низменного, трагическое от комического.
Возвышенное – категория эстетики, характеризующая эстетичес-кую ценность предметов и явлений, которые обладают большой положительной общественной значимостью, но в силу своей колоссальной мощи не могут быть положительно освоены обществом и личностью.
Возрождения эстетика – эстетическая мысль, сформировавшаяся в период между средневековьем и Новым временем, охватывает XIV – XVI века.
Воображение художественное – способность сознания синтези-ровать и творчески преобразовывать восприятия и представления, создавать образы и модели бытия в соответствии с принципами художественного, духовно-практического освоения мира.
Восприятие эстетическое – способность воспринимать все из окружающей действительности, что, воздействуя на человека, вызывает в нем эстетические чувства и переживания, это не простое зеркальное воспроизведение, а сложный процесс соучастия и сотворчества, в котором участвуют чувства, эмоции, логика, психология.
Вымысел художественный – специфический акт художествен-ного творчества, способствующий конструированию мыслимых и воз-
можных вариантов бытия, представлению того, что может и должно быть.
Гармония – существенная характеристика прекрасного. Сораз-мерность частей, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое.
Гений художественный – высшая степень творческой одарен-ности в искусстве.
Героическое – категория эстетики, раскрывающая ценностный смысл выдающегося по своему общественному значению деяния, требующего от человека или группы людей высшего напряжения духовных и физических сил, мужества и самоотверженности.
Готика – средневековый художественный стиль в западно-евро-пейском искусстве XII – XV вв., характеризующийся устремленностью к небу, острым куполом, вертикальностью линий, стройностью, дополнительной многоцветностью витражей.
Графика – вид изобразительного искусства, связанный с изо-бражением на плоскости. Рисунок или отпечаток наносятся на плоскость, при этом в качестве несущей изображения плоскости в графике, как правило, выступает лист бумаги (изредка картон, в древности – папирус, пергамент. Основной «несущий» материал графики – бумага. Язык графики более скупой и лаконичный. Это линия и сочетание черных и белых пятен. Цвет в графике играет второстепенную роль. Материалами графики являются карандаш, тушь, перо, уголь, кисть, мелки, бумага, картон, акварель, гуашь.
Известны две основные разновидности графики – рисунок и печатная графика. Печатная графика дает возможность получить определенный тираж равноценных, идентичных художественных произведений – оттисков с доски, с металлической пластины, с камня, листа линолеума или другой основы, на которую нанесен соответствующий рисунок (зеркальный по отношению к оттиску).
Гротеск – вид сатиры, где достигается фантастическое по форме или композиции, странное, причудливое, нелепое, эклектичное изобра-жение реального.
Гуманизм – идея, возникшая в истории европейской мысли, осно-ванная на человеческом измерении всех отношений.
Дадаизм – модернистское течение в литературе, изобразительном и театральном творчестве, возникшее почти одновременно (в 1915 –1916 гг.) в Нью-Йорке и Цюрихе. Идеологически движение дадаистов
носило характер протеста против ужасов империалистической
войны, социальных и эстетических ценностей, ее оправдывающих и освящающих.
Декоративно-прикладное искусство – один из видов деятель-ности, представленный в предметах быта, созданных в соответствии с эстетическими потребностями человека и вносящих красоту в повседневную жизнь. Существуют разнообразные технические и художественные приемы изготовления изделий: лепка, чеканка, литье, резьба, ткачество, вышивка, роспись и др.
Дизайн – художественно-проектное творчество, способствующее эстетическому формированию предметно-пространственной среды человека. Охватывает область проектирования, производства и бытия вещей, изготавливаемых промышленностью, с учетом их пользы, удобства и красоты.
Драма – литературный жанр, одновременно принадлежащий теат-ру и литературе. Спецификой являются сюжетность, конфликтность действия и его деление на сценические эпизоды, сплошная цепь высказываний персонажей, отсутствие повествовательного начала.
Жанр – разделение вида искусства по тематике или структуре произведений, обусловленное многообразием конкретных возможностей художественного освоения действительности.
Живопись – вид искусства, специфика которого заключается в представлении при помощи красок, нанесенных на какую-нибудь поверхность (основу), образов действительности. Существуют две основные разновидности живописи – станковая и монументальная. Особыми видами живописи являются иконопись, миниатюра, декорационная живопись (декорация театральная и кинодекорация), диорама, панорама. Живопись подразделяется на следующие жанры: пейзаж, натюрморт, портрет, исторический жанр, анималистический жанр, мифологический жанр, батальный жанр.
Замысел – первичная организация накопленного жизненного ма-териала через выявление центральной художественной идеи, проб-лемы интриги, идеальное сознание внешних объектов в памяти, душе художника.
Знак эстетический – понятие, введенное в эстетику в связи с трактовкой художественных процессов с позиций семиотики.
Идеал эстетический – обобщенное представление о должной, совершенной и желаемой эстетической ценности в природе, в жизни человека, в искусстве.