Идейность в искусстве – определенность общественно-полити-ческой позиции художника, сознательная приверженность конкретной
идее или системе идей, ценностных ориентаций, идеалов, выражение авторского отношения к изображаемому в художественном произ-ведении.
Изобразительные искусства – это группа искусств, основанных на воспроизведении конкретных явлений жизни в их видовом
предметном облике.
Импрессионизм – направление в искусстве второй половины XIX– XX веков, представители которого изображали мир в его движении и изменчивости, передавая свои мимолетные впечатления, глубоко индивидуальные.
Интуиция – чутье, проницательность, непосредственное постиже-ние, внутренний свет, замкнутый внутри индивидуума и не видимый всем, но позволяющий ухватить в предмете эстетического созерцания красоту и совершенство.
Ирония – оттенок комического, в котором отрицание или осмеяние притворно облекается в форму одобрения, основана на иносказании.
Искусство – художественное творчество по законам красоты (ли-тература, архитектура, скульптура, музыка, живопись, театр и другие виды), продуктом которого являются специальные духовные эстетические ценности.
Калокагатия – понятие, обозначающее гармонию внешнего и внутреннего, которая является условием красоты человека.
Канон – свод непреложных, неизменных правил, обычно харак-терный для религиозного искусства с его постоянным видением мира.
Катарсис – термин, возникший в античной эстетике, выражает благотворное и очищающее воздействие искусства на человеческую душу, выступает как очищение, как эстетическое наслаждение.
Категории эстетики – основные понятия эстетики, отражающие наиболее общие и существенные связи, отношения эстетических явлений действительности и эстетического сознания, включая искусство. Эстетические категории образовались в ходе исторического развития человечества и отражают основные типы эстетического отношения человека к миру. В них фиксируется содержание нашего эстетического и художественного сознания.
Киноискусство – синтетический вид искусства, возникший на рубеже XIX – XX вв. и объединяющий такие традиционные искусства, как литература, живопись, музыка, театр и др. Первые фильмы братьев Люмьер появились в 1895 году.
Классика в искусстве – художественное наследие мировой и отечественной культуры, обладающее непреходящей эстетической
ценностью, служащее образцом для подражания.
Классицизм – художественное направление в европейском искус-стве в XVII – начале XIX вв., важнейшей чертой которого является высокая гражданственность тематики, обращение к образцам и фор-мам античного искусства как к эстетическому эталону.
Комическое – категория эстетики, отражающая противоречия действительности с позиций эмоционально-критического отношения к ним в свете тех или иных социально-исторических и личностных идеалов, обычно заканчивается смехом.
Композиция – расположение фигур, предметов, цветовых пятен, объемных масс. Посредством композиции художник реализует свой замысел, передает главную мысль работы, свои чувства.
Конструктивизм – направление в советской художественной куль-туре в 20-х гг., выдвигавшее на передний план конструктивно-художественную сторону художественного творчества, стремление реализовать в художественном творчестве требования конструктивной целесообразности, рациональности, функциональной оправданности, экономии.
Концептуализм – авангардистское течение в современном искус-стве, сложившееся в 70 – 80-е годы XX века. Характеризуется намеренно демонстративным предъявлением авторской концепции, а также активной игрой с узнаваемыми стилями, штампами речи, массовым сознанием, бытовым поведением, со стереотипами массовой культуры.
Красота – одна из универсальных форм бытия материального мира в человеческом сознании, раскрывающая эстетический смысл явлений, их внешние и внутренние качества, которые вызывают удовольствие, наслаждение, моральное удовлетворение.
Кубизм – одно из проявлений авангардизма, основоположником которого считается П. Пикассо. Существует с начала ХХ века, заклю-чается в геометризации изображаемого.
Культура – специфический способ организации и развития челове-ческой жизнедеятельности, представленной в продуктах мате-риального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к труду, между собой и к самим себе.
Культура художественная – особая область культуры, образо-вавшаяся благодаря концентрации вокруг искусства и связанных с искусством форм деятельности, таких, как художественное творчество, художественное восприятие, исполнительство и др.
Культура эстетическая – определенный уровень потенциала, насыщенности и целенаправленности эмоционально-чувственным переживанием и духовным наслаждением, радостью человека от всех видов его жизнедеятельности.
Лад – расположение звуков по высоте с интервалом в полтона и тон. Два основных лада – мажорный и минорный.
Лирика – стихотворный жанр, включающий элегию, сонет, оду, мадригал, стихотворение. Предметом выражения в лирике являются внутреннее состояние, переживания и настроение человека.
Литература – письменная форма искусства слова, создающая «художественную действительность», живое бытие образов при помощи эпоса, лирики и драмы.
Манера творческая – последовательно и определенно выра-женные индивидуальные черты художественного творчества, отлича-ющие творения одного художника от творений другого.
Мастерство – высокий уровень владения изобразительно-выра-зительными средствами и техникой исполнения в каком-либо виде искусства, для которого необходимы соответствующее образование и профессиональные навыки.
Мера – предел, в котором проявляется отношение человека к искусству.
Метод художественный – исторически сложившаяся совокуп-ность принципов эстетического познания и образного воплощения в искусстве. В нем одновременно представлены четыре грани творчества: познание жизни, ее оценка, преображение в образную ткань искусства и создание образного языка искусства.
Миф – древнее народное сказание о легендарных героях, Богах, о происхождении явлений природы.
Мифология – совокупность мифов какого-нибудь народа.
Мода – периодически возникающее и повторяющееся, частичное изменение внешних форм культуры, происходящее под влиянием экономических, социально-психологических, культурологических, нравственных и эстетических факторов.
Модернизм – художественное направление XX века, для которого характерен отказ от традиционных методов художественного отображения мира с целью создания «нового искусства». Охватывает множество школ и направлений – имажинизм, футуризм, конструк-тивизм, сюрреализм, экспрессионизм, абсурдизм и др.
Морфология искусства – эстетическая область философии искусства, которая сложилась относительно недавно. Традиционно эта
область предмета эстетической науки сводилась к рассмотрению системы видов искусств. Но сами виды объединяются в семейства и классы искусств, а также дифференцируются на роды и жанры.
Музыка – вид искусства, использующий в качестве средства воплощения действительности и человеческих чувств звуковые образы.
Мышление художественное – вид интеллектуальной деятель-ности, направленной на созидание и восприятие произведений искусства, особая разновидность мышления человека, отличающаяся по характеру протекания, конечным целям, социальным функциям и способам включения в общественную практику.
Народность – важнейший принцип художественного творчества и произведений искусства, определяющий их идейно-эстетические качества, гуманизм, служение самосознанию и самоутверждению как отдельного народа, так и всего человечества.
Наслаждение эстетическое – высшая степень удовольствия от какого-нибудь произведения искусства, красоты реальной природы.
Натурализм – художественный метод, сложившийся в западно-европейской и американской культуре последней трети ХIX века под влиянием философии позитивизма О. Конта, Г. Спенсера, И. Тэна и др.
Низменное – категория эстетики, характеризующая эстетическую ценность предметов и явлений, которые обладают большой отрицательной общественной значимостью и таят в себе угрозу для общества и личности. Это крайняя степень безобразного, служит для определения и оценки уродливых явлений действительности, недостойных, порочных действий отдельных людей или общественных классов, групп.
Новаторство – деятельность создателей произведений искусства, которые осуществляют новые прогрессивные принципы, идеи и приёмы.
Нонсенс – художественный прием, основанный на нарочитом разрушении смысла повествования или изображения и подстановки вместо него «выворотного смысла» или вообще бессмыслицы.
Образ художественный – специфическая для искусства форма отражения действительности, целостная эстетическая характеристика жизненного явления в произведении искусства, сопряженная с его темой, художественной идеей и выраженная в конкретно-чувственной и эстетически значимой форме.
Оценка эстетическая – способ установления эстетической
ценности какого-либо объекта, осознаваемый результат эстетического
восприятия, обычно выражаемый словами: «Это красиво!», «Это
уродливо!».
Пантомима – особый вид искусства, выразительными средствами которого являются жесты, мимика, телодвижения, пластика тела.
Пафос – понятие, передающее единство мысли, чувства, оценки изображаемого, в котором предстают целостное мироотношение художника, его всеобъемлющая страсть и строй чувств.