Смекни!
smekni.com

Методические указания к семинарским занятиям для студентов всех факультетов (стр. 6 из 7)

Пластика – видимое строение тела, грация, виртуозность как высшая ступень изящества.

Постмодернизм – понятие, обозначающее новый, последний на сегодняшний день сверхэтап в цепи закономерно меняющих друг друга на протяжении истории направлений культуры.

Потребность эстетическая – стремление человека к ритму, гар-монии, пропорции, целесообразности, т. е. стремление к прекрасному.

Преемственность – передача культурного наследия от поколения к поколению. Каждый новый этап в развитии культуры и искусства включает в себя всё то, что было приобретено человечеством на предыдущих этапах.

Прекрасное – эстетическая категория, характеризующая явления с точки зрения совершенства, как обладающие высшей эстетической ценностью. Прекрасное служит для определения и положительной оценки наиболее совершенных и целостных явлений в действительности, общественной жизни, в деятельности людей и в искусстве.

Произведение художественное – продукт художественного твор-чества, в котором в чувственно-материальной форме воплощен духовно-содержательный замысел его автора и который отвечает критериям эстетической ценности.

Производственная эстетика – часть эстетики, изучающая спе-цифику эстетической деятельности в системе общественного производства.

Пропорция – закономерное соотношение частей предметов или явлений между собой и целым.

Реализм – творческий процесс и метод, характерный для худо-жественной культуры европейских стран, согласно которому задачу искусства составляет всеобъемлющая жизненная правда.

Ренессанс в искусстве ( от француз. – возрождение ) – этап

развития европейского искусства в XIV–XVI вв. Характерными чер-

тами этого этапа являются возрождения идеалов античной красоты и антропоцентризм.

Ритм – элемент формообразования, передающий движение в искусстве, основанный на повторяемости тождественных или аналогичных компонентов через равные или соизмеримые интервалы в системе художественного пространства и времени.

Рококо – дворцово-орнаментальный стиль XVIII века, наи-более полно выразился в архитектуре и декоративном искусстве. Для рококо характерны тяготение к асимметрии композиций, мелкая деталировка формы, насыщенная и вместе с тем уравновешенная структура декора в интерьерах.

Романский стиль – преобладавший в архитектуре Западной Европы в X – XIII веках церковно-монастырский и крепостной стиль, призванный возвеличить могущество бога. Характерны округлый купол и массивные стены, толщина которых подчеркивалась узкими окнами и углубленными ступеньками порталов.

Романтизм – широкое идейное и художественное движение в ду-ховной жизни европейского и американского общества, начавшегося на рубеже XVIII – XIX вв., просуществовавшего до 40-х годов XIX века.

Сарказм – ироническое замечание, высказанное с целью обидеть человека или причинить ему боль.

Сатира – особо острая и язвительная форма комедийной критики, отрицающая саму сущность осмеиваемого явления путем противопоставления его высоким эстетическим идеалам.

Сентиментализм – направление в литературе и искусстве второй половины XVIII века, характеризующееся повышенным интересом к человеческим чувствам и обостренно-эмоциональным интересом к окружающему миру.

Символ – образ, замещающий другой образ или подразумевающий более широкий, определенный смысл.

Символизм – европейский интегральный стиль культуры конца XIX – начала XX веков, связавший воедино философию, религию, искусство, а также соответствующие формы творческой деятельности, которые воспринимались прежде всего как культурно-эстетическая деятельность.

Синкретизм – нерасчлененное слитное искусство, в котором пляска, пение, музыка существовали в единстве.

Синтез искусств – добровольное соединение, сочетание, орга-нический союз равноправных, окончательно сформировавших-ся, самостоятельных видов искусства.

Скульптура – один из древнейших видов изобразительного

искусства, произведе­ния которого имеют физически материальный, предметный объем и трехмерную форму, размещенную в реальном пространстве. Скульптуру называют также пластикой, ваяни­ем. Скульптура, как и архитектура, существует реально, в реальном пространстве. Она говорит на языке пластики объемов. Она сама реальна и объемна. Главный объект скульптуры – человек (голова, бюст, торс, статуя, скульптурная группа); изображения животного мира составляют анималистический жанр. В XX веке возникла неизобразитель­ная, абстрактная скульптура, использующая нетрадиционные методы и материалы (скульптура из проволоки, надувные фигуры и т.д.)

Совершенство – полнота всех достоинств, высшая степень какого-либо качества, оптимальность состояния и развития эстетического феномена, выражающаяся в полном соответствии сущности и явления.

Современность в искусстве – обращение художника в своем творчестве к событиям определенного периода времени, очевидцем которого он является.

Содержание – то, из чего состоит предмет, совокупность сущест-венных свойств и внутренних признаков, которые составляют его основу.

Созерцание эстетическое – непосредственно-целостное видение явлений действительности под углом зрения эстетической установки субъекта.

Сознание эстетическое – форма ценностного сознания, отражение действительности и ее оценка с позиций эстетического идеала.

Способность эстетическая – совокупность индивидуально-психо-логических особенностей человека, благодаря которым открывается возможность осуществлять эстетическую деятельность – эстетически воспринимать и переживать явления действительности и искусства, оценивать их посредством суждения вкуса и соотнося с идеалом, создавать новые эстетические ценности.

Средневековая эстетика – этап развития эстетической мысли в V – XV вв.

Стиль в искусстве – эстетическое понятие, указывающее на устойчивую общность идейно-художественных признаков творчества, свойственных определенному ряду художников.

Суждения эстетические – форма эстетического сознания, в кото-рой отражается эстетическое отношение человека к предметам и

явлениям посредством утверждения или отрицания их эстетической

ценности.

Супрематизм – авангардный стиль развития искусства, осново-положником которого является Казимир Малевич.

Сюжет – конкретная совокупность и последовательное развитие событий, поступков и переживаний.

Сюрреализм – авангардистское направление в художественной культуре ХХ века, провозгласившее изображение сферы бессознательного главной целью искусства.

Талант – степень творческой одаренности в искусстве.

Творчество художественное – создание новых эстетических ценностей, творчество по «законам красоты», присущее в той или иной степени всем видам продуктивной человеческой деятельности, а особенно сфере искусства.

Театр – это синтетический вид искусства, где образное отражение действительности проходит в формах драматического действия, сценической игры, представления, осуществляемого участниками спектакля перед зрителями. Театр является коллективным искусством, в которое вовлечены актеры, сценографы, композиторы, хореографы, художники по свету, гримеры и режиссеры.

Телевидение – передача на расстояние и приём на экран изображения средствами электросвязи и радиосвязи.

Тема – понятие, которое фиксирует связь произведения искусства с действительностью и представляет сущность художественного содержания.

Техническая эстетика – деятельность человека по законам красоты в сфере индустриальной деятельности.

Трагическое – категория эстетики, которая описывает и харак-теризует эстетическое отношение к противоречиям реальной действительности. Конфликт, борьба, столкновение, возникающие на основе, прежде всего общественных противоречий, приводят к гибели положительных сил, но, погибая, они становятся бессмертными. Трагическое соответствует идеалу, в котором утверждаются конечность и бесконечность, смерть и бессмертие.

Традиция – исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения и создания художественных произведений.

Труд – духовная, волевая, целеустремленная деятельность, связан-ная с творчеством, человеческим добром, красотой.

Трудовая деятельность – важнейший вид общественно значи-

мой активности человека, сфера самых разнообразных связей

между людьми, в том числе имеющих и эстетическое выражение.

Ужасное – явления, вызывающие чувство страха.

Условность – нереальность мира искусства. Условность жизни в искусстве и видение ее с высот идеала. Художественная условность является результатом идеального видения, которое предполагает человеческое начало там, где его нет: в мире природы, космоса и техники.

Фольклор – народная художественно-вербальная культура (комп-лекс словесных, музыкальных, игровых, драматических, хоре-ографических видов народного творчества) и декоративно-прикладное искусство.

Форма – порядок расположения элементов содержания, внутрен-няя организация явления, предмета.

Фотография – вид искусства, основанный на воспроизведении явлений жизни на фотопленке. Данный вид искусства был изобретен в 1839году.

Футуризм – авангардный стиль европейского искусства.

Хореография – вид искусства, материалом которого являются позы и движения человеческого тела, поэтически осмысленные, организованные во времени и пространстве, составляющие единую художественную систему, тесно связанный с музыкой.