Смекни!
smekni.com

Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения (стр. 6 из 12)

В центре Возрождения находится гуманизм – идейное течение, объявляющее самой большой ценностью человека. Таким образом, осуществляется переход от теоцентризма средневековья к антропоцентризму. Гуманизм, отстаивая право человека на наслаждение земной жизнью и отвергая христианский аскетизм, во многом является антиподом средневековой идеологии. Представители гуманизма – Ф.Петрарка, Дж.Боккаччо, М.Фичино, Л.Валла (Италия), Эразм Роттердамский (Германия), Ф,Рабле и М.Монтень (Франция), Т.Мор (Англия).

В эту эпоху начинается процесс секуляризации, т. е. отход от средневековых канонов, в результате чего в культуре увеличивается значение светского элемента. Окончание этого процесса приходится уже на эпоху нового времени.

Для Возрождения характерен огромный интерес к античности, которая становится своеобразным образцом для художественного творчества. Но, тем не менее, Ренессанс является вполне самостоятельным культурным явлением. В архитектуре утверждается ордерная система, в живописи и скульптуре – изображение человека со знанием анатомических подробностей. Главное место в системе культуры в это время принадлежит искусству. В Италии искусство достигает наивысшего взлета в конце XV – начале XVI вв., когда творили Рафаэль, Леонардо да Винчи, Микеланджело и др. В других странах Западной Европы принципы Ренессанса восторжествовали лишь в XVI веке и действовали недолго.

Реформация представляет собой социально-религиозное течение за преобразование католической церкви и, в итоге, всей средневековой культуры. Католическая церковь постепенно утрачивала свой авторитет. Недовольство вызывали притязания церкви на преобладание над светской властью, несоответствующий церковным принципам образ жизни духовенства и особенно – продажа индульгенций. В результате произошел второй раскол христианства, появляется протестантизм. У его истоков стояли М.Лютер, У.Цвингли, Ж.Кальвин, учения которых и положили начало основным формам протестантизма – лютеранству, цвинглианству и кальвинизму. В 1534 году протестантизм утверждается в Англии в форме англиканства. Протестантизм в дополнение к общехристианским принципам утверждает новые – спасение личной верой, священство всех верующих, исключительный авторитет верующих. При этом отвергается церковная организация, духовенство и монашество, иконопочитание. Влияние Реформации (победившей в северных странах Европы) на культуру было огромным и, как утверждают исследователи, способствовало экономическому подъему.

Отличительной чертой культуры нового времени становится модернизм – постоянное стремление к новому. Важнейшими сферами культуры этого периода становятся наука и искусство.

Зарождение современной науки относится к XYII-XYIII векам. В это время происходит разделение сфер науки и религии, что стимулировало научный поиск. Влияние церкви на науку было резко снижено, а затем и вовсе исчезло. Цель научного знания была определена как принесение пользы человеку, как достижение господства человека над природой. В эту эпоху осуществляется переход к эмпирическому (т.е. опытному) познанию. В результате деятельности ряда ученых – Коперника, Кеплера, Декарта, Бойля, Гюйгенса, Ньютона были созданы основы естествознания – математики, астрономии, медицины, механики. В науке XIX века утверждается идея всеобщего развития. В химии был открыт периодический закон, в физике стараниями Ю.Р.Майера, Дж. Джоуля и Г.Гельмгольца создано учение о сохранении и превращении энергии. Английский физик М.Фарадей открыл явление электромагнитной индукции, заложив тем самым основы электротехники, Дж. Максвелл сформулировал теорию электромагнитного поля. Важнейшие открытия были сделаны в биологии. Немецкий биолог Т.Шванн сформулировал клеточную теорию, которая показала единую основу всего живого. Ч. Дарвин заложил эволюционное учение, чешский натуралист Г.Мендель – основы генетики. В начале ХХ века наука достигла невиданного прежде расцвета, и ее роль в системе культуры становится определяющей.

В эпоху Нового времени в европейском искусстве возникает более двадцати разнообразных самостоятельных художественных направлений.

Барокко отличается пышностью и вычурностью форм, изощренностью, стремлением к величественности, эстетической аффектацией, витиеватостью и большим количеством украшений. В барокко отразилась реакция на идеи Реформации, и поэтому оно получило распространение преимущественно в католических странах. Яркое проявление барокко нашло в архитектуре (Ф.Барромини, Л.Бернини), в живописи (П.П.Рубенс, А.Ван Дейк, Я.Йорданс), в литературе (Т.Тассо, П.Кальдерон, Тирсо де Молина), в музыке (И.С.Бах, А.Вивальди). В XYIII веке барокко трансформируется в рококо (иногда его называют барокко в миниатюре), которое носило ярко выраженный аристократический характер. Рококо отличает театрализованность, изящность, утонченность и грациозность, фривольность и мелкая деталировка. Для него характерен гедонизм – культ наслаждения, уход от действительности в мир фантазии и игры. Рококо получает распространение в основном во Франции в придворно-аристократических кругах и находит свое проявление в живописи (А.Ватто, Ф.Буше), в литературе (в основном, в поэзии).

Классицизм – одно из ведущих направлений в художественной культуре XYII-начала XIX веков, которое во многом опиралось на достижения искусства Ренессанса и ориентировалось на античное, в основном, древнегреческое наследие. Для классицизма характерны рационализм, гармоничность, простота выражения, определенная идеализация. Жанры в этом стиле подразделяются на «высокие» (в литературе – трагедия и ода, историческая и мифологическая живопись) и «низкие» (комедия, басня, пейзаж, портрет). Классицизм ярко отражен в архитектуре, где наблюдается обращение к ордерной системе, симметрия, геометризм, статичность (ансамбли Версаля). К классицизму относят живопись Н.Пуссена, К.Лоррена, Ж.Энгра, Ж.-Л.Давида, скульптуру Ж.Гудона, А.Кановы, А.Торвальдсена, музыку В.-А.Моцарта, Л.Бетховена, Й.Гайдна, К.-В.Глюка. Литература классицизма представлена именами Ж.-Б.Мольера, И.В.Гете, Ф.Шиллера, Ж.Расина, Ж.Лафонтена, П.Корнеля.

В начале XIX века классицизм перешел в ампир (поздний классицизм), что во многом связано с эпохой Наполеона. Если для классицизма характерно обращение к культуре Древней Греции, то для ампира – к культуре Древнего Рима эпохи империи. В ампире присутствуют монументальные и помпезные формы. Он находит проявление в дворцовом строительстве, декоративно-прикладном искусстве.

Во II половине XVIII века возникает сентиментализм и выражает своеобразную реакцию на всеобщий рационализм. Он не является самостоятельным художественным стилем и занимает положение между классицизмом (истоки сентиментализма, как и классицизма, находятся в философии французского Просвещения) и романтизмом, предшественником которого и является. Сентиментализм противопоставляет разуму эмоциональность и чувственность человека. Ему свойственны меланхоличность, мечтательность, обращение к идеалистическим картинам природы, идеализация патриархальной жизни, которая противопоставляется городской цивилизации. Сентиментализм проявляет себя в литературе в творчестве Ж.Ж.Руссо, Д.Дидро, А.Шенье, в живописи – в творчестве Ж.-Б.Греза, Т.Гейнсборо, Э.Виже-Лебрен, в оформлении садов и парков.

Романтизм – идейное и художественное направление в европейской культуре конца XVIII – начала XIX века. Стремясь подняться над прозой жизни и изменить ее, представители романтизма противопоставили культу разума культ чувств, эмоций, переживаний. Разочарование в прогрессе и цивилизации привело к обращению внимания романтиков на средневековую культуру, на фольклор разных народов мира. Романтизму свойственны проявления индивидуализма, поэтическая мечтательность, стремление к недостижимому идеалу, обращение к темам смерти, страдания, ночи. Он широко проявился в литературе (Дж.Байрон, Э.Т.А.Гофман, В.Гюго), в живописи (Э.Делакруа, У.Тернер), в музыке (Ф.Шопен, Н.Паганини, Ф.Лист, Р.Вагнер, Ф.Шуберт).

Реализм предполагает отражение жизненной достоверности и во многом связан с принципом типизации явлений действительности, с устремленностью к нравственной проблематике, обращением к противоречиям жизни и стремлением их разрешить. Реализм ярко проявляется, прежде всего, в живописи и литературе, но и, кроме этого, - в театре, кино и т.д. В XVII-XVIII веках реализм находит свое воплощение в живописи голландских художников Рембранта и Ф.Хальса, испанского художника Д.Веласкеса и основоположника английской реалистической живописи У.Хогарта. В середине XIX века реализм становится ведущим направлением в литературе и живописи. В числе представителей реализма этой эпохи – писатели О. де Бальзак, Ч.Диккенс, Э.Золя, художники Ф.Гойя, Ф.Милле, Г.Курбе.

Импрессионизм возникает в последней четверти XIX века во Франции, и стремиться к передаче первого мимолетного впечатления, выражается в изображении изменчивости и подвижности жизни, изящества, легкости. Он произвел настоящую революцию в живописи, используя богатую палитру красок. Импрессионизм развивался преимущественно во Франции, где творили К.Моне, Э.Мане, Э.Дега, О.Ренуар, К.Дебюсси. В конце XIX века импрессионизм переходит в постимпрессионизм (П.Гоген, В.Ван Гог, П.Сезан).

Символизм, возникший во второй половине XIX века, направлен на постижение скрытой сущности бытия, которую пытается выразить и передать в виде символов. Большое значение в символизме придается интуитивному началу, тонкой чувственности, эстетизму, обращению к мистике, к фантастическим сюжетам. К нему относят творчество Ш.Бодлера, П.Верлена, А.Рембо, О.Уайльда, М.Меттерлинка.

Модерн представляет собой попытку синтеза искусств, в результате которого должно появиться нечто новое. В архитектуре модерн отличается применением кривых линий, асимметричностью, декоративной отделкой. Кроме этого, проявляется в живописи, графике декоративно-прикладном искусстве.