Смекни!
smekni.com

Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения (стр. 7 из 12)

В искусстве конца XIX – начала XX века активно осуществлялись поиски нового. В это время появляется ряд направлений, в которых находит яркое выражение отказ от традиционности. К ним можно отнести символизм, модерн, постимпрессионизм и, кроме них, - примитивизм, абстракционизм, футуризм, кубизм и другие.

Новейшее время – эпоха противоречивая и сложная. Мировые войны, социально-политические революции привели к решительным переменам в культуре. Среди важнейших тенденций, определяющих развитие современной культуры, следует отметить процесс интернационализации и утраты национальной специфики, противостояние элитарных и массовых форм культуры. Развитие культуры в последние десятилетия характеризует постмодернизм _ течение, захватившее философию, искусство, гуманитарную науку. В искусстве постмодернизма наблюдается отказ от больших стилей, утверждение эклектики (хепенинг, видео-арт и др.). В этом случае культура представляется неструктурированной совокупностью знаковых систем без организующего центра.

Вопросы для самопроверки:

1. Назовите отличительные особенности католицизма.

2. Какие художественные стили эпохи средневековья Вы знаете?

3. Назовите основные элементы народной культуры.

4. В чем заключаются особенности живописи Возрождения?

5. Что такое «гуманизм»?

6. Назовите основные направления протестантизма.

7. Что такое «сциентизм»?

8. Чем современная наука отличается от античной?

9. Что, по мнению просветителей, находится в основании культуры?

10. В чем суть модернизма?

11. Какие художественные стили XVII-XIX веков Вы знаете?

12. В чем суть постмодернизма?

13. Какими факторами определяется развитие массовой культуры?

14. Какие художественные направления в искусстве XX века Вы знаете?

ТЕМА 8. Славянская, русская и российская культуры.

В развитии русской культуры выделяют несколько этапов:

- древнерусский (начало формирования древнеславянской культуры – сер. XIII в.), в рамках которого можно выделить языческий этап ( до принятия на Руси христианства в 988 году) и этап развития культуры с принятия христианства до сер. XIII века

- средневековый (сер. XIII-конец XVII вв.)

- этап нового времени (конец XVII – нач. XX вв.), в рамках которого можно выделить XIX век – «золотой век» и конец XIX – начало XX вв. – «серебряный век» русской культуры

- культура советской эпохи (1917 – 1991 гг.)

- культура России на современном этапе (с 1991 – до наших дней)

В VI-VIII вв. формируется восточное славянство, заселившее территорию между Балтийским и Черным морями. Здесь в IX веке возникает первоначальное ядро древнерусской народности и государственности с центром в Киеве. Культура древних славян – языческая, связана с земледельческими культами, поклонением солнцу и природным стихиям. Пантеон включал в себя Рода – божество вселенной, Стрибога – бога неба, воздуха, ветра, Дажьбога – бога, дарующего благо, Хорса – бога солнца, Волоса – покровителя богатства и скотоводства, Перуна – бога молнии и грома, Симаргла – бога подземного мира, Макошь – богиню хорошего урожая и др. Языческий культ осуществлялся в специальных местах – капищах и был связан с жертвоприношениями(в том числе человеческими). Огромное значение имели праздники, связанные с сельскохозяйственными работами и природными циклами. Основными занятиями древних славян были земледелие, скотоводство, ремесло, охота, бортничество, торговля. На территории, занятой восточными славянами, существовало много городов (Киев, Полоцк, Смоленск, Новгород и др.). Для семейно-брачных отношений характерна полигамия. После принятия христианства язычество еще долго проявлялось в виде фольклорных форм (народные праздники, обряды, сказки и т.д.).

Принятие христианства – важнейшее событие русской истории. Оно становится духовным достоянием русского народа, важнейшей сущностной характеристикой русской культуры. Христианство способствовало приобщению Руси к европейской культуре и придало мощный стимул для развития русской культуры. XI - cер.XIII вв. – время первого блестящего взлета, который когда-либо переживала русская культура. В этот период Русь стояла в одном ряду с развитыми странами Западной Европы.

Важная роль после принятия христианства отводилась церквям и монастырям, ставшим культурными центрами. При них открывались школы, осуществлялись переписка и оформление книг, появлялись библиотеки. В искусстве этого периода на первый план выходит храмовое строительство. В отличие от византийских пятикупольных соборов на Руси первоначально утверждаются многокупольные (киевский храм св. Софии имеет тринадцать куполов), а в XII веке был выработан простой кубический однокупольный храм (Покрова на Нерли, Дмитриевский собор и др.). Храмы являлись средоточием многих искусств – живописи (фресковой и иконописи), мозаики, музыки). Крупнейшим памятником древнерусской культуры является литература этого периода («Повесть о полку Игореве», «Поучение детям» Владимира Мономаха и др.), для которой характерно отсутствие вымышленных персонажей, обращение к историческим событиям, острая публицистичность. Блестящее развитие древнерусской культуры было прервано в 1237 году монголо-татарским нашествием.

Развитие русской культуры в период средневековья определялось уже несколько иными факторами. Длительное господство Золотой Орды вывело Русь из общеевропейского единства, способствовало ее многовековой изоляции от Запада. С другой стороны и политика самой Руси, отстаивавшей православные традиции перед лицом католического Запада, приводила к отказу от многих европейских культурных достижений (все западное ассоциировалось с католическим). Хотя, следует отметить, что и в этот период на Руси работали иностранные специалисты, но по жестким канонам православия (самый известный из них – итальянец Аристотель Фиораванти, построивший Успенский собор в Московском Кремле). Важнейшая роль по прежнему принадлежит церкви, которая способствовала и консолидации русских земель, и созданию централизованного государства, и распространению образования. В 1589 году было учреждено патриаршество (до этого главой Русской Церкви был митрополит). Но главная задача русской церкви в этот период – защита православия. Монах Филофей выдвинул тезис «Москва – третий Рим», где история выступает как процесс смены мировых цивилизаций: первый Рим погиб в результате нашествия варваров; второй Рим – Константинополь захвачен мусульманами; третий Рим – Москва – истинный хранитель христианства, который будет существовать вечно. В XVII веке просветительская роль церкви снижается, в ней возобладали консервативные тенденции.

Отношения с Востоком строились несколько иначе. Расширение границ русского государства за счет территорий, где утвердился ислам (в Поволжье он был принят еще в IX веке) и исламская культура, способствовало привнесению в русскую культуру восточного элемента (проявляется в сфере быта, в декоративно-прикладном искусстве).

Немаловажными факторами развития русской культуры в этот период являются самодержавие и крепостничество. Процесс формирования русского централизованного государства продолжался достаточно долго – с XIV до XVI вв. В 1549 году изменился статус государства, Иван Грозный объявил себя царем (до этого Русь – великое княжество). Власть постепенно приобретала форму самодержавия, и скорее восточного, чем западного типа. В XVI-XVII вв. происходит закрепощение крестьянства.

Искусство эпохи средневековья носило преимущественно религиозный характер. Утверждается достаточно строгий канон. Развитие получают элементы, связанные с православным культом: храмовое зодчество, религиозная живопись, религиозная литература, музыка. Русская архитектура все более отходит от форм, выработанных в Древней Руси. Но, несмотря на строгую каноничность, не обходится без инноваций. Так, в XVI веке в светском и церковном зодчестве утверждается шатер; строятся купольно-шатровые храмы (собор Василия Блаженного). Блестящего расцвета достигает иконопись (Феофан Грек, Андрей Рублев), в XVII веке в живописи появляется объемность изображения, перспектива (Симон Ушаков, Кирилл Уланов). Выдающееся событие русской культуры этого периода – появление книгопечатания. В 1564 году издана первая русская книга – «Апостол».

В XVII веке в культуре увеличиваются светские элементы. В искусство проникает влияние барокко, получившее название «московского» или «нарышкинского» и проявившееся в дворцовом и храмовом строительстве (церковь Покрова в Филях) и в литературе (Симеон Полоцкий). Появляется парсуна – ранняя форма портретного жанра. В 1687 году было открыто первое высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинское училище (позднее – академия), где, кроме богословия, изучались иностранные языки, естественные и гуманитарные науки. В России повышается интерес к западной культуре, появляются первые западники.

Петровские реформы привели к коренным преобразованиям в русской культуре. В результате деятельности Петра I культура оказалась расколотой на дворянскую, ориентированную на западноевропейскую, и этническую, развитие которой было во многом связано с прежними тенденциями. В XVIII веке завершается процесс секуляризации, светская культура становится доминирующей. Церковь была окончательно подчинена государству. В 1721 году вместо упраздненного патриаршества был учрежден Святейший правительствующий Синод – государственный орган, ведавший церковными делами.

Ускорились темпы культурного развития. Были созданы первые светские профессиональные школы (артиллерийская школа, инженерная школа, медицинское училище). В 30-40-х гг. XVIII в. создаются сословные учебные заведения (кадетский корпус, Морская академия, Смольный институт и др.), возникают гимназии. В 1755 году в Москве открыт университет. Появляется русская наука. Деятельность М.В.Ломоносова положила начало многим естественным и гуманитарным наукам. В 1724 году открыта Академия наук.