Смекни!
smekni.com

Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения (стр. 8 из 12)

В XVIII веке качественные изменения происходят и в искусстве, куда вновь проникает влияние барокко (подразделяется на петровское и елизаветинское) и, позднее, классицизма. Высокого уровня достигает русская портретная живопись (И.Никитин, А.Матвеев, И.Аргунов, В.Боровиковский, Д.Левицкий, Ф.Рокотов), появляется жанр исторической живописи (А.Лосенко). Блестящий расцвет переживает архитектура. В России в это время творили Д.Трезини, Ж.-Б. Леблон (петровское барокко), Б.Растрелли (елизаветинское барокко), М.Казаков, В.Баженов, А. Кваренги, Р. Ринальди (классицизм). Формируется светская литература, большую роль в становлении которой сыграли А.Кантемир, В.Тредиаковский, А.Сумароков, М.Ломоносов, позднее – Д.Фонвизин и Г.Державин. Возникает русский профессиональный театр (Ф.Волков), национальная композиторская школа (Д.Бортнянский, Е.Фомин).

XIX век –«золотой век» русской культуры. В это время культура России достигла мирового уровня и в некоторых сферах заняла лидирующие позиции. Завершился процесс формирования русской нации, сложилась русская национальная культура. Важное значение в XIX веке придается образованию. Сложилась система образования, состоящая из начальной школы (государственные и церковно-приходские), средних учебных заведений (гимназии, реальные училища) и вузов (университеты, технические институты). Русская наука в это время получает мировое признание. Русские ученые работают в различных областях науки: Б.С.Якоби, П.Н.Яблочков (физика), Н.И.Лобачевский, С.В.Ковалевская (математика), А.М.Бутлеров, Д.И.Менделеев (химия), И.М.Сеченов (физиология), К.А.Тимирязев (биология), В.В.Докучаев (почвоведение).

Искусство XIX века достигает невиданного прежде уровня. Его развитие в начале века связано с романтизмом (А.С.Пушкин, А.С.Грибоедов – в литературе, О.А.Кипренский, В.А.Тропинин, К.П.Брюллов, А.А.Иванов – в живописи). Приблизительно с сер. века в острой полемике с официальным академизмом утверждается реализм. Реалистическая литература этого периода по своей социальной значимости вышла далеко за пределы художественной литературы и приобрела мировое значение (Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, И.С.Тургенев, А.П.Чехов и др.). Утверждение реализма в живописи во многом связано с Товариществом передвижных художественных выставок, образовавшимся в 1870 году (И.Н.Крамской, И.Е,Репин, В.И.Суриков, И.И.Шишкин и др.). В русской живописи этого периода присутствуют разнообразные жанры: портрет, пейзаж, натюрморт, исторический и бытовой жанр. В архитектуре XIX века господствует ампир, подразделявшийся на петербургский (К.И.Росси, А.Д.Захаров, А.Монферран) и московский (О.И.Бове). XIX век – время блестящего развития национальной музыки (П.И.Чайковский и «Могучая кучка»).

«Серебряный век» русской культуры (сер. 1890-х гг. – 1917 г.) – время духовных исканий и переоценки ценностей; это – элитарное явление, недоступное широким массам и требующее специальных знаний для его постижения. В литературе «серебряного века» на первый план вышла поэзия, где сформировалось несколько идейно-художественных направлений: символизм (А.Блок, В.Брюсов), акмеизм Н.Гумилев, А.Ахматова), футуризм (В.Хлебников, В.Маяковский), имажинизм (С.Есенин, А.Мариенгоф). Художники в это время создают объединения, отстаивая свои эстетические позиции: «Мир искусства» (А,Бенуа, Е.Лансере, К.Сомов), «Союз русских художников» (А.Васнецов, К.Коровин, К.Юон), «Голубая роза» (К.Петров-Водкин, М.Сарьян, Н.Крылов), «Бубновый валет» (П.Кончаловский, А.Лептулов, Н.Гончарова). В живописи находят яркое проявление символизм, модерн, кубизм, импрессионизм; с именами В.Кандинского и К.Малевича связано появление абстракционизма. Появляются новые виды искусства – эстрада (В.Панина, А.Вяльцева, А.Вертинский) и кино (А.Дранкин, А.Хонжонков).

В философии «серебряного века» присутствуют попытки творчески переосмыслить христианские (православные) догматы, осмыслить судьбу и пути развития России (Н.Бердяев, С.Булгаков, П.Флоренский и др.). Появляется новое направление – космизм (В.Вернадский, Н.Федоров), отстаивавшее единство человека, природы и космоса.

Развитие культуры «серебряного века» было прервано в 1917 году. Но оно продолжилось уже за границей, куда эмигрировали многие культурные деятели, вплоть до середины XX века.

В советский период оказались разрушены культурные связи России с Западом. Культура развивается в относительной изоляции. В результате социалистических преобразований сформировалась тоталитарная культура, в которой важнейшую роль играет идеология. Свобода творческого проявления по существу упраздняется. Деятели искусства были объединены в творческие союзы (писателей, кинематографистов, художников), утверждается единственное художественное направление – социалистический реализм, где действительность изображается сквозь призму идеологических установок. На первый план выходит кинематограф и литература, самый распространенный вид живописи – плакат, в музыкальном искусстве – песня. Но, несмотря на многие негативные тенденции, культура этого периода связана со многими достижениями. Фильм С.Эйзенштейна «Броненосец Потемкин» был признан лучшим фильмом всех времен и народов. Советский кинематограф (В.Шукшин, А.Тарковский и др.) заслужил мировое признание. Целый ряд писателей стремились продолжить лучшие традиции русской литературы (Ф.Абрамов, Г.Бакланов, В.Астафьев, В.Белов и др.). Огромным достижением было творчество композиторов Д.Шостаковича и С.Прокофьева. Советская власть огромное значение придавала развитию науки. Выдающиеся ученые этой эпохи (Н.И.Вавилов, И.В.Курчатов, С.П.Королев, Н.Г.Басов и др.) своими открытиями способствовали развитию не только советской, но и мировой науки.

Кроме того, важно понимать, что в развитии культуры этого периода, несмотря ни на что, всегда существовало и «неофициальное» направление (М.Булгаков, А.Ахматова, М.Цветаева, Б.Пастернак, позднее – Н.Коржавин, В.Аксенов, Г.Владимов).

Культурная ситуация в современном мире оценивается как кризисная. В России культурный кризис был углублен экономическим, политическим, социальным. Крушение системы социализма и распад СССР привели к сложнейшей ситуации. Материальная база культуры оказалась подорванной. Россия опять оказалась перед выбором своего пути развития и перед решением сложнейших задач. Ориентация России на Запад привела к разрушению или отказу от ряда позитивных достижений прошлого. И только в самое последнее время в обществе повысилось обращение к российскому культурному наследию. Возможно, это обеспечит преемственность в развитии духовной культуры России.

Вопросы для самопроверки:

1. Охарактеризуйте языческую культуру восточных славян.

2. Как отразилось христианство на развитии русской культуры?

3. Какие виды искусства получили развитие на Руси в XI-XIII веках?

4. Какую роль играл монастырь в древнерусской культуре?

5. Как отразилось монголо-татарское нашествие на русской культуре?

6. Объясните, что означает фраза – «Москва – третий Рим».

7. Как православие повлияло на развитие искусства эпохи средневековья?

8. Как отразились петровские реформы на развитии русской культуры?

9. Назовите художественные стили в русской культуре XVIII века.

10. Какими отличительными чертами обладала русская культура «золотого века»?

11. Какими отличительными чертами обладала русская культура «серебряного века»?

12. Какими характерными чертами обладала культура советской эпохи?

13. Назовите основные тенденции в развитии современной культуры России.

14. Какие процессы осуществляются в современном российском образовании?

15. В чем заключаются кризисные явления в культуре современной России?

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Контрольная работа является важной частью учебной работы студента. По дисциплине «История мировой культуры» контрольной работой для студентов заочного отделения является реферат. Реферат представляет собой обзор какой - либо научной проблемы по литературным и другим материалам с критическим анализом основных положений. Объем его колеблется от 10 до 25 машинописных страниц.

Литературные источники выступают как специфическое средство обучения. Широкое использование источников призвано создать основу для выработки ценностных ориентации, взглядов, убеждений. При выполнении работы следует иметь в виду, что студенту нужно показать, как он умеет работать с литературой, подбирать необходимый материал, анализировать его, группировать и представить в работе так, чтобы самостоятельно и аргументировано раскрыть содержание выбранной темы.

Изучение вопроса целесообразно начать с учебников, затем использовать дополнительную литературу и периодические издания. При написании работы, кроме учебников, следует использовать не менее трех работ научного характера по выбранной теме. Реферат - это своеоб­разный отчет студента о проделанной самостоятельной работе над выбранной темой. Работа должна продемонстрировать умение студента логически последовательно и литературно грамотно изложить, пользуясь учебной и дополнительной литературой, основное содержание темы.

Темы рефератов выбираются студентами самостоятельно из предложенного перечня. При необходимости можно обратиться за консультацией к преподавателю.

Форма защиты рефератов - устная.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ.

1. Первобытная мораль и нормы ее регламентации.

2. Социальные отношения в древности (стадо, община, род, племя, матриархат, патриархат, первоначальные формы брака, возникновение отношений господства и зависимости).

3. Синкретический характер деятельности первобытного человека (обряды плодородия, захоронений, инициации).