Смекни!
smekni.com

Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения (стр. 1 из 12)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования « САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Гуманитарный факультет

Кафедра философии

ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ И ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Санкт-Петербург

2005

Допущено

редакционно-издательским советом СПбГИЭУ

в качестве методических указаний

Составители:

канд. филос. наук, доц. Дядина Е.А.

канд. пед. наук, доц. Чистякова Э.Э.

Рецензент

док. филос. наук, проф. Гусева Е.А.

Подготовлено на кафедре

философии

Одобрено научно-методическим советом

гуманитарного факультета

© СПбГИЭУ, 2005

Содержание

1 Общие положения..............................................................4

2 Методические указания к изучению дисциплины…....5

3 Методические указания к выполнению контрольной

работы…………………………………………………...40

4 Контрольные задания......................................................41

5. Требования к выполнению контрольной работы…….47

6. Список литературы.........................................................48

Приложение 1. Содержание дисциплины……………….53

Приложение 2. Пример оформления первой страницы

титульного листа контрольной работы…60

Приложение 3. Перечень контрольных вопросов для

проверки знаний по дисциплине………..63

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Задачей современного вузовского образования является сочетание общенаучной и профессиональной подготовки с духовным, нравственным, художественно-этическим и гражданским развитием личности. Это делает необходимым изменение места и роли культурологической подготовки в системе высшего образования, объясняет появление в технических вузах новых дисциплин, в частности, «Истории мировой культуры».

Предметом «Истории мировой культуры является изучение культуры – как результата материального и духовного исторического опыта, зафиксированного в науке, искусстве, философии, религии и т.д. Культура является сложным и уникальным социальным организмом, имеющим собственные законы существования, которые обусловлены спецификой превалирующих ценностных ориентаций на разных этапах исторического развития. Анализ преобладающих в обществе духовных ценностей не только помогает определить уровень его развития и состояние, но и понять, почему данное общество живет так, а не иначе. В то же время знакомство с различными культурами позволяет увидеть не только специфику, но и общие черты, закрепленные в общечеловеческих идеалах и ценностях. Обращенность к общечеловеческим идеалам и ценностям, способствующим духовному и нравственному становлению личности, составляет особую значимость данного курса.

Данная дисциплина дает возможность сформировать культурный базис, необходимый для освоения общих и специальных знаний, через знакомство с достижениями мировой и отечественной культуры помогает определить свои мировоззренческие позиции. Изучение «Истории мировой культуры» способствует осмыслению современного мира как совокупности культурных достижений человеческого общества, ориентирует на взаимопонимание и продуктивное общение с представителями различных культур.

Изучение данной дисциплины направлено на решение следующих задач:

- познакомить с закономерностями развития культуры на разных этапах истории человечества;

- дать представление о многообразии и ценности различных культур;

- рассмотреть связи человека с миром, раскрывающиеся в изучении образа жизни, социальных и культурных ролей личности, культурной идентичности, типов культуры;

В результате освоения дисциплины студент должен:

- понимать и уметь объяснить феномен культуры, ее роль в человеческой жизнедеятельности, иметь представления о способах приобретения, хранения и передачи культурного опыта;

- знать формы и типы культур, основные культурно-исторические центры и регионы мира, закономерности их функционирования и развития;

- владеть навыками сравнительного анализа нравственных и эстетических ценностей, выработанных различными типами культуры;

- уметь оценивать достижения культуры на основе знания исторического контекста их создания, ориентироваться в культурной среде современного общества.

Следует отметить, что количество часов, отводимых для работы преподавателя со студентами заочной формы обучения, по сравнению с очной, ограничено, что увеличивает долю самостоятельной подготовки. Поэтому каждая тема содержит кроме рабочей программы методические указания, в которых сделаны текстовые акценты и определены основные понятия, вопросы для самопроверки, список научной и учебной литературы.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ

ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕМА 1. Предмет и методы исследования истории культуры.

Первая тема курса носит вводно-подготовительный характер. Главный акцент делается на определении феномена культуры как исторически накопленного духовного опыта человечества, его материальных и идеальных формах выражения. Необходимо отметить, что культура не может возникнуть на голом месте, вне человеческого общества, социальных связей, материального производства. Главным носителем культуры является человек. Поэтому культура всегда характеризует степень исторического развития общества и, прежде всего, уровень развития человека. Становление же человеческой личности связано с его активной деятельностью по преобразованию окружающего мира и себя самого. Следовательно, не только человек творит культуру, но и культура творит человека.

История культуры входит в структуру культурологического знания, являясь его базисом. В то же время история культуры - самостоятельная научная дисциплина. Если культурология стремится понять и объяснить культуру во всем многообразии ее развития, то история культуры изучает каждую отдельную культуру, как уникальное и оригинальное явление, а также сравнивает разные культуры между собой, выявляя их взаимосвязь, и взаимозависимость, их различия во времени и пространстве, в их ценностях и нормах, знаниях и умениях. Необходимо отметить связь истории культуры с другими научными дисциплинами – археологией, этнографией, историей, историей искусства, науки, философии, историей нравственности, эстетического вкуса, религии, обычаев и традиции, государства и права.

Особенностью функционирования культуры является то, что любой факт культуры всегда представляет собой единство материального и идеального, бытия и отношения, объективного существования и его идеального осмысления. Важно осознать, что материальная культура всегда является воплощением определенной духовной культуры, как и духовная культура, которая может существовать только будучи овеществленной, получившей то или иное материальное воплощение. Таким образом, материальная и духовная культура взаимосвязаны, воздействуют друг на друга и не существуют в отрыве одна от другой, что делает некорректным ранее распространенное противопоставление духовной и материальной культуры.

Среди законов функционирования культуры одним из наиболее значимых считается закон преемственности культуры. Развитие культуры предполагает процессы ее сохранения, передачи новым поколениям. Однако наряду с репродуктивным способом деятельности, основанным на повторении пройденного, важную роль в развитии культуры играет и творческое начало, которое связано с открытием нового, ранее неизвестного.

Следует обратить внимание на существование множества культур (исторических типов культуры – сменяющих друг друга эпох в развитии общества). Заметим, однако, что проблема типологии и периодизации культуры и сегодня является одной из дискуссионных и наименее разработанных. В целом можно выделить несколько подходов к изучению истории культуры. Формационный подход (К.Маркс, Ф. Энгельс) основан на рассмотрении истории как смены общественно-экономических формаций, соответственно каждой формации соответствует свой тип культуры, который эволюционирует в своем развитии от формации к формации. Представители этого подхода исходят из заданного изначально и длящегося на всех этапах единства культурно-исторического процесса. Цивилизационный подход (К.Ясперс, А. Тойнби) анализирует историю как смену цивилизаций, каждой из которых характерны стадии рождения, расцвета и упадка. Представители цивилизационного подхода доказывают отсутствие общей закономерности развития культуры человечества. Циклический подход (О.Шпенглер, Н. Данилевский) связан со стремлением обнаружить циклические повторения, свойственные природе, в развитии общества. Культура человечества, по мнению представителей этого направления, должна иметь свой восход и закат, расцвет и деградацию, рождение и смерть.

Еще одним спорным вопросом является проблема соотношения культуры и цивилизации. Исследования, которые велись в течение 19-20 веков, позволили наиболее полно раскрыть содержание и объем понятий «культура» и «цивилизация» и показать, что между ними существует нерасторжимая связь, но что они не тождественны друг другу. Состояние цивилизации является качественным состоянием культуры, т.е. определенным уровнем ее развития.

В заключение необходимо сделать вывод о ценности каждой культуры, поскольку каждая культура вносит свой уникальный вклад в общую сокровищницу культуры человечества. Потеря достижений одной культуры – потеря для всего человечества, невосполнимая утрата.