40. Зарубежный опыт социокультурного проектирования
3. Методические рекомендации и задания
В каждой контрольной работе кроме теоретической должна быть и практическая часть. Ниже предложены разные варианты ее разработки для некоторых тем контрольных работ.
1. Государственный (федеральный) уровень социокультурного программирования и проектирования
Практическое задание
Сравните и охарактеризуйте структуру, основные разделы в нескольких федеральных программах «Культура России», наличие которых обязательно при их разработке. Проанализируйте соотношение мероприятий по строительству, реставрации, организации массовых акций в разных регионах России, а также долевое соотношение финансовых средств, выделяемых на них на федеральном и региональном уровнях.
2. Типология социально-культурных проектов
Практическое задание
Приведите примеры разного типа социально-культурных проектов, которые были реализованы в России или в зарубежных странах за последнее время. Один из таких проектов можно раскрыть более подробно – как по содержанию, так и по организации, финансированию проекта.
3. Информационная база социокультурного проектирования
Практическое задание
Для утверждения Вашего проекта в местной администрации потребуется необходимая информация содержательного, организационного, юридического (проект договора), финансового характера. Составьте перечень сведений по этим разделам, которые понадобятся для предоставления проекта местной администрации
4. Событийный подход к социокультурному проектированию
Практическое задание
Покажите, как можно воспользоваться любого рода событийным календарем (например, календарем общегосударственных праздников) для выбора массового мероприятия и разработки проекта для его реализации в условиях муниципального образования
5. Благотворительный фонд как источник финансирования в СКП
Практическое задание
Для реального воплощения Ваших замыслов в социально-культурной деятельности Вам необходимо обратиться в один из фондов, поощряющих подобные проекты (например, Фонд культурных инициатив). Составьте полный перечень необходимых документов в соответствии с требованиями этого фонда.
6. Использование методики фандрейзинга для финансирования программ и проектов
Практическое задание
Для организации художественной выставки детских рисунков, посвященной
Дню защиты детей в местном центре культуры, Вам необходимо собрать «энную» сумму дополнительных финансовых средств. Покажите, как Вы воспользуетесь методикой фандрейзинга для обращения в местный коммерческий банк для поддержки этой акции.
7. Организация реализации социокультурных проектов и программ
Практическое задание
Составьте план практических мероприятий для реализации Вашего проекта (например, по проведению кинофестиваля документальных фильмов, посвященного спортивным достижениям российских спортсменов на различных чемпионатах и олимпиадах) в студенческом клубе Вашего вуза. По мере возможности, соблюдайте четкий алгоритм в последовательном перечислении этих мероприятий.
К выполнению контрольной работы предъявляются следующие требования:
· контрольная работа должна быть выполнена самостоятельно, как собственное рассуждение автора на основе информации, полученной из различных источников;
· содержание контрольной работы должно быть изложено от имени автора;
· цель и задачи контрольной работы должны быть четкими и отображать суть исследуемой проблемы;
· содержимое контрольной работы должно соответствовать теме задания и отображать состояния проблемы, степень раскрытия сути проблемы в работе должна быть приемлемой;
· при разработке контрольной работы должны быть использованы не менее 10 различных источников;
· работа должна содержать обобщенные выводы и рекомендации.
4. Список литературы
Нормативная
18. «Основы законодательства российской федерации о культуре» (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. от 23.06.1999 №115-ФЗ, с изм. от 23.12.2003, от 22.08.2004 №122-ФЗ).
19. Федеральный закон РФ от 06.01.1999 «О народных художественных промыслах».
20. Федеральный закон РФ от 26.05.1996 №54-ФЗ «О музейном фонде РФ и музеях в РФ»
21. Федеральный закон РФ от 11.08.1995№135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных ргнаизациях».
5. Всеобщая Декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии от 02.11.2001, ПАРИЖ/ www.library.by/data/013/088.htm
Основная1. Бирженюк Г.М., Марков А.П. Основы региональной культурной политики и формирования культурно-досуговых программ. – СПб: ЛГИК, 1992.
2. Дридзе Г.М., Орлова Э.М. Основы социокультурного проектирования. – М., 1995
3. Дукельский В.Ю. Культурный проект: от замысла к реализации /http://www.grant-project.ru/publ/1-1-0-38 (на 02.03.10).
4. Как просить деньги на культуру: реферат кн. К.Л.Столпнер, К.Б. Хопкинс «Успешный фандрейзинг для учреждений культуры» /Сост. Иксанов А.Г., Дымникова А.И. – СПб: Нотабене, 1995.
5. Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование: уч. пособие. – Ростов н/Дону: Феникс, 2001.
6. Луков В.А. Социальное проектирование: уч. пособие. – М.: МГСА, 2002.
7. Марков А.П. Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования: уч. пособие. – СПб: ГУП, 1998.
8. Михеева Н.А., Галенская Л.Н. Менеджмент в социально-культурной сфере: уч. пособие. – М., 2000.
9. Михеева Н.А. Социокультурное проектирование: уч. пособие. – СПб: СПбГУСЭ, 2008.
10. Розин В.М. Социокультурное проектирование и программирование./ http://www. culturalmanagement.ru/books/1264?cid=82 (на 02.03.10).
11. Современные технологии социокультурной деятельности. – Тамбов, ТГУ, 2002.
12. Тульчинский Г. Л., Шекова Е. Л. Менеджмент в сфере культуры: Учебное пособие. 3-е изд. – СПб.: Лань; «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2007.
Дополнительная
1. Глазычев В.Д. Исследование и проектирование в сфере культуры// Методология и методика социологических исследований культуры. – М., 1986.
2. Дымникова А.И., Иксанов А.Г. Благотворительный фонд БДТ. – СПб,1996.
3. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: учеб.-метод.пособие / А.Д.Жарков. – М.: Либерия – Бибинфрорм, 2008.
4. Михеева Н.А. Технологические аспекты управления социально-культурной сферой в период общественного переустройства России: монография. – СПб: СПбГУСЭ, 2010.
5. Проблемы эстетического воспитания в аспекте социокультурного проектирования. – М., 1988.
6. Прорыв к реальности: социальное проектирование в сфере культуры / Под ред. Д. Дондурея и И. Жежко. – М.: НИИ Культуры, 1990.
7. Социальное проектирование в сфере культуры. Методология проблемы. – М., 1986.
8. Социальное проектирование в сфере культуры: игровые методы – М., 1987.
9. Социальное проектирование в сфере культуры. Центры досуга. – М., 1987.
10. Социокультурное проектирование и целевое программирование в области эстетического воспитания. – М., 1989.
11. Федеральная целевая программа «Культура России (2001-2005 годы)». – М.: ГИВЦ МК РФ, 2000.- 120 с.
12. Федеральные целевые программы./ http://www.programs-gov.ru (на 03.03.10).
Ст. преподаватель Кокшина Г.Н.
Ст. преподаватель Любивая А.И.
9. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ СЕРВИС ЗА РУБЕЖОМ
«Социокультурный сервис за рубежом» является дисциплиной специализации 230510 «Социокультурный сервис» специальности 230500, которая предусмотрена для студентов очной формы обучения.
Изучение данного курса базируется на уже полученных студентами знаниях о структуре социокультурного сервиса, истории развития и становления в России и за рубежом, основными направлениями социокультурной деятельности и государственным механизмом регулирования культурной сферы при изучении дисциплин «Основы социокультурной деятельности», «Социокультурный сервис. Раздел 1. История и теория социокультурного сервиса», «Музейная и выставочная работа» и др.
Структура и функционирование социально-культурного сервиса (в дальнейшем СКС) индустриально развитых зарубежных странах имеет принципиально важное значение для становления современного рынка СКС услуг в России. Многие позитивные начинания и методики организации деятельности сферы СКС зарубежных стран уже сегодня внедряются в России, в связи с переходом всей экономики страны на рыночные отношения, предполагающие совершенно новые взаимоотношения между культурой и государством. Сегодня многие организации СКС успешно перенимают западный опыт работы, так как в странах Европы и США сфера культуры функционировала в условиях рыночных отношений уже с 60-70-х годов 20-го века и имеет богатый опыт работы с коммерческими организациями. В зарубежных странах за последние десятилетия (прежде всего в США и Западной Европе) разработаны методы управления и финансирования, а также государственного регулирования некоммерческими структурами (нонпрофитная сфера), что особенно важно и актуально для российских некоммерческих организаций (библиотеки, музеи, кинематограф, театр, клубы).
В то же время появление новых компонентов СКС в нашей стране ( казино, дискотеки, частые клубы, парки аттракционов и развлечений и.т.д.) привели к необходимости осваивать опыт работы аналогичных коммерческих заведений за рубежом для организации более разнообразного и интересного досуга и рекреации населения. Ограничение государственного финансирования сферы культуры сегодня в России приводит к неизбежному переходу многих организаций культуры на самофинансирование, западные же страны столкнулись с аналогичными проблемами почти 40 лет назад и сумели в рыночных условиях выработать способы взаимодействия с государством. Модели этого взаимодействия возможно и нужно перенимать, конечно, адаптируя их к российским условиям и вводя в рамки российского законодательства. Именно поэтому специалистам по СКС и туризму необходимо ориентироваться в современных проблемах СКС за рубежом, знать новейшие технологии для использования их в своей дальнейшей работе.