- традициям и праздникам этносов, населяющих Ленинградскую область.
В результате изучения дисциплины «Культурно-зрелищные традиции Санкт-Петербурга и Ленинградской области» студент должен:
· знать:
- историю развития культурно-зрелищных традиций Санкт-Петербурга и Ленинградской области;
· уметь:
- формировать готовность к художественной деятельности;
· получить навыки:
- работы в конкретном виде художественной деятельности.
1.Темы контрольных работ
1. Санкт-Петербург как культурная столица России.
2. Санкт-Петербург – особенности зрелищной культуры и традиций.
3. Зрелища и увеселения в Петровскую эпоху.
4. Европейские традиции новых российских праздников при Петре I.
5. Маскарады, костюмированные балы в 18 в. (Барокко).
6. «Ледяной Дом» Анны Иоанновны.
7. Городские увеселения на Царицыном лугу.
8. Павел I и Новая мода.
9. Пасхальные празднества в Санкт-Петербурге.
10. «Павловский вокзал».
11. Праздники первых революционных десятилетий.
12. Новые праздники Советской эпохи.
13. Местные традиции зрелищ в Ленинградской области (по выбору).
14. Придворные праздники (любая эпоха по выбору).
15. Первые кинотеатры в Санкт-Петербурге.
16. Современные праздники (90-е гг.).
17. Музыкальные и театральные фестивали в Санкт-Петербурге (описание одного по выбору).
18. Элементы зрелищности в городских мероприятиях (по выбору).
19. «Алые паруса» как культурно-зрелищная традиция Санкт-Петербурга.
20. «Ночной Петербург»: зрелищный ассортимент.
21. «Белые ночи» как культурно-зрелищная традиция традиция Санкт-Петербурга.
22. Гендерные аспекты культурно-зрелищных традиций Санкт-Петербурга.
23. Сезонные аспекты культурно-зрелищных традиций Санкт-Петербурга.
24. Зрелищные традиции городских праздников (по выбору).
25. Новые технологии зрелищной культуры (по выбору).
2. Методические рекомендации и задания
Контрольная работа предполагает обращение к культурно-зрелищным традициям Санкт-Петербурга и Ленинградской области, которые остались в современной культуре и свидетельствуют о связи эпох и поколений. Студенты имеют возможность выбрать регион, город по своему желанию и возможностям.
Особенностью работы является её исследовательский, «инвентаризирующий» характер. Визуализация современной культуры, особая значимость в системе восприятия зрительных образов трансформировала и характер зрелищных событий в культуре. Введение новых технологий не только преобразовало визуальную культурную традицию, но и изменила её статус в общей культуре города, наделив зрелищную составляющую культуры самостоятельной эстетической и смыслонесущей функцией.
В задачу работы входит обнаружение «новой жизни» культурно-зрелищных традиций, характера их преобразований, социокультурных детерминантов и тенденций, проблем и перспектив.
В каждом городе сложились свои, общие и местные, культурно-зрелищные традиции, поэтому работа обязательно должна иметь региональный аспект: т.е. каждый феномен должен рассматриваться в ряду культурно-зрелищных универсалий и, в то же время, внутри локальной и самобытной культурно-зрелищной традиции.
Не стоит забывать, что культурно-зрелищная традиция не тотально связана с развлекательной, досуговой, праздничной ипостасью жизни. Именно современная культура актуализировала негативную сторону зрелищности, последовательно формируя новую, шокирующую культурно-зрелищную инновацию. Какие тенденции, опасности, проблемы несут в себе эти деформации или метаморфозы – пока открытая и перспективная область социокультурных исследований.
Таким образом, конкретными задачами работы должны стать попытки разглядеть в классической модели глубокой культурно-зрелищной традиции ростки нового, возможно – не всегда и не во всем положительного, но, тем не менее, возбуждающего интерес. Достоинством работы явится не только демонстрация осведомленности, научно-теоретической и практической компетентности, но и оригинальность взгляда, необычность ракурса, в котором студент представит традиционную культурно-зрелищную современность.
3. Список литературы
Основная:
1. Антонова, О. А. Очерки по истории театра в учебных заведениях России (XVII-XXI вв.). Монография / О. А. Антонова. – СПб. : СПбГАСЭ, 2004.
2. Антонова, О. А. Культурно зрелищные традиции СПб и Ленинградской области: Учебное пособие / О. А. Антонова. – СПб. : СПбГУСЭ, 2005.
3. Антонова, О. А. Уроки культуры: учеб. пособие / О. А. Антонова. – СПб. : РГПУ имени А.И. Герцена, 2006.
4. Каган, М. С. История культуры СПб: учебник / М. С. Каган. – СПб. : Петрополис, 2006.
5. Ягодинская, Н. В. Культурно-исторические центры России: учеб. пособие / Н. В. Ягодинская. – М. : Академия, 2005.
Дополнительная:
1. Антонова, О. А. Школьный театр в истории образования России (XVII-XXI вв.). Монография / О. А. Антонова. – СПб. : СПбГУСЭ, 2006.
2. Волков, С. История культуры Санкт-Петербурга / С. Волков. - СПб. : Паритет, 2004.
3. Келлер, Е. Э. Праздничная культура : очерки истории / Е. Э. Келлер. – СПб. : Михайлова В.А., 2001.
4. Кутейникова, Н. С. Мазайка. Санкт-Петербург XVII-XXI вв. / Н. С. Кутейникова. – СПб. : Знание, 2005.
5. Мировая художественная культура. От зарождения до XVII в./ под ред. Е.П. Львова – СПб. : Литер, 2006.
6. Петербург - место встречи с Европой. – СПб. : Паритет, 2003.
7. Пыляев, М. И. Забытое прошлое / М. И. Пеляев. – СПб. : Паритет, 2003.
8. Пыляев, М. И. Старый Петербург / М. И. Пеляев. – СПб. : Паритет, 2002.
Периодические издания:
1. История Санкт-Петербурга: журнал.
2. Клио: журнал.
3. Санкт-Петербургские ведомости: журнал.
4. Туризм: практика, проблемы, перспективы: журнал.
Приложение 1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное заведение высшего
профессионального образования
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ
Кафедра “Социально-культурный сервис и туризм”
Контрольная (Курсовая) работа
по дисциплине
«____________________________________»
Выполнил: студент __курса_____группы специальности 230500 ФИО |
Санкт-Петербург
2010
Приложение 2
Образцы оформления литературы
Монография
Хренов Н.А. «Человек играющий» в русской культуре. – СПб.: Алетейя, 2005. – 604 с.
Коллективная монография, учебное пособие, сб. научных статей
Цветущая сложность: Разнообразие картин мира и художественных предпочтений субкультур и этносов / Научн. ред. К.Б.Соколов; Ред.-сост. П.Ю.Черносвитов. – СПб.: Алетейя, 2004. – 544 с.
Статья в сборнике
Сальникова Е.В. Развлечение городом, или Бесплатные удовольствия в пространстве тотальной коммерции // Город развлечений. Наблюдения, анализы, сюжеты. Спб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 2007. С. 32.
Статья в журнале
Вайнштейн О. Грамматика запаха // Иностранная литература. 2001. № 8. С. 57.
Статья из Интернет источников
Гагин А., Бокарев Т. Сделайте из бренда хит в Интернете // www/Diogenes.ru
Ссылка на газету
Эхо. (Газета. Владивосток). 1920. 6 фев.
[1] Студентам, обучающимся в филиалах СПбГУСЭ, возможно исследование музея данного региона
[2] План выставочного пространства - необходимо зарисовать схематически помещение выставки, зал музея,. Схематически обозначить комплексы и подписать , что представлено. Если это художественная выставка можно ограничиться избранными произведениями.
[3] Под архитектурно-художественным решением понимается оформление выставочного комплекса,продуманность решения выставки, замысел авторов, колористическое решение. Концепция выставки оформленная своеобразным образом.
[4] Аудио-визуальные средства - видео, аудио, компьютерная аппаратура. Применение иных мультимедийных средств.
[5] Этикетаж (от фр.Etiquette – этикетка) - в практике художественных выставок - подписи, помещаемые под экспонатами или рядом с ними. Обычно этикетаж содержит: фамилию, имя и год рождения автора; название произведения и его частей; материал и год исполнения произведения; дополнительно могут указываться; владелец произведения, его цена и т.д.