Изучение курса «Технология социально-культурного сервиса» предусматривает использование различных форм обучения, в том числе и написания курсовой работы
Курсовая работа должна проявить не только узконаправленное владение избранной темой, но и понимание её взаимосвязи с другими разделами курса.
Поскольку курс использует знания и умения, полученные на предметах «Введение в специальность», «История и теория социально-культурного сервиса», «Социально-культурная деятельность», «Основы культурно-художественной деятельности», а также опирается на общекультурное развитие, совершенствующееся на предметах «Мировая культура и искусство», «Культурология», то и написание курсовой работы должно выявить эту взаимосвязь и проявить взаимовлияние и взаимодействие с этими дисциплинами предмета «Технология социально-культурного сервиса».
В курсовой работе должны быть рассмотрены как теоретические основания технологий, так и вопросы методики конкретных форм социально-культурной работы, широко используемые в практике. Кроме того, написание курсовой работы предусматривает изучение передового отечественного и зарубежного опыта организации социально-культурного сервиса населения. Всё это способствует формированию профессиональных позиций специалиста, умений и навыков анализа современной социокультурной ситуации, практической деятельности и социальных институтов в сфере социально-культурного сервиса..
Цель курсовой работы – выявить глубокое понимание избранной темы с перспективой самостоятельного и творческого использования изученного материала в своей будущей теоретической и практической работе.
Другими задачами курсовой работы можно считать выявление глубины постижения студентом содержания курса, понимания сцеплённости избранной темы с другими разделами курса, умения ввести исследуемую тему в широкий культурный контекст, творчески применить изученный материал к специфике будущей профессиональной деятельности.
Поскольку отчёт по изученному курсу предполагает также практическое
подведение итогов, работу над любой темой нужно вести с прицелом именно не такое двойное использование знаний, полученных в результате изучения темы курсовой работы. Выбор темы производится самостоятельно, в соответствии с формирующимися профессиональными интересами студента.
Основными элементами курсовой работы являются: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, библиографический список, приложения.
Постановка проблемы предполагает выявление той особой связанности материала и исследователя, когда интерес последнего концентрируется на ещё не выявленных сторонах темы, что предполагает в первую очередь её предварительное широкое и глубокое изучение с тем, чтобы выявить имеющиеся противоречия, мешающие актуализации темы. Вместе с тем, предварительное изучение позволяет студенту-исследователю выдвинуть рабочую гипотезу - путь предполагаемого решения выявленной проблемы. Рабочая гипотеза станет ориентиром при отборе материала, при выборе методов исследования, формировании концепций, формулировке итогов и выводов.
Основная часть должна состоять из двух разделов. В первом разделе собирается материал, связанный с изучением темы на основе имеющейся литературы. Здесь выявляются особенности изучаемого предмета, его факторы, свойства и многообразные функции. Не ограничиваясь одной-двумя известными работами, следует изучить разные подходы к объекту исследования, чтобы иметь возможность при сравнении выявить противоречие и составить собственный взгляд на предмет. Собственный подход составит основу второго раздела работы. Здесь студент прилагает выводы первого раздела к специфической практике социально-культурного сервиса и туризма и исследует тему уже применительно к этому материалу.
Творческий подход к написанию курсовой работы не только позволяет лучше усвоить учебный материал, связав его напрямую с интересами студента, но и ввести в профессиональную практику немедленно, что инициирует в свою очередь учебный процесс.
В заключении подводится итог исследования, делаются выводы, желательны рекомендации, направленные на повышение эффективности процессов, связанных как с теоретическими так и практическими аспектами исследуемой темы.
В конце работы даётся список литературы (не менее 12-15 названий). Каждый источник должен быть так или иначе отражён в основной части работы.
Приложения содержат вспомогательные материалы в виде текстов, иллюстраций, таблиц. На них делаются ссылки в основном тексте.
Ограниченный объём методических указаний не позволяет подробно разобрать все темы, рекомендованные для написания курсовой работы. Наиболее сложны темы, представляющие собой теоретические основания использования технологий социально-культурного сервиса. Их мы и разберём.
Тема 1. Театральные технологии - база технологий социально-культурного сервиса
Основная литература.
1. Ионин Л.Г. Театр культурных форм / Социодинамика культуры. Вып.1. Концептуальные основы социологического анализа культурных изменений. – М., 1991.
2. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. – М.: Издательская группа «Прогресс», 1992.
3. Пригожин К.К. Политика – вершина шоу-бизнеса. – М., 2001.
4. Сыроежкин И.М. Театр в системе межличностных отношений / Социологические исследования театральной жизни. – М., 1978.
5. Хренов Н.А. Театр как средство массового воздействия // Вопросы социологического изучения театра. – Л., 1979.
6. Дебор, Ги. Общество спектакля. – М.: ЛОГОС, 2004.
7. Гачев Г. Театральность в нашей жизни // Свободная мысль. 1991. №1.
8. Социальные технологии в сфере культуры и досуга. Опыт. Проблемы. Инновации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (ноябрь 2001, Москва) / Тамбовский Государственный университет им. Г.Р.Державина. – Тамбов, 2001.
9. Современные технологии в сервисе, туризме и управлении: сб. статей. – Майкоп, 2002.
10. Светлова О. Анимация: работа без штампов // Праздник. 2003. № 10. С.34.
Методические рекомендации.
В этом разделе следует раскрыть понятие театральных технологий как форм и методов организации социально-культурных мероприятий. Поставщиком таких технологий является театр, осуществляющий медиацию между искусством и жизнью. Современный социум видится как «общество спектакля» (Ги Дебор) с его всё возрастающей театрализацией жизни. Но и сам театр требует организации в нём вполне реальной жизни. Театр является синкретическим видом искусства, всем многообразием средств моделирующим многообразие социальной жизни человека. Так театр становится видом социально-культурной деятельности. В структуре социально-культурного сервиса театр приобретает значение гораздо большее чем вид искусства. Он становится экспериментальным полем, на котором актуализируются традиционные методики и разрабатываются новые технологии организации мероприятия социально-культурного плана: разработки его содержания, установления взаимодействия со зрителем и участниками, выявления социального смысла и построения художественной формы такого мероприятия. Так социально-культурный сервис использует исторически сложившееся технологическое многообразие театральной культуры.
Тема 2. Технология драматизации жизненного события.
Основная литература.
1. Ариарский М.А. Исходные понятия социально-культурной деятельности. – СПб, 1996.
2. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой работы. – М., 1997.
3. Лотман Ю.М. Текст и структура аудитории // Учёные записки Тартуского университета. Вып. 422./ Труды по знаковым системам. Вып.9. – Тарту, 1977.
4. Рехельс М.Л. Режиссёр – автор спектакля. – М., 1969.
5. Катышева Д.Н. Литературный монтаж. – М.,1973.
6. Сахновский-Панкеев В.А. Драма. – Л., 1969.
7. Чечётин А.И. Драматургия театрализованных представлений. – М., 1979.
8. Коптев Л.Н. Готовность к культурно-досуговой деятельности: Постановка сказки: Учебное пособие. – СПб: СПбГАСЭ, 2005.
Методические рекомендации
Применительно к задачам социально-культурного сервиса драматизацию можно понимать как моделирование жизненных событий и обстоятельств средствами драматургии. Жизненное происшествие и жизненные обстоятельства становятся основой драматизации. По законам драматизации строятся сценарии разнообразных мероприятий социально-культурного сервиса. В алгоритм драматизации входят: предлагаемые обстоятельства, событийная целостность, борьба, предмет и объект борьбы, этапы борьбы, действие, тема и сверхзадача драматизации. Сюда же включается и композиционное построение: экспозиция, развитие, кульминация, финал. Предполагается социальный, нравственный, художественный итог воздействия на предполагаемого участника и зрителя.
Тема 3. Технология театрализации.
Основная литература
1. Вислова А.В. Серебряный век как театр: феномен театральности в культуре рубежа Х1Х – ХХ в.в. – М., 2000.
2. Захарова О.Ю. Светские церемониалы в России Х111-ХХ века. – М., 2001.
3. Лотман Ю.М. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. – М., 1983. С.72-110.
4. Топоров В.Н. Первобытные представления о мире /Общий взгляд// Очерки истории естественно-научных знаний в древности. – М., 1982. С.8-19.
5. Иванов В.И. Предисловие к книге Р.Роллана «Народный театр» // Из истории советской науки о театре. 20-е годы. – М., 1988. С.16-19.
6. Коптев Л.Н. Организация проведение культурно-досуговой работы в семье: Учебное пособие. – СПб: СПбГАСЭ, 2005.
7. Коптев Л.Н. Основы культурно-художественной деятельности. Истоки творчества и символы в искусстве и культуре: Учебное пособие. – СПб: СПбГИСЭ, 2001.
8. Юнг К.Г., Нойманн Э. Психоанализ и искусство. – Ваклер, 1996.
9. Окулович В. С элементами театрализации // Культурно-просветительная работа. 1981. №5.
Методические рекомендации
Театрализация, по определению В.И.Иванова, это «жизнь масс, художественно оформленная по законам театра». Театрализация как инструмент «пересоздания личности». Жизнь как эстетический феномен. Слияние жизни с игрой. Обрядовые истоки театрализации. Синкретизм театрализации в обряде жертвоприношения: песни, пляски, музыка, гримировка, маскировка, костюмировка, мифотворчество. Театрализация как светская обрядность. Театрализация как выстраивание символических форм, запирающих демонические силы личности (по К.-Г. Юнгу). Формы театрализации жизни в русской истории. Русский бал как театрализация жизни. Карнавальность, всесословность, публичность, диалогичность, императивность правил бала. Основные элементы театрализации: место, время, материал, программа, роли, травестизм, костюмирование, принципы решения пространства, звука, света, цвета, жанра театрализации. Формирование готовности к участию в театрализации. Театрализация русской дуэли как жертвоприношения ради чести. Правила русской дуэли. Атмосфера дуэли. Участники и зрители дуэли. Другие виды театрализации. Анализ художественного текста. Изложение и этюдное проигрывание события. Создание постановочного решения. Репетиционная работа над театрализацией. Переход от импровизации к фиксации действенной партитуры. Использование выразительных средств в театрализации.