Смекни!
smekni.com

Методические указания по выполнению курсовых и контрольных работ по дисциплинам специализации «социокультурный сервис» для студентов специальности 100103. 65 (стр. 5 из 18)

Тема 4. Технология работы режиссёра с исполнителем в мероприятиях социально-культурного сервиса.

Основная литература

1. Станиславский К.С. Собр. соч: в 8 т.т. Т.2. – М., 1954; Т.3. – М.: Искусство,1955; Т.4. – М.: Искусство, 1956.

2. Коптев Л.Н. Истоки творческой готовности актёра. – СПб, 1998.

3. Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под ред. А.Д.Жаркова и В.М.Читикова. – М., 1998.

4. Попов А.Д. Творческое наследие: Работа над спектаклем. Избранные письма. – М.: ВТО, 1986.

5. Силантьева И.И., Клименко Ю.Г. Актёр и его alter ego. – М., 2000.

6.Туманов И.М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта. – М., 1974.

Методические рекомендации.

Процесс сервиса рассматривается сегодня по аналогии со спектаклем: сценарист – разработчик новой услуги, режиссёр – организатор конкретной услуги, зритель – потребитель услуги. Новый спектакль – новый вид услуги. Режиссура рассматривается как совокупность технологий моделирования социокультурных процессов театральными средствами. Используются раздельно и в совокупности четыре базовых методики работы режиссёра с исполнителем в сфере социально-культурного сервиса: домхатовский, застольный, этюдный, постановочный. Различаются и технологии взаимосвязи исполнителя с ролью: отождествление, очуждение, трансформация, перевоплощение.

Тема 5. Формирование готовности к творческой деятельности

Основная литература

1. Кравцова Е. Психологические проблемы готовности к обучению в школе. – М.: Педагогика, 1991.

2. Лисочкин Г. Игра в жмурки или готовы ли мы к рыночной экономике // Совершенно секретно. 1990. № 6. С.7.

3. Коптев Л.Н. Творческая готовность как феномен культуры. – СПб: СПб ГАСЭ, 2005.

4. Коптев Л.Н. Основы культурно-художественной деятельности: Творческая готовность в культуре: Уч. пособие. – СПб: СПбГАСЭ, 2005.

5. Коптев Л.Н. Истоки творческой готовности актёра. – СПб: СПбГИСЭ, 1998.

6. Парыгин Б.Д. Психологическая готовность к работе в новых условиях: Проблемы, тенденции, пути решения // Психол. журнал. 1986. Т. 7. № 6.

Методические рекомендации.

Готовность в социально-культурном сервисе. Термин «готовность» отражает тот пласт явлений, под которым понимается потенциал перехода на другой более высокий уровень организации материала. Под творческой готовностью понимается мобилизованность потенциала ещё не развёрнутых в творчестве, но уже сформированных и скрытно действующих в соответствии с программой сил. Аспекты готовности: коммуникативный, технологический, игровой, психологический, самореализационный. Тренинг готовности. Упражнения, тренирующие готовность к ориентации в игровом пространстве. Упражнения на смелость включения в предлагаемые обстоятельства. Упражнения на изменения привычного образа «я». Упражнения на изменение обыденного самочувствия. Упражнения на овладение зерном другого характера. Упражнения на эмоциональную память.

Тема 6. Организация новогодних и рождественских представлений.

Основная литература

1. Панкеев Русские праздники. – М., 1998.

2. Энциклопедия российских праздников / Под ред. Воскобойникова В. – СПб, 1997.

3. Душечкина Е.В. Русская ёлка. – СПб, 2002.

4. Захарова О.Ю. Русские балы и конные карусели. – М., 2000.

5. Наши праздники // Под ред. Белова А.В. – М., 1977.

Методические рекомендации.

Становление новогоднего празднования в России: народная традиция; церковная традиция; установления Московской Руси; новации Петровской эпохи; развитие петровских традиций в 18 веке; ёлка в 19 веке; драматические изменения празднования в 20 веке. Праздничные развлечения и праздничный стол. Светские и церковные традиции организации новогодних и рождественских представлений. Ритуальное значение новогоднего представления – завершение цикла развития старого мира и смена его новым циклом: восхождение к истокам зарождения мира. Основные мифологемы новогоднего сценария. Особенности работы с детской и взрослой аудиторией. Традиционные и современные приемы исполнения в спектаклях светского и религиозного представлений на Новый год и Рождество. Технологии организации новогоднего и рождественского представлений как соборного действа. Технология фольклорных святочных представлений. Приемы народного театра.

Тема 7. Технология разработки замысла мероприятия в социально-культурном сервисе.

Основная литература.

1.Станиславский К.С. Собр. соч.: в 8 т.т. Т.4. – М.: Искусство, 1961.

2.Попов А.Д. Спектакль и режиссёр. – М., 1972.

3.Розовский М.П. Режиссёр зрелища. – М., 1973.

4. Мейерхольд В.Э. К истории и технике театра / Мейерхольд В.Э. Статьи, письма, речи, беседы. Т.1. 1891-1917. – М.: Искусство, 1968. С.103-142.

5. Коптев Л.Н. Готовность к культурно-досуговой деятельности: постановка сказки: Учебное пособие. – СПб: СПбГАСЭ, 2005.

Методические указания.

Замысел – программирование будущего мероприятия. Готовность является основой интуитивных процессов творчества. Условия формирования готовности: наличие творческих мотивов и ясное представление о характере будущего мероприятия. Мотивы можно классифицировать как социальный, профессиональный, игровой, саморегуляционный, самореализационный. Представление о будущем мероприятии складывается из представления о сценарии и об условиях игры как жанре мероприятия. Изучение жизненного материала, лежащего в основе сценария. Реалии жизни перерабатываются в художественную фактуру мероприятия: оформление пространства, предметную среду, костюмы, типологию действующих лиц, стиль поведения, отношений, звуко-шумо-музыкальную среду и художественную атмосферу. Зрелая готовность при соответствующем толчке рождает приём – зрелищный способ выражения смысла театральными средствами: через вещь, мизансцену, музыку, свет, костюм, сценографию и т.п. Этапы формирования замысла мероприятия: интуитивный синтез, первое видение, фантазирование, ограничение фантазий условиями игры, создание идейно-тематической концепции, создание постановочной концепции.

4. Список литературы

Основная

1. Велединский В.Г. Социально-культурный сервис: история и теория. – СПб: СПбГАСЭ, 2004.

2. Жарков А.Д.Технология культурно-досуговой работы. – М., 1997.

3. Генкин Д.М. Театрализованные формы массовой работы клуба. – М., 1969.

4. Коптев Л.Н. Готовность к культурно-досуговой деятельности: постановка сказки: Учебное пособие. – СПб: СПбГАСЭ, 2005.

5. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная анимация: Уч. пособие. – М.: МГУКИ, 2000.

Дополнительная

1. Бакланова Т.Н. Самодеятельное художественное творчество в СССР: Уч. посо­бие. – М: МГИК, 1986.

2. Батракова С.П. Художник играющий// Западное искусство. XX век. Мастера и проблемы. – М: Наука, 2000.

3. Брусов С. Специфика социальных технологий и их использование в сфере культуры и досуга// Культурно-досуговая деятельность: перспективы развития и проблемы регулирования. – Свердловск, 1991.

4. Вершковский Э. Режиссура массовых клубных представлений: Уч. пособие. – Л.: ЛГИК, 1977.

5. Ганешин К. Толпа ревела от удовольствия//Народное творчество. 2000. № 3.С.85.

6. Генкин Д.М. Массовые праздники. – М., 1975.

7. Герасимова О.А. Методика игровой деятельности шоу-мена. – Улан-Удэ, 1999.

8. Дианова В.М. Актёр и зритель: особенности диалогического мышления//Вопросы социологического изучения театра. – Витебск, 1995.

9. Дюмазедье Ж. На пути к цивилизации досуга / Вестник МГУ. Социально-политические исследования. 1993. № 1.

10. Захарова Н. Шоу-бизнес // Итоги. 2001. 7 авг. С.53-56.

11. Зрелищно-игровые формы народной культуры. Сб./Отв. ред., сост. Л. М.Ивлева, СПб., 1991.

12. Исаенко В. Психолого-педагогические особенности личности руководителя клубного самодеятельного коллектива//Актуальные вопросы клубной работы. – М., 1979 / Труды НИИ культуры, т. З.

13. Каргин А. С. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе. – М., 1984.

14. Киселёва Т.Г., Красильников Ю.В. Основы социально-культурной деятельности. – М., 1997.

15. Клитин С.С. Эстрада. – М., 1989.

16. Клубоведение: Учебное пособие. – М., 1980.

17. Коптев Л.Н. Основы культурно-художественной деятельности: Истоки творчества и символы в искусстве и культуре. Уч.пособие. – СПб., 2001.

18. Культура в условиях рыночной экономики: Уч. пособие. – СПб, 1993.

19. Культурно-досуговая деятельность: перспективы развития и проблемы регулирования. – Свердловск, 1991.

20. Культура в условиях рыночной экономики: Уч. пособие. – СПб, 1993.

21. Кук Е.В. Усадебные традиции домашних театрализованных постановок, музы­кальных вечеров и увеселений в Остафьеве в I пол. XIX в. // Остафьевский сборник / Гос. музей-усадьба «Остафьево». – «Русский Парнас». – Остафьево, 2001. Вып. 7. С.4-16.

22. Лотман Ю.М. Семиотика сцены // Театр. 1980. № 1.

23. Мейерхольд В.Э. К истории и технике театра/ Мейерхольд В.Э. Статьи, пись­ма, речи, беседы. Т.1. 1891-1917. – М., 1968. С.103-142.