4. Баранов И.Г. Верования и обычаи китайцев. – М.: Изд-во Муравей-Гайд, 1999. – 304 с.
5. Белоусов Е.П. Праздник и некоторые философские аспекты. – Алма-Ата, 1974.
6. Бенифанд А.В. Праздники: Сущность, история, современность. – Красноярск, 1986.
7. Бернштам, Т. А. Молодость в символизме переходных обрядов восточных славян / Т. А. Бернштам. – СПб.: Алетейя, 2000.
8. Блинова, Г. П. Русские народные праздники / Г. П. Блинова. – М.: Вузовская книга, 2000.
9. Бондаренко О.А. Праздники христианской Руси. – Калининград, 1997.
10. Васильев М.И. Новгородская традиционная праздничная культура: Местные праздники Волотовского района. – Великий Новгород, 2001. – 130 с.
11. Васильев М.И. Новгородские ярмарки. – Великий Новгород, 2009. – 147 с.
12. Велецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. – М.: Наука, 1978. – 239 с.
13. Воловикова М.И. Психология и праздник: праздник в жизни человека. – М.: ПЕР СЭ, 2003. –142 с.
14. Время и календарь в традиционной культуре: Тез. докл. Всерос. науч. конф. / [Редкол. : д. ист. н. А.Б. Островский (отв. ред.) и др.]. – СПб.: Лань, 1999. – 199, [1] с. (Серия "Мир культуры, истории и философии").
15. Генкин Д. М. Массовые праздники: Учебное пособие. –М.: Просвещение, 1975. – 141 с.
16. Генкин Д. М., Конович А. А. Массовые театрализованные праздники и представления. – М.: ВНМЦ НТ и КПР, 1985.
17. Геннеп, А. Ван. Обряды перехода: Систематическое изучение обрядов. Пер. с фр. Ю.В. Ивановой, Л. В. Покровской / А. Ван Геннеп. – М. : Восточная. литература, 2002.
18. Глан Б.Н. Праздник всегда с нами. – М., 1988.
19. Громыко М.М. Мир русской деревни. – М., 1991.
20. Дмитриева, Е. В. Санкт-Петербург. Культура и быт: Пособие по истории города с задачами и тестами. 3-е изд. / Е. В. Дмитриева. – СПб. : Корона принт, 2002.
21. Еремина В. И. Ритуал и фольклор. – Л., 1991.
22. Жигульский К. Праздник и культура. – М. : Прогресс, 1985. – 336 с.
23. Жирнова Г.В. Брак и свадьба русских горожан в прошлом и настоящем (по материалам городов средней полосы РСФСР). – М.: Наука, 1980. – 150 с.
24. Забылин М. Русский народ: его обычаи, традиции, предрассудки. – М.,1995.
25. Зеленин Д.К. Избранные труды. Очерки русской мифологии. Умершие неестественной смертью и русалки. – М., 1995.
26. Ильин В.И. Потребление как дискурс. СПб: Интерсоцис, 2008. Глава «Повседневность и праздник». С. 345-360.
27. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Зимние праздники / Отв. ред. С.А.Токарев. – М., 1973.
28. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Конец XIX-начало XX в.: Весенние праздники / Отв. ред. С.А.Токарев. М., 1977.
29. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Конец XIX-начало XX в.: Летнее-осенние праздники / Отв. ред. С.А.Токарев. М., 1978.
30. Келлер, Е. Праздничная культура Петербурга: очерки истории / Е. Келлер. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001.
31. Конович, А. А. Театрализованные праздники и обряды в СССР / А. А. Конович. – М.: Высшая школа, 1990.
32. Некрылова, А. Ф. Русские народные городские праздники, зрелища и увеселения / А. Ф. Некрылова. – СПб.: Азбука-классика, 2004.
33. Панкеев, И. Обычаи и традиции русского народа / И. Панкеев. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999.
34. Приезжева Е. М. Социально-культурная анимация в туризме: учеб.-метод. пособие / Е. М. Приезжева. – М.: РИБ "Турист", 2003.
35. Развлекательная культура в России, XVIII – XIX вв. Очерки истории и теории. [Сборник] / Ред-сост. Е.Е. Дуков. – CПб.: Д. Буланин, 2000. – 520 с.
36. Русские: Энциклопедия / Под ред. В.А. Тишкова. – М., 1997. С.573-615.
37. Руднев В.А. Обряды народные и обряды церковные. – Л.: Лениздат, 1982.
38. Русский праздник: Праздники и обряды народного земледельческого календаря: Ил. энциклопедия. – СПб.: Искусство, 2001.
39. Советские традиции, праздники и обряды: Опыт, проблемы, рекомендации. М., 1986.
40. Чекулаева Е.О. 100 великих праздников: Научно-популярное издание – М.: Вече, 2006. – 432 с.
41. Чечётин А.И. История массовых народных празднеств и представлений: Учебное пособие. – М., 1976.
42. Чечётин А.И. Основы драматургии театрализованных представлений: История и теория. – М.: Просвещение, 1981.
43. Чечётин А.И. История театрализованных представлений (Западная Европа). Вып. II. – М., 1999. – 80 с.
44. Чечётин А.И. История театрализованных представлений (Советский период). Вып. IV. – М., 2000. - 100 с.
45. Шангина, И. И. Русский народ в будни и праздники. Энциклопедия / И. И. Шангина. – СПб. : Азбука классики, 2003.
46. Шацкий Е. Традиция. Обзор проблематики // Шацкий Е. Утопия и традиция; Пер. с польского. — М.: Прогресс, 1990.
Периодические издания
1. Вокруг света : журнал.
2. Живая старина: журнал.
3. Клио : журнал.
4. Туризм: практика, проблемы, перспективы : журнал.
К.иск., доцент Слесарь Е.А.
3. ИСТОРИЯ ЗРЕЛИЩ
Аффилированность современного общества к зрелищной культуре очевидна. Зрелище и зрелищность становится путем к комфортной рецепции повседневной действительности.
Целью данной дисциплины является представить зрелище как один из основных способов взаимоотношений между человеком и миром, стремительно расширяющих рекреационную географию социально-культурного сервиса.
Изучение данного курса даст целостное представление о культуре зрелищ, его семиотических структурах, исторические и философские предпосылки возникновения различных зрелищных форм и их эволюцию.
Одной из главных задач является изучение технологий, действующих в зрелищной культуре, механизмов воздействия на аудиторию.
В результате изучения дисциплины «История зрелищ» студент должен:
знать:
· содержание и сущность понятия «зрелищная культура»;
· основные этапы и формы развития зрелищной культуры;
· инновационные формы современных зрелищ;
· «жизненный цикл» зрелищного феномена.
уметь:
· «читать» тексты зрелищной природы;
· анализировать и оценивать символические основы зрелищных практик.
обладать навыками
· морфологического анализа;
технологического конструирования зрелищных представлений.
1.Темы курсовых работ
1. Зрелищные формы в Древней Греции
2. Аттический «театральный сезон».
3. Олимпийские зрелищные празднества.
4. Категория зрелищности в античной философии.
5. Зрелище и эволюция сценического пространства в Античной культуре.
6. Эстетика зрелища в Древнем Риме.
7. Формы и виды зрелищ в Древнем Риме.
8. Социально-политическое значение зрелищ в эпоху Империи.
9. Зрелище и христианская эстетика.
10. Религиозные и светские театрализованные представления.
11. От церемонии коронации к «зрелищу эшафота».
12. Оплакивание и зрелищная культура.
13. Зверь в зрелищной культуре Европы и России.
14. Эволюция балагана в России.
15. Эротизм в зрелищной культуре Востока («дэвадаси»,«байладерии»и др).
16. Позорища и зрелище: динамика развития.
17. Зрелищная природа циркового искусства.
18. Площадные зрелища в Европы XIII-XVвв
19. Коррида и эстетика жертвоприношения (жертва в структуре зрелища).
20. Парады и шествия: от истоков к современным формам.
21. Экранизация зрелища в европейском послевоенном кинематографе.
22. Кинофикация зрелища.
23. Массовые зрелищные формы и тоталитаризм.
24. «Инсценирующая диктатура» и советские массовые зрелища.
25. Перформативная природа современных телевизионных зрелищ.
26. Индустрия развлечений и современная зрелищная культура.
27. Реалити-шоу в современной зрелищной культуре.
28. Специфика зрелищных форм в сети интернет.
29. Этика современных телевизионных зрелищ.
30. Политизация зрелищности и зрелищность политики.
2. Методические рекомендации и задания
Курсовая работа предусмотрена учебным планом и является завершающим этапом изучения дисциплины «История зрелищ».
Целью выполнения курсовой работы является научить студента самостоятельно выявлять закономерности и принципы бытования зрелищной культуры, осмыслять культурную и историческую обусловленность появления тех или иных зрелищных форм.
При изложении темы необходимо синтезировать в исследовании культурологические, исторические и социальные аспекты явления. Важный этап в исследовательской работе – это изучение справочно-библиографического аппарата, способность автора сопоставлять теоретические разработки с современными зрелищными формами, анализируя рудиментарные элементы зрелищной культуры с современными проявлениями постмодерна. Так же, при оценке курсовой работы, будет учитываться знание символико-поэтического языка зрелища и способов его визуального высказывания, которыми должен владеть автор.
3 Список литературы
Основная литература:
1. Брабич В. Зрелища древнего мира. – Л.: Искусство, 1971.
2. Бремя развлечений: Otium в Европе.XVIII-XXвв. – СПб.: Дмитрий Буланин. 2006.
3. Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. (любое издание)
4. Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян. (любое издание)
5. Дебор Г. Общество спектакля (любое изд.)
6. Дуков Е. Концерт в истории западноевропейской культуры. – М., 2003.
7. Лебон Г. Психология народов и масс. – М.: Социум, 2010.
8. Литаврин Г. Как жили византийцы (зрелища в Византии). – М.: Наука, 1971.
9. Макаров С. От старинных развлечений к зрелищным искусствам. В дебрях позорищ, потех и развлечений. – М.: Либроком, 2010.
10. Новикова А. Современные телевизионные зрелища. Истоки, формы и методы воздействия. – М.: Алетейя, 2008.
11. Пыляев М. Начало зрелищ, балов, маскарадов. Эпоха рыцарских каруселей. – М.: Вира-М, 2009.
12. Рольф М. Советские массовые праздники. – М.: РОССПЕН, 2009.
13. Савченко М. Зал и зрелище. Условия видимости. Кинозалы, театральные, концертные, спортивные залы и арены. Функциональная форма. Критерий комфортности. –М.: ЛКИ, 2007.
14. Хренов Н. Зрелища в эпоху восстания масс. – М.: Наука, 2006.
15. Черняк Ю. Режиссура праздников и зрелищ. – М.: Тетра-системс, 2004.
Дополнительная литература:
1. Массовое действо. Сценические игры. –М., 1929.
2. Народный театр. –М.: Советская Россия, 1991.
3. Ортега-и-Гассет Х. Восстания масс. – М.,2001.