Литература
1. Пигалев А.И. Культурология. Волгоград, 2002. Тема 2, С. 58-65; Тема 5, С. 205-235; Тема 7, С. 322-332; Тема 8, С. 345-356.
2. Культурология / Под ред. Н.Г. Багдасарьяна. М., 1998. Тема 8, С. 178-195.
Семинар № 4.
ТЕМА: Наука и техника в системе культуры (4)
Вопросы для выступлений
1. Наука как социальный институт: формирование, эволюция, со временное состояние.
2. Различные определения понятия «техника».
3. Проблема ответственности ученого.
Используемые термины: парадигма, гипотеза, теория, закон, дедукция, индукция, верификация, фальсификация, сциентизм, антисциентизм, эмпиризм, релятивизм, технократия, технофобия.
Примерная тематика сообщений
1. Стиль научного творчества.
2. Наука и лженаука.
3. «Человек и машина». Многообразие аспектов рассмотрения.
Методические рекомендации к вопросам для выступлений
Обсуждение первого вопроса необходимо начать с определения науки как особой сферы исследовательской деятельности, направленной на производство знаний об обществе, природе и мышлении. Следует остановиться на формах становления научного знания: проблема, гипотеза, закон; охарактеризовать уровни научного знания: эмпирический и рациональный; рассмотреть этапы становления и развития науки: преднаука, классический, неклассический, постнеклассический;
Отвечая на второй вопрос, необходимо указать на актуальность данной темы, обратить внимание на то, что современный человек живет в техносфере и под влиянием техники изменяется сам. Характеризовать противоположные подходы к технике, существующие в современной культуре: технофобия и технократия. На основе сопоставления различных точек зрения аргументировать собственное мнение.
В рамках третьего вопроса характеризуются новые разделы этики: экологическая, инженерная, компьютерная, ядерная, биомедицинская. Студент должен акцентировать внимание на том, что они возникли под влиянием технического прогресса. Следует указать на основные тенденции формирования норм научной этики, на приоритетность категории «ответственность». Изменение масштабов воздействия на окружающий мир формирует новые требования общества к ученому.
Литература
1. Философия / Под ред. Кохановского В.П. Ростов-на-Дону, 1995. Глава XII С. 466-508; Глава XIII С. 515-535.
2. Культурология / Под ред. Багдасарьяна. М., 1998. Тема 8, С. 178-195, Тема 9, С. 195-210.
Семинар № 5
ТЕМА: Искусство как элемент культуры (2)
Вопросы для выступлений
1. Спор о «судьбе» искусства.
2. Функции искусства.
3. Художник и общество.
Примерная тематика сообщений
1. Искусство массовое и элитарное.
2. Нравственность и эрудиция как составляющие таланта.
3. Мастерство, умение, искусство. О соотношении понятий.
Методические рекомендации к вопросам для выступлений
Обсуждение всех вопросов на данном занятии должно быть полемичным. Дискуссию о смысле и месте искусства в культуре следует разворачивать, основываясь на изложении различных подходов к задачам искусства. Должны быть представлены учения Хосе Ортеги-и-Гассета о дегуманизации искусства, Н. Бердяева о кризисе искусства, представляют интерес статьи Л.Н. Толстого, В.С. Соловьева, работы И.Тэна, А. Камю. В процессе полемики студенты должны рассмотреть особенности традиционных и модернистских направлений в искусстве, делая выводы, важно указать на то, что может служить критериями произведения искусства.
При подготовке второго вопроса следует рассмотреть полуфункциональность искусства. Искусство представляется как знание и просвещение; как анализ состояния мира, как сообщение и общение, воздействие на подсознание; как формирование ценностных ориентиров. Раскрывая значение разнообразных функций искусства студент может предложить собственное мнение о степени их важности.
В рамках ответа на третий вопрос обсуждается противоположность позиций сторонников «чистого искусства» и художников, считающих, что искусство должно «служить» народу. Интерес представляют различные точки зрения на место искусства в обществе. О. Конт: искусство определяется конкретными условиями и прокладывает путь обществу будущего; И. Тэн: искусство – порождение конкретных условий; Э. Золя: художник возвращается к реальной жизни; Э. По «чистое искусство» должно быть рациональным.
Литература
1. Пигалев А. И. Культурология. Волгоград, 2002. Тема 7, С. 291-300.
2. Культурология / Под ред. Багдасарьян Н.Г. М., 1998. Тема 7, С. 157-178.
РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ
Семинар № 6
ТЕМА: Культура первобытного общества (4)
Вопросы для выступлений
1. Роль палеолита и неолита в возникновении и развитии культуры первобытного общества.
2. Язык и верования как первоэлементы культуры.
3. Памятники искусства первобытной культуры.
Используемые термины: палеолит, неолитическая революция, экзогамия, инцест, антропогенез, синкретизм, табуирование, магия, тотемизм, фетишизм, анимизм, пиктография.
Примерная тематика сообщений
1. Основные технические достижения неолитического и энеолитического времени.
2. Первобытная мифология и философия.
3. Проблема возникновения искусства (основные точки зрения на время, причины и процесс возникновения искусства).
Методические рекомендации к вопросам для выступлений
При подготовке первого вопроса необходимо отметить основные
этапы первобытной эпохи и особую роль палеолита и неолита в развитии человеческой культуры. Кроме того, стоит раскрыть основные предпосылки ее возникновения. Важно показать также взаимосвязь антропо- и культурогенеза. Необходимо отметить общие черты, свойственные всем первобытным культурам. Для понимания дальнейшего направления развития культуры необходимо раскрыть суть неолитической революции и отметить ее роль в возникновении цивилизации.
При рассмотрении второго вопроса необходимо раскрыть основные теории возникновения языка в первобытном обществе и постараться обосновать свою точку зрения на проблему. Покажите, как ученые видят процесс появления групп наименований предметов окружающего мира и самого человека. Отразите в своем выступлении связь звукового языка с письменным, виды и роль предписьменности в его становлении. К первоэлементам культуры ученые относят и ранние верования человека. Раскройте содержание дискуссии о времени возникновения первых религиозных представлений. Ранними формами религий ученые считают магию, фетишизм, тотемизм и анимизм. Покажите различия между ними и их роль в развитии культуры.
При раскрытии третьего вопроса необходимо обозначить различия этапов ориньяка, солютре и мадлен по характерным элементам проявления культурной деятельности, а также назвать наиболее яркие примеры наскальной живописи, мелкой пластики, изменения техники изготовления орудий труда в периоды расцвета и разложения первобытного общества.
Литература
1. Культурология / Под науч. ред. Г.В. Драча / учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Ростов-на-Дону, 2000. С. 141 - 153
2. Пигалев А.И. Культурология: Учебное пособие. Волгоград, 2002. С. 39 – 40; С. 54 – 58; С. 63 – 65.
3. Силичев Д.А. Основы культурологии: Учебное пособие. М., 1997. С. 37 – 42.
Семинар № 7
ТЕМА: Культура Древних цивилизаций (4)
Вопросы для выступлений
а) культура Месопотамии;
б) культура Древнего Египта;
в) культура Древнего Китая;
г) культура Древней Индии;
д) общее и особенное в развитии цивилизаций Древнего Востока.
2. Развитие античной культуры:
а) культура Древней Греции;
б) культура Древнего Рима.
Используемые термины: клинопись, зиккурат, осевое время, ведическая культура, архитектурный ордер, сакрализация.
Примерная тематика сообщений
1. Религиозные культы и представления древних египтян.
2. Основные религиозные учения Древней Индии.
3. Культура доколумбовой Америки.
4. В чем заключается загадка «Греческого чуда»?
Методические рекомендации к вопросам для выступлений
географическую суть понятия «Древний Восток» и показать значение Древнего Востока в истории человеческой культуры.
1.а). Отметьте те причины, которые обусловили развитие материал
ной и духовной культуры междуречья: (складывание ирригационной системы земледелия, становление и развитие городов). Покажите основные достижения (математика, астрономия, ремесло, клинопись) и особенности (мифология, религия, эпос) культуры Месопотамии.
1.б). Покажите деление истории культуры Древнего Египта на этапы
и дайте их краткую характеристику. Докажите, что для культуры Древнего Египта характерна глубинная сакральность и символизм (сфинкс, Фараон, боги Ра и Осирис, пирамиды и др.) Отметьте особенности египетской мифологии и религии, достижения в области искусства и литературы.
1.в). Охарактеризуйте своеобразие культуры Древнего Китая (веде
ние и сохранение порядка, традиций и ритуала в социальной и политической культуре, добродетель как проявление традиционных норм и ценностей, бюрократический характер государственной власти в Древнем Китае, традиционализм и церемониальность древнекитайского общества). Отметьте особенности китайской мифологии и китайского рационализма. Покажите достижения Китая в науке, философии и искусстве.