Смекни!
smekni.com

Методические указания к семинарским занятиям рпк «Политехник» (стр. 5 из 6)

2. Мамонтов С.П. Основы культурологии: Учебное пособие для высших учебных заведений. 1999. С. 140 – 147.

3. Силичев Д.А. Основы культурологии: Учебное пособие. М., 1997. С. 255 – 268.

Семинар № 13

Тема: Восток-Запад-Россия как цивилизованные типы (4)

Вопросы для выступлений

1. Типологические особенности западной и восточной культур.

2. Россия в поисках культурной идентичности

3. Русский культурный архетип.

Основные термины: архетип, генотип, менталитет, идентичность, мессианство, трансцендентность, традиционализм, модернизм, западники, славянофилы, евразийцы.

Примерная тематика сообщений

1. Характер русского народа.

2. Спор о судьбе России в современной культуре.

3. Сближение западной и восточных культур в современном мире.

Методические рекомендации к вопросам для выступлений

Ответ на первый вопрос включает в себя характеристику таких черт

западной культуры как: ярко выраженный антропоцентризм, стремление к безграничной познаваемости мира, развитие активной деятельности на основе истинного знания; совершенствование мира в соответствии с человеческими представлениями и проектами. Следует обратить внимание на то, что культуре запада противостоит восточная культура: как особый тип духовности, как противоположная традиция и альтернативный способ понимания мира. Согласно восточным традициям и взглядам в основе мироздания находится высшая трансцендентная воля, изменение человека, являющегося частью мира, становится возможным в соответствии с изначальным, не человеку принадлежащим замыслом. Для восточных культур характерна ориентация на вечность, духовное бытие, проявляющее себя в конкретном личном вероисповедании.

При рассмотрении второго вопроса следует отметить, что Россия столкнулась с проблемой самоидентификации, когда наметился существенный перелом в альтернативном развитии цивилизаций Запада и Востока. Охарактеризовать теорию «Москва – третий Рим» как одно из ярких проявлений российской православной и мессианской исключительности; представить учение П. Чаадаева о своеобразии цивилизационного развития России. (Г. Вернадский, П. Карсавин, Н. Трубецкой). Интерес представляют теории Н. Бердяева, В. Соловьева, И. Ильина, Г. Федорова, В. Иванова.

Ответ на третий вопрос целесообразно начать с определения таких понятий как: архетип, национальный характер, менталитет. Характеризуя русский культурный архетип необходимо обратить внимание на то, какую роль на его формирование оказало православие: мессианство, соборность, апокалиптичность; рассмотреть своеобразие географического положения России: «русское пространство» и «русское время», проследить, какое влияние на русский архетип оказали социальные связи: социоцентричность, коллективизм, либерализм; рассказать о ключевых ценностях русского народа: совесть, воля, доброта.

Литература

1. Пигалев А.И. Культурология. Волгоград, 2002. Тема 6, С. 284-291.

2. Философия / Под ред. Кохановского В.П., Ростов-на-Дону. Глава IX С. 371-389.

3. Культурология / Под ред. Драча Г.Н., Ростов-на-Дону.

Список дополнительной литературы

1. Першиц А.И., Монгайт А.Л., Алексеев В.П. История первобытного общества. М., 1974.

2. Искусство каменного века. М., 1992.

3. Шахнович М.И. Первобытная мифология и философия, М., 1971.

4. Тайлор Э.Б. Первобытная культура, М., 1989.

5. Дмитриева Н.А., Искусство Древнего мира. М., 1986.

6. Древние цивилизации. М., 1990.

7. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990.

8. Культура и искусство западноевропейского средневековья. М., 1980.

9. Культура эпохи Возрождения и Реформации. М., 1981.

10. Гуковский И. А. Итальянское Возрождение. Л., 1990.

11. Культура эпохи Просвещения М., 1993.

12. Осовская М. Рыцарь и буржуа. М., 1987.

13. Культура и искусство в современном мире. - М., 1989.

14. Современное западное искусство. XX век. М., 1982.

15. Постмодернизм и культура. М., 1991.

16. Георгиева Т.С. Русская культура: история и современность. М., 2000.

17. Из истории русской культуры. Т. III – V. М., 1996.

18. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. М., 1994.

19. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика XI – XVII в. М., 1992.

20. Серебряный век М., 1991.

21. Семенкин Н.С. Философия богоискательства. М., 1986.

22. Наков А. Русский авангард. М., 1991.

23. Шульгин В.С. и др. Культура России IX – XX вв. М., 1996.

24. Кондаков Н.В. Очерки истории российской культуры. М., 1997.

25. Социокультурная модернизация в России. М., 1994.

26. Русская идея / Сост. М.А. Маслин. М., 1992.

27. Лосский Н. Условия абсолютного добра. М., 1991.

28. Запад и Восток: традиции и современность. М., 1993.

29. Касьянова К. Русский национальный характер. М., 1992.

30. Юнг К. Архетип и символ. М., 1994.

31. Гвардини Р. Конец Нового времени // Вопросы философии, № 4, 1990.

32. Гуревич П.С. Культурология: элементарный курс. М., 2001.

33. Сумерки богов – М., 1989.

34. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. / / Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.

35. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992.

36. Тойнби А. Постижение истории. М., 1992, 1995.

37. Современная философия: словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону, 1991.

38. Загадки человеческого понимания. М., 1991.

39. Лосев А.Т. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.

40. Кессиди Х.Ф. От мифа к логосу. М., 1976.

41. Фромм Э. Душа человека. М., 1995.

42. Кривелев И. История религий. Т. 1-2. М., 1976.

43. Мень А. История религии. В 7 т. М., 1991.

44. Угринович Д. Введение в религоведение. М., 1985.

45. Бердяев Н. «Человек и машина» // Вопросы философии. 1989. № 2

46. Самосознание Европейской культуры XX в. М., 1992.

47. Философский энциклопедический словарь. М., 1982.

Краткий терминологический словарь

Аккультурация – (англ. от лат. образование, развитие) – процесс взаимовлияния культур, в результате которого культура одного народа полностью или частично воспринимается культурой другого народа, обычно менее развитого.

Анимизм – (лат. - душа) – одна из ранних форм религии, связанная с верой в существование духов, в одушевленность всех предметов и явлений; обязательный элемент всех религий.

Антропогенез – (гр. человек + рождение) – процесс становления человека.

Антропология культурная – научное направление, сформировавшееся в XIX – XX вв. и получившее развитие, главным образом, в США, где ее родоначальником был Боас. А.к. выдвигает на первый план вопросы динамики развития культуры, механизмы передачи от поколения к поколению. Задача А.к. – построить теорию человека как творца и носителя культуры, но в анализе человека стремится опираться не только на биологию и психологию, но и на филологию, искусствоведение, историю, социологию и телеологию.

Генезис – (греч.) – происхождение, возникновение процесс образования и становления развивающегося явления.

Готика, готический стиль – архитектурный стиль, развившийся первоначально в северо-западной Франции (в XII в.) и в позднем средневековье распространившийся по всей Западной Европе. Готический стиль характеризуется стрельчатыми арками и сводами, обилием каменной резьбы и скульптурных украшений, цветными окнами-витражами, а также преобладанием вертикальных, утончающихся архитектурных форм.

Гуманизм – (лат. – человеческий, человечный, образованный) – прогрессивное направление в общественной мысли, характеризующееся защитой достоинств и прав личности, ее свободного развития, считающее благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства и справедливости – желаемой нормой отношений между людьми.

Культурогенез – процесс зарождения материальной и духовной культуры человечества, происходящей в тесной связи со становлением и развитием орудийной деятельности и социальных закономерностей.

Контркультура – (лат. - против) – направление развития современной культуры, противостоящей духовной атмосфере современного индустриального общества. К. получила распространение среди части молодежи стран Запада в 60-70 гг. XX в. Для К. характерен отказ от сложившихся социальных ценностей, моральных норм и идеалов, стандартов и стереотипов массовой культуры.

Маргинальность – качественное состояние человека или группы людей, оказавшихся в силу обстоятельств (миграция, межэтнические браки и т.д.) на грани двух культур; они участвуют во взаимодействии этих культур, но полностью не примыкают ни к одной из них, в результате формируется двойственное самосознание, возникает психическое напряжение и т.д.

Палеолит - (гр. древний + камень) – древнекаменный век, начинается примерно 1,75 млн. лет назад с появлением человека и древнейших орудий, продолжается в течение большей части ледникового периода. Обычно подразделяется на ранний П., период древнейших людей (австралопитек и Homo erectus) и преобладания галечных орудий и ручных рубил, средний П., эру неандертальского человека и преобладания орудий на отщепах; поздний П., к нему относится распространение Homo Sapiens, возникновение пещерного искусства. Во время последней фазы человек заселил Новый Свет и Австралию.

Романский стиль – стиль в западноевропейской культуре раннего средневековья (X – XII вв.), возникший на основе древнеримской культуры. В архитектуре постройки этого стиля простотой, строгостью и массивностью форм; живопись и скульптура не имеют самостоятельного значения, лишь дополняя архитектуру.

Синкретизм – (греч. – соединение, объединение) – слитность, нерасчлененность, характеризующая первоначальное, неразвитое состояние чего-либо (напр., С. Первобытного искусства характеризует нерасчлененность деятельности и мышления человека в первобытной культуре).

Табуирование – (полинез. - запрет) – у первобытных народов - система религиозных запретов, регулирующих отношения в обществе. Запрет, обычно, налагался на какой-либо предмет, действие, слово и т.д., нарушение которого будто бы влечет жестокую кару (болезнь, смерть) со стороны сверхъестественных сил.