МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАМЫШИНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
ВОЛГОГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
РПК «Политехник»
Волгоград
2005
К 90
Культурология: Методические указания к семинарским занятиям / Сост. С.В. Димитрова, О.А. Ильина; Волгоград. гос. техн. ун-т. - Волгоград, 2005. −
Излагаются тематика семинарских занятий и основные вопросы, которые выносятся на обсуждение, даются разъяснения по наиболее сложным вопросам. Предназначены для студентов, изучающих дисциплину «Культурология» по всем направлениям обучения, предусмотренным учебными планами института.
Илл. – Табл. - Библиогр.: 21 назв.
Рецензент: к. ф. н., доцент М.М. Ломиворотов
Печатается по решению редакционно-издательского совета Волгоградского государственного технического университета.
ã Волгоградский
государственный
технический
университет, 2005
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………4
РАЗДЕЛ I. ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ
1. Культура и цивилизация……………………………………………4
2. Сущность языковой и мифологической культуры……………… 5
3. Религиозная сущность культуры………………………………… 7
4. Наука и техника в системе культуры…………………………… 8
5. Искусство как элемент культуры………………………………… 9
РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ
1. Культура первобытного общества……………………………… 10
2. Культура Древних цивилизаций………………………………… 11
3. Средние века и Возрождение в европейской культуре…………13
4. Европейская культура Нового времени………………………… 15
5.Современная европейская культура………………………………17
РАЗДЕЛ III. КУЛЬТУРА ОТЕЧЕСТВА
1.Парадигмы русской культуры…………………………………… 18
2. Социокультурная ситуация в России XX века ………………… 20
3.Восток-Запад-Россия как цивилизованные типы……………… 21
Список дополнительной литературы ……………………………… 23
Краткий терминологический словарь ………………………………24
ВВЕДЕНИЕ
Цель данных методических указаний заключается в том, чтобы помочь студентам более эффективно подготовиться к семинарским занятиям по дисциплине «Культурология» и способствовать развитию навыков:
- последовательного, логического изложения материала;
- убедительной аргументации при изложении собственного мне ния;
- по систематизации и анализу изученного материала.
Методические указания по подготовке к семинарским занятиям включают в себя 3 раздела:
I-ый – теория культуры
II-ой – история культуры
III-ий – культура Отечества
Каждый раздел имеет следующую структуру:
- перечень тем семинарских занятий, вопросы для обсуждения и краткое содержание теоретической части;
- примерную тематику сообщений, подготавливаемых студентами на основе использования дополнительной литературы;
- перечень используемых в теме терминов;
- список основной и дополнительной литературы;
Изучение каждого раздела предполагает устную или письменную форму отчета студентов по изученным темам.
РАЗДЕЛ I. ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ
Семинар № 1
ТЕМА: Культура и цивилизация (4)
Вопросы для выступлений
Используемые термины: артефакт, гедонизм, логос, нигилизм, сублимация, «средний человек», «сверхчеловек», ценность, цивилизация, постмодернизм, экзистенция.
Примерная тематика сообщений
1. Учение Ф.Ницше о задачах и типах культуры
2. Элитарная и массовая культура в учении Х. Ортеги-и-Гассета
3. Игровая концепция культуры (И. Хейзинга).
4. Психоаналитическая концепция культуры (З. Фрейд, Э. Фромм, К.Г. Юнг).
Методические рекомендации к вопросам для выступлений
При ответе на первый вопрос необходимо подчеркнуть, что существует многообразие подходов к определению смысла культуры. В культурологической традиции принято выделять «классическую модель», характерными чертами которой являются: рационализм, историзм, гуманизм. В рамках данной модели существуют различные концепции, суть которых необходимо изложить (просветительская, идеалистическая, романтическая и т.д.)
Раскрывая второй вопрос, студенты должны изложить основные положения критики классической модели культуры, отражающие, прежде всего, кризис рационализма. Субъективизм, иррационализм, волюнтаризм – характерные черты неклассической традиции, включающей в себя разнообразные концепции: экзистенциалистская, психоаналитическая, постмодернистская и другие.
Проблема типологии культур связана с кризисом историзма и европоцентризма. В рамках третьего вопроса целесообразно рассмотреть «культурно-исторические типы» Н. Я. Данилевского, «морфологию культуры» О.Шпенглера, цивилизационные теории А. Тойнби. Необходимо акцентировать внимание на соотношение понятий «культура» и «цивилизация» в учениях различных авторов и аргументировать свое мнение.
Литература
1. Пигалев А.И. Культурология. Волгоград, 2002. Тема 1, С. 4–15; Тема 9, С. 356–363.
2. Культурология / Под ред. Н.Г. Багдасарьяна. М., 1998. Тема 2, С. 36–56.
3. Культурология / Под ред. Г.А. Драча. Ростов-на-Дону, 1998. Раздел I: d I – 1; d 1 -2; d 1-4.
Семинар № 2
ТЕМА: Сущность языковой и мифологической культуры (2)
Вопросы для выступлений
1. Культура как знаково-символическая система.
2. Понимание – высшая цель языковой культуры.
3. Определение понятия «миф».
Используемые термины: знак, значение, символ, метафора, имя, семиотика, текст, герменевтика, вербальные и невербальные языки, архетип, миф, мифология.
Примерная тематика сообщений
1. Философия имени.
2. Мифы как архетипы бессознательного.
3. Информационные революции и развитие культуры.
Методические рекомендации к вопросам для выступлений
Рассмотрение первого вопроса следует начать с указания на то, что развитие языка зависит от социальной и культурной истории народа и, вместе с тем, язык влияет на процессы формирования культуры. Целесообразно остановиться на своеобразии языковых ситуаций в различные исторические периоды, подчеркнуть особенности современного языка. Студент должен иметь представление об основных подходах к проблеме происхождения языка (А.Лосев, М. Ломоносов, К. Маркс, Н. Гумбольд), знать структуру языка (знак, значение, символ, суждение).
Отвечая на второй вопрос студент должен характеризовать различные способы достижения понимания, существующие в культуре людей. В частности, остановиться на законах формальной логики, определить сущность герменевтического подхода, акцентировать внимание на диалоговой культуре. Следует указать на то, что проблемы языковой культуры обрели в современном мире особую значимость, поскольку с ними связаны способы достижения подлинных форм коммуникаций.
Ответ на третий вопрос включает в себя рассмотрение разнообразия подходов к проблеме происхождения мифического отражения мира: миф как форма отчужденного сознания, как проявление бессознательного слоя психики, как необходимый элемент политической жизни. Для определения специфики мифа его целесообразно сравнить с наукой, религией, философией. Рассмотреть проблему мифологизации реальности в аспекте личностного становления, самосознания. Дать определение понятию «мифология» и иметь представление о различных видах мифов.
Литература
1. Пигалев А.И. Культурология. Волгоград, 2002. Тема 2, С. 39-58; Тема 9, С. 368–373.
2. Культурология / Под ред. Н.Г. Багдасарьяна. М., 1998. Тема 5,
С. 114-132.
3. Культурология / Под ред. Г.А. Драча, Ростов-на-Дону, 1998. Раздел I: d 1-3.
Семинар № 3.
ТЕМА: Религиозная сущность культуры (2)
Вопросы для выступлений
1. Основные религоведческие концепции.
2. Исторические типы религий.
3. Мировые религии.
Используемые термины: секуляризация, атеизм, гилозоизм, теология, монотеизм, политеизм, дуализм, антиклерикализм.
Примерная тематика сообщений
1. Национальные религии и национальный характер.
2. Может ли религия модернизироваться?
3. Секуляризация и культура.
Методические рекомендации к вопросам для выступлений
В процессе обсуждения первого вопроса должны быть представлены различные подходы к определению сущности религии: объективно-идеалистический, субъективный, натуралистический, социальный; показано влияние религиозной этики на культуру чувств и представлений, определена роль религии в современном мире. В рамках данного вопроса необходимо обратить внимание на сущностные черты таких процессов как: секуляризация, атеизм, антиклерикализм.
При ответе на второй вопрос, студенты должны указать на характерные особенности родоплеменных, национальных и мировых религий. Более подробно рассказать о национальных религиях: даосизм, конфуцианство, индуизм, синтоизм, зороастризм, иудаизм.
Отвечая на третий вопрос следует охарактеризовать: буддийский тип культуры (мировоззренческие принципы, систему ценностей, художественную практику); христианскую картину мира (указать на социокультурные предпосылки становления христианства и превращения его в мировую религию, рассмотреть основные ветви христианства, подробнее остановиться на отношении христианской теологии к проблемам морали, политики, права); мир исламской культуры (система мусульманских ценностей, характерные черты мусульманской идеологии, идеи последовательного монотеизма).