Смекни!
smekni.com

Методические указания для студента Тема Понятия этноса, племени, народности, нации. Сталинские «признаки нации»; факторы этнообразования и этнические признаки (стр. 2 из 10)

Периодизация эпохи Чжоу: Западная Чжоу (XI-VIII вв. до н.э.), Восточная Чжоу (VIII-III в. до н.э.). Западная Чжоу – несколько десятков уделов-го (по другим данным - более тысячи) и домен Чжоу как политический и культово-ритуальный центр. Ранг правителя в зависимости от числа подвластных родов-цзу. Аристократические патронимии – цзунцзу. Военно-клановая аристократия. Пережитки родоплеменного строя. Социальная иерархия – ван, чжухоу, главы цзу, главы больших семей (ши), простолюдины-шужэнь. Сановники дафу. Сытянь – земли в частном пользовании, но не владении. Идеальная модель социального устройства (по преданию): группа из пяти семейств – соседская община-линь, пять общин – деревня-ли, четыре ли – клан-цзу, пять цзу – группа-дан, пять дан – округ-чжоу, пять чжоусан (12 500 дворов).

Восстание У Гэна, войны с жунами и ди. Столица Чжоу в Хаоцзине, потом в Цюаньцю (Хаоли). Свободные горожане гожэнь, их влияние на политическую жизнь. Ослабление власти чжоуских ванов.

Восточная Чжоу – утрата домена Чжоу в 771 до н.э., перенос номинального политического центра на Восток, в окружение усилившихся и уменьшившихся в числе уделов, превратившихся практически в самостоятельные государственные образования; сохранение за Чжоу значения лишь символического сакрального центра, а затем и уничтожение его. Разделение эпохи Восточной Чжоу на два периода: Чуньцю (Весны и осени, VIII-V вв. до н.э.); Чжаньго (Сражающиеся царства, V-III вв. до н.э.).

Чунь цю: изменения в области экономики – появление поливного земледелия и пахоты с использованием тяглового скота, хождение монет; социальные и политические перемены: попытки ограничения прав наследственной знати в царствах Ци, Цинь и других, в т.ч. стимулирование частной собственности на землю; рост имущественной дифференциации, переход наследственных владений в частную собственность; появление имущественной знати, сложение административно-бюрократического аппарата, появление сословия ши (“служилых”). До VII в. до н.э. – 163 города, в VII-III вв. до н.э. – еще 565 городов. Правление “гегемонов”-ба, самовольное присвоение правителями уделов титулов знатности вплоть до вана. Конфуций и его учение: признаки зарождения исторического сознания, философское осмысление принципа своевременности, традиционного ритуализма, норм жизни родового коллектива. Конфуцианство как точка отсчета в философствовании. Чунь цю как жанр исторической литературы: от ритуальной фиксации событий к летописи; этико-дидактический характер «Чунь цю» – летописи царства Лу.

Чжаньго: междоусобные войны за объединение страны и сокращение числа уделов-го до семи – Янь (северо-восточные районы Китая, политический центр на месте Пекина); Чжао (к северу от излучины Хуанхэ); Ци (восточные прибрежные районы); Чу (к югу от Янцзы); Вэй и Хань (центральная часть бассейна Хуанхэ); Цинь (западные районы с политическим центром в районе совр. Сиани). IV в. до н.э. – освоение технологии выплавки чугуна, чуть позже – стали. Использование природного газа для освещения. Рост городов. Около 20 млн. человек населения. Выход на социальную авансцену сословия “служилых”-ши, появление философских школ и конкуренции между ними (“борьба ста школ”); конфуцианство, даосизм, моизм, легизм, иньян цзя, их основоположники и основные положения учений. Авторская поэзия – Цюй Юань; появление идеи «авторского» интеллектуального творчества (“Гуань-цзы”, “Мэн-цзы”, “Сюнь-цзы” и др.).

Условно-нумерологический характер выделения древнекитайских философских школ. Знаковый характер двух главных фигур древнекитайской философии – Конфуция и Лао-цзы; «мифологизирующий потенциал» (А.И. Кобзев) их образов. Эвгемеризация мифа.

Основные историко-культурные регионы и их особенности. Особенности древней культуры Восточного и Южного Китая. Складывание основных параметров этнического самосознания китайцев. Археологические подтверждения полицентричности китайской культуры.

Тема 6. Китайский этнос в эпоху первой централизованной империи (221-207 до н.э.). Реформа письменности как фактор воздействия на процесс этноконсолидации.

Формирование легистской («школа закона – фа цзя) философской и общественно-политической мысли. Идеология «Люй-ши чуньцю». «Перекодировка» мира – утверждение роли центра (образ Хуан-ди как мироустроителя). Концепция музыкальной системы как основы социальной и общекосмической гармонии. Становление легистской империи Цинь Ши-хуанди после завершения завоевания царством Цинь остальных шести уделов в 221 до н.э. Идеология империи, политические, административные, идеологические и культурные реформы. Примат писаного закона, исходящего от правителя, опора на систему строгих наказаний за любые провинности и материальных поощрений; реформа административного деления (области-цзюнь, уезды-сянь, волости-сян и тины с регулярной администрацией, отмена уделов, переселение 120 тыс. семей н аследственной аристократии в новую столицу), поощрение земледелия и военного дела, разрушения общинной структуры (отделения малых семей), введение подворного налогообложения; стимулирование подъема целины, освоения залежных земель. Создание дорожной сети, казенных почтовых станций; унификация системы мер и весов, денежных единиц. Введение системы рангов знатности (20 ступеней), предоставление рангов знатности за военные подвиги и за денежный выкуп. Введение системы круговой поруки в администрации, в армии, на местах. Строительство Великой стены, военные кампании на Севере и Юге.

Унификация письменности, введение унифицированного начертания сяочжуань, на основе которого возникло близкое к современному письмо лишу. В 213 до н.э. «сожжение книг» – запрет иметь книги в личном пользовании (кроме книг по медицине, агрономии и гадательных), сосредоточение их в дворцовом архиве; в 212 до н.э. казнь 460 наиболее активных оппонентов. «Ши цзи» об эпохе Цинь Ши-хуана. Гибель дворцовой библиотеки в период смут после падения империи в 207 до н.э. и с ней – большей части памятников письменности предыдущих эпох. Разрыв традиции, вынудивший создавать новую парадигму преемственности.

Тема 7. Китайский этнос в эпоху Хань (221-207 до н.э.). Политические и культурные факторы этноконсолидации.

Становление династии Хань (Западная Хань, 206 до н.э. – 8 н.э.). Сочетание системы уделов с централизованной имперской структурой.

Государство сюнну (гуннов). Жуны и ху. Сюнну и юэчжи. Борьба сюнну за Ордос с царством Чжао. Юэчжи на западе. “Культура плиточных могил” и “оленные камни”, погребения монголоидов (жуны и дунху). Договоры империи Хань “о мире и родстве” с сюнну, начиная с Лю Бана. Набеги гуннов в 166-163 до н.э. Борьба сюннов с юэчжи (174-165 до н.э.). Борьба с Хань за бассейн Тарима. Борьба за открытие торговли с Китаем. Упоминания о городках. Войны с гуннами при ханьском У-ди, поход на Фергану в 101 г. до н.э. 90-е годы до н.э. – поражение Ли Гуанли. Разгром сюнну с помощью усуней, ухуаней и енисейских динлинов. 56 г. до н.э. – раскол сюнну на северных и южных. Уничтожение северных на Сырдарье, мир с южными. Значение борьбы с сюнну для выстраивания парадигм культурного сознания и формирования внешнеполитической стратегии.

Официализация конфуцианства при У-ди, синтез конфуцианства и легизма в имперской идеологии. Создатель доктрины имперского конфуцианства Дун Чжуншу, восстановление конфуцианизированной классики, записывавшейся с устной передачи пореформенным письмом; составление свода конфуцианских канонов и складывание традиции классического образования; создание таким образом новых парадигм культурной преемственности. Видение “письменности/культуры”-вэнь как средства перенесения “небесного” природного порядка на общество. Формирование филологической традции и каноноведения; словари иероглифов в помощь изучению и толкованию канонов. Появление образцового исторического труда – “Ши цзи” (“Исторических записок”) Сыма Цяня; отражение стереотипов исторического сознания и идеологических императивов в “Ши цзи”. “Дискуссия о соли и железе”.

Изобретение и совершенствование бумаги, появление каллиграфии как способа создания и закрепления эстетических нормативов. Ханьские погребения как отражение особенностей культурного сознания и быта.

Падение Западной Хань, попытки создания Ван Маном династии Синь (Новая, 9-23).

Поздняя Хань (25-220 н.э.). Волнения 17-25 гг. Воссоздание династии Хань (Восточная Хань, 25-220) Гуан У-ди. Попытка гуннов в Ордосе объявить своего ставленника императором Хань. Освобождение некоторых категорий рабов, запрещение клеймения, ограничение права на убийство раба. Отмена казни рабов на базарной площади, указание на “человеческую природу” рабов. “Закон о продаже людей”. Зависимые – кэ, бинь кэ. Разрушение стихией оросительно-мелиоративной системы в бассейне р. Вэй. Перенос столицы в Лоян. Упорядочение денежного обращения, поощрение земледелия, распределение “общественных земель” (гун тянь), после мятежа 52 г. – опальных “сильных домов”. Вторая половина I в. – восстановление позиций в Восточном Туркестане. Усмирение вьетов (Ма Юань), войны с “северными” сюнну – Бань Чао, наместник Западного края, коалиция динлинов и сяньби. 90 г. – разгром войск Кушанского царства, восстановление (ненадолго) Шелкового пути. Направление посольства в “Великую страну Цинь” (дошло до римской Сирии). Связи с Индостаном через Верхнюю Бирму и Ассам, морское сообщение из Вьетнама до Индии, через Корею – с Японией.