Смекни!
smekni.com

Методические указания для студента Тема Понятия этноса, племени, народности, нации. Сталинские «признаки нации»; факторы этнообразования и этнические признаки (стр. 4 из 10)

Буддийские божества в народном пантеоне: Дицзан-ван, Гуаньинь, Милэ и другие.

Имперские культы: Неба, Земли, Солнца, Луны, императорских предков, хлебных злаков и духов земли. Первый день астрономической весны – вспашка ритуального поля императором, принесение императрицей жертв богине шелкоткачества.

Злые духи: бесприютные души, горные демоны, лисы, волки, тигры, духи камней, деревьев, “пять гадов”. Вредоносные стихии: звезда Тайсуй, семь созвездий Запада (Белый Тигр), Тянь-гоу (Небесный Пес). Защита от зла: яркий свет, громкий звук, декламация сутр; ветви персика и ивы, красные бобы, полынь побеги бамбука; разноцветные шелковые шнуры, петухи и коты, изображения тигра и т.д. Повелители демонов: Чжункуй, Цзян-тайгун, Чжан-тяньши. Праздник голодных духов (середина 7-го месяца).

Культовые общины шэхуэй. “Полевые боги” тянь-шэнь. “Государственные”, “народные” и “непристойные” культы. Яо шэнь (“нечестивые боги”), шан шэнь (“духи погибших молодыми”), “пять мудрых” (у шэн), Юин-гун (“откликающийся господин”).

Cинкретические религиозные объединения. Исторические сочинения: компиляция «Та пин юй лань» («Высочайше просмотренное собр. книг годов Тай пин», 983); историч. энциклопедия «Цэфу юаньгуй» («Зерцало книжных сокровищ», 1013), до пер. Удай; «Юнлэ да дянь» («Великий свод пер. Юнлэ», 22 877 цз., 1408, сохранилось 730); «Тан хуэй яо» («Собрание важнейших сведений о династии Тан») Ван Пу (919-981); «Цзы чжи тун цзянь» Сыма Гуана (1021-1086), 294 цзюаня; «Цзы чжи тун цзянь као и» («Исслед. разночтений в ЦЧТЦ») Сыма Гуана; Цзи гу лу» («Записи об изучении древности») - доп. к ЦЧТЦ»), «Тун цзянь ган му» («Гл. основы ЦЧТЦ») Чжу Си (1130-1200); «Тун чжи» Чжэн Цяо (1103-1162) и др. Жанр тун цзянь.

Тема 10. Новые культурные тенденции в период монгольского владычества (1272-1368). Национального унижение и национальное самосознание.

Монгольское завоевание Китая. Китайская культура в условиях национальной дискриминации. Изменения в быту китайцев: монгольская одежда, обувь, головные уборы в виде металлической тарелки с кисеей. Разделение населения на неравноправные этнические группы; монголы, сэмужэнь – «люди разного рода», хань жэнь – люди хань (жители Северного Китая), нань жэнь – «южане», подданные Южной Сун. Запреты на ношение и хранение оружия для китайцев, ночных передвижений, изучения иностранных языков, военного дела. Использование монголами нкоторых принципов традиционного китайского гос. аппарата: императорский совет с шестью ведомствами – кабинет министров, цензорат. Но: отмена гос. экзаменов, южане-книжники вытеснены в систему образования; на местах – наместники с широчайшими правами, разрушение системы местной администрации, система уделов. В 1291 г. указ об учреждении публичных школ и академий шуюань., игравших также роль книгохранилищ. В 1313 г. – указ о возобновлении экзаменов, с особой программой для монголов и иностранцев. Противостояние монгольского и китайского укладов жизни и управления (сопротивление введению института экзаменов, допущению китайцев в администрацию и т.п.). Составление официальных династийных историй (династий Ляо, Цзинь, Сун), обоснование легитимности некитайских династий, создание историографического комитета Гошиюань, объединение его в академией Ханьлинь.

Эмиссия бумажных денег, ведущая к разорению производителей и торговцев; налоговый гнет, принуждение к бесплатному труду. Появление городского романа, развитой драматургии и театрального искусства. Сюжеты о полководцах и героях; классические романы «Троецарствие», «Речные заводи». Академия живописи. Развитие боевых искусств в рамках театра. «Вэнь сюнь тун као» Ма Дуаньлиня (1254-1323) – землевладение и налоги, денежная система, повинности, население, торговля, отбор чиновников, школу и образование, гос. органы, жертвоприношения, музыка, армия, наказания, география и проч. ЦЧТЦ, «Тун чжи» и ВСТК – «Сань тун». «Юй хай» («Море самоцветов») Ван Инлиня (1223-1296), на основе шилу.

Тайные общества буддийского толка. «Красные войска», ожидавшие прихода будды грядущего Майтрейи. Массовое восстание в 1351 г., когда после разлива Хуанхэ массы крестьян были согнаны на ремонт дамб. Идеи реставрации дома Сун. В Аньхое гибель лидера повстанцев Го Цзясина, преемствование его харизмы Чжу Юаньчжаном, бывшим буддийским монахом. Занятие повстанцами Нанкина, создание гос. аппарата. В 1368 г. занятие Чжу Юаньчжаном Пекина, провозглашение династии Мин.

Тема 11. Реставрация традиций китайской имперской культуры и этническое самосознание в эпоху Мин (1368-1644).

Восстановление китайской национальной власти Чжу Юаньчжаном. Попытка возрождения традиций эпохи Тан. Недоверие к чиновникам, характерное для императоров династии Мин. Попытка Чжу Юаньчжана найти опору в общинах, объединявших землевладельцев. Наделение крестьян землей; введние системы баоцзя для обеспечения круговой поруки при выполнении государственных налоговых и повинностных обязательств; регулярные проверки составляемых на местах статистических реестров. Создание уделов для укрепления позиций центральной власти и охраны границ, но ставших источником сепаратизма и междоусобной борьбы. Указ о престолонаследии. Потомки Чжу Юаньчжана превратились в наследственную аристократию, дорого обходившуюся казне и ставшую главным объектом народных восстаний. Увеличение трудоинтенсивности сельского хозяйства. Ослабление контроля за коммерцией. «Закрытость» внешней политики (исключение – морские походы Чжэн Хэ в 1405-1433 для подтверждения легитимности второго императора династии Мин признанием его власти «варварами четырех сторон света»). Войны с монголами, вторжение во Вьетнам в начале XV в. Высылка в 1446 г. послов дальних государств, в 1552 г. – решение отозвать весь флот к китайским берегам и прекратить строительство крупных судов. Культурная и религиозная ситуация, философские и общественно-политические течения, литература и искусство. Соперничество чжусианства и янминизма. Упадок империи со второй половины XV в.: опережающий рост населения, усиление налогового гнета. В 1420 г. – правительственная школа для евнухов, на которых после Чжу Юаньчжана пытаются опереться императоры (в начале XVI в. их уже более 100 тыс.). Реформаторские движения, направленные против засилья евнухов. В XVI в. введена коммутация налогов и повинностей на основе серебра; поступление серебра из испанских колоний за китайские товары на рубеже XVI-XVII вв. сократилось, усилилось налоговое давление. Заговоры и перевороты накануне восстания Ли Цзычэна и маньчжурского вторжения.

Распространение синкретических религиозных объединений. Отрицание символического измерения религиозной традиции. “Обмирщение” религии, тенденции к морализации, благотворительности. Сецзяо – “еретические (нечестивые) учения”. Отражение разложения традиционного уклада и стремления воспроизвести его в новых формах. “Монашество в миру”, копирование буддийских и даосских ритуалов и институтов, атрибуты “тайности”. Мессианизм (будда Майтрейя и т.п.), верховное женское божество – Нерожденная Праматерь, вера в скорую мировую катастрофу. Синкретический пантеон.

Байлянь цзяо (“Учение Белого лотоса”) – прообраз современных синкретических сект. Учение о “трех эрах”, поклонение владыке “Чистой земли”. Доктрина Ло Цина (XVI – начало XVII в.), храмы “трех религий”, чжай тан – “вегетарианские залы”, чжай цзяо – “вегетарианские учения”. Верховное божество – Истиннейший Старый Предок Изначального Хаоса (Хуньюань чжичжэнь Лао-цзы).

Баоцзюань (“драгоценные свитки”). Хунъянцзяо (“Учение Красного солнца”), Вэньсянцзяо (“Учение обоняния благовоний”), Цзинкунцзяо (“Учение Покоя и Пустоты”), Ичжусяндао (“Путь одной благовонной палочки”). Постдаосские секты – Багуацзяо, потом Тяньлицзяо (“Учение Небесной истины”), Цзюгундао (“Путь Девяти дворцов”) и т.д.

Сяньтяньцзяо (“Учение Прежденебесного”), она же Цинляньцзяо (“Учение Зеленого лотоса”); имитация в оргструктуре космологических схем даосизма. Игуаньдао (“Путь, пронзающий Единым”). Цзайлицзяо (“Учение о пребывании в истине”).

Социальная природа синкретических сект: маргинальные элементы деревни и города, два организационных фокуса – институт патриархов и семья. В ряде сект – тенденция к отрицанию некоторых элементов социальной иерархии. Абсолютизация принципов секретности истины и “семейной” обособленности.

Контакты с европейцами, (с португальцами в 1516 г., их поселения ликвидированы в сер. XVI в.); португальская колония Макао (с 1557). Голландцы (в 1624 г. занявшие Тайвань), англичане (1637). Католическая миссия Маттео Риччи (1552-1610). Борьба с японцами в Корее в конце XVI в. Зарождение синологической традиции в Европе. «Шань тан сы као» («Свободные исследования из Горного кабинета», 240 цз., 1595) и др.

Тема 12. Кризис государства и общества в эпоху Цин (1644-1911): проблема соотношения «китайского» и «западного». Складывание понятий «нация» (миньцзу) и «китайская нация» (чжунхуа миньцзу).

Восстание Ли Цзычэна, для изгнания которого из Пекина полководец У Саньгуй привел маньчжуров. Маньчжурское завоевание Китая. Кодификация прежних культурных достижений, создание под официальной эгидой энциклопедий и справочников. «Сюй тун дянь» (XVIII в.); «энциклопедия энциклопедий» «Юань цзянь лэй хань» («Бездонное зерцало – вместилище документов, расположенных по разделам», 454 цз., после 1727); энциклопедия-цитатник искусства и науки «Гэ чжи цзин юань» («Источник образцов постижения природы вещей», 100 цз.) Чэнь Юаньлуна (1650-1736) – музейное дело, художественное ремесло, астрономия, география, архитектура, зоология, ботаника и т.п.; «Гу цзинь ту шу цзи чэн» («Ту шу цзи чэн» - «Полн. собр. др и совр. рисунков и книг», 10 000 цз., XVIII в.) – 6 частей, 32 раздела, 6109 тематич. глав – разд. 1 «Небесные тела» (небесные знамения, сезоны и сезонные сельхоз. работы, календарь, предзнаменования), разд. 2 «»Большая земля» (земля, администр. деление, дани и налоги, горы и реки, окраинные земли), разд. 3 «Этика и этикет» и т.д.4 по размерам второе место после «Юнлэ да дянь»; «Сы ку цюань шу» (сы ку – «четыре хранилища», начиная с IV в. – сы бу, с «Суй шу» - разделы цзин, ши, цзы, цзи), 3503 книги, 36 тыс. томов, при Цяньлуне, 1736-1795); каталог – «Сы ку цюань шу цзун му ти яо».