Смекни!
smekni.com

Методические указания для студента Тема Понятия этноса, племени, народности, нации. Сталинские «признаки нации»; факторы этнообразования и этнические признаки (стр. 6 из 10)

“Сто дней реформ” 1898 г. Создание Гуандунской научной ассоциации, «Ассоциации познавших позор». Меморандум Кан Ювэя – предложение императору Гуансюю по примеру Петра I и японского императора Хирохито возглавить проведение реформ. Союз защиты государства. Указ «Об установлении основной линии государственного строительства». Умеренное реформаторство (Кан Ювэй, Лян Цичао) и радикальное националистическое (Тань Сытун). Попытка свержения режима Цыси, предательство Юань Шикая. Разгром реформаторского движения.

Переводы европейской философской и научной литературы. Проблемы адекватности восприятия языка западной культуры. Способы истолкования западной интеллектуальной традиции: Янь Фу, Кан Ювэй, Лян Цичао. Заимствование понятия «нация» (миньцзу) из японской публицистики, вхождение в обиход понятия «китайская нация» (чжунхуа миньцзу).

Тема 13. Традиционная китайская культура быта.

Интерьер кит. жилища: центр – домашний алтарь в центральной комнате гл. здания усадьбы, напротив дверей.Пол земляной, в богатых домах выстилался каменными плитами. Мебель вдоль стен. В современных домах Тайваня домашний алтарь – на верхнем этаже («ближе к небесам»). По обе стороны от гл. зала – комнаты малых семей, старшее поколение – в вост. части дома; многофункциональность помещений, в городских домах могло не быть отдельных туалетных комнат. В крестьянских домах – в углу двора уборная (выгребная яма); в одном из боковых строений – общая кухня; специальные общие столовые отсутствовали. С начала 2-го тыс. – кан. Внешняя – мужская половина, внутренняя – женская.В древности – сидели на циновках на полу, во 2-м тыс. н.э. появилась высокая мебель. Деревянная кровать под балдахином, подголовники из твердого материала (скамеечка или прямоугольник с округлыми краями); у кровати прямоугольный столик. С высокими стульями пришли столы чжо, вместо низких комодов - высокие шкафы, высокие вешалки, подставки для ваз и курильниц, высокие умывальники с подставками для просушивания полотенцев (им обтирали руки и лицо, ноги мыли ежедневно Вершина развития мебельного ремесла – эпоха Мин. Массовая мебель – из бамбука.в специальном ведре). Подвижные перегородки и экраны, поверхности покрыты росписями и инкрустациями. На подносах декоративные камни, карликовые деревья, вазы с цветами у стен; пейзажная картина. В минскую эпоху – дверные проемы в форме круга («лунные двери»); на Юге – в виде восьмиугольника или тыквы-горлянки. Садовые павильоны как жилые помещения; сад в доме – укорачивали часть крыши, открытую часть комнаты засаживали деревьями. На конах, заклеенных цветной бумагой – узорчатые решетки; использование светильников и благовоний.

Кухня: «основные» и «дополнительные» продукты. «Основные» - в древности просо, овес и ячмень, потом пшеница, с конца 1-го тыс. – рис. Молочные продукты вошли в современный рацион, в традиционной кулинарии не использовались. Мучные изделия – лапша, маньтоу – пресные хлебцы на пару; «масляные палочки». Продукты, кроме некоторых овощей и фруктов, подвергаются тепловой обработке. Виды обработки: 1) жарение на открытом огне или запекание (распространение не поличило); 2) приготовление в кипящей воде; 3) варка на пару; 4) жарка с добавлением масла (на сковороде, смазанной маслом; с большим количеством масла; варка в масле и проч.). «Пять вкусов», соответственно пять приправ: имбирь (острое), уксус (кислое), соль (соленое), вино (горькое), патока (сладкое). Со средних веков – соевый соус. Продукты инь и ян: «однородные» не добавляются друг в друга (соевый соус не добавляют в рис – то и другое относится к категории ян). Северные и южные блюда. Палочки для еды – с последних столетий до н.э. Холодные закуски, горячие блюда, суп – в конце трапезы.

Одежда: длиннополые халаты (пао, си); нательная рубаха (даньи) с прямой полой и длинными рукавами; со вредних веков принадлежностью женской и детской одежды стал нагрудный передник, застегивающийся на шее и талии, с благопожелательной вышивкой. Со времен владычества монголов китаянки стали запахивать халаты на левую сторону. Маньчжуры ввели рукав в форме «копыта». Поверх халата – кофта гуацзы, часто со стоячим воротником, в холода – несколько кофт. Штаны – северянки подвязывали к щиколотке. В раннее средневековье – наборные пояса (как у кочевников) с ремнями для лука, меча, платка, точила и т.п. Накладки на поясах у чиновников высших рангов золотые, у менее знатных – серебряные, у простолюдинов – из железа.

В древности – туфли из кожи (некрашеной – призна береждливости и скромности), шелковые туфли, беднота – сандалии их пеньки и соломы. Женщины до 20 в. носили туфли на высокой платформе. С эпохи Хань – чулки, подвязывались у колена. Повседневная обувь – матерчатый верх, войлочная подошва; гунфусе – матерчатые туфли черного цвета. До маньчжуров – у мужчин сложные прически, в эпоху Цин – бритая передняя часть головы, коса. Из головной повязки в эпоху Тан – официальный головной убор, впоследствии снабженный подложенным шиньоном, тесемки – на проволочном каркасе. В эпоху Мин простолюдины – «тюбетейки»-шестиклинки (люхэмао).

Специфические предметы личного обихода – веера, жезлы жуи, печати, «кабинеты сокровищ» - саквояжи-добаогэ. С XVI в. – очки, в цинскую эпоху – сколадные, вместо дужек шнурки, стекла нередко из горного хрусталя.

Тема 14. Традиционные праздники и обряды жизненного цикла китайцев.

Новый год – «праздник весны» чуньцзе (с конца января по вторую декаду февраля). В некоторых местах – процессии нищих-ряженых. На 23-й (на Юге на 24-й) день последнего месяца – обряд проводов бога очага Цзао-вана на Небо. Потом уборка и проиготовление к празднику; изображение мэньшэней на дверях, Чжана «небесного наставника», Чжун Куя и др.; во дворе – стебли конопли, бруски древесного угля и т.п., зажженые свечи у очага и ложа, фонарь на шесте во дворе, перевернутый иероглиф «счастье»., парные надписи, лубочные картинки; хлопушки, удары барабана и т.п. Встреча в кругу семьи; глава семьи приносит жертвы всем богам и предкам, члены семьи по старшинству отвешивают поклоны патриарху, родители раздают детям деньги в красных конвертах; на стол – обязательно пельмени, сладкие клецки из рисовой муки (раньше только на Юге), рыба, сладкие рисовые пирожные; не спят до утра, на следующий день – визиты. На 5-й день 1-го месяца убираются подношения на алтаре, совершается обряд проводов «демонов бедности». Первое полнолуние года – праздник юаньсяо (середина 1-го месяца). Женские гадания «пурпурной деве» (Цзыгу, дух отхожего места), с чучелом из веток ивы или персика, тростника, голова – из ковша или совка и т.д. На 15-ю ночь зажигают фонари, массовые ночные гуляния.

Праздник «чистого света» – цинмин, 5 апреля. «Обметание могил», на которых оставляют жертвенные деньги. Жилища украшают веточками ивы.

5-й день 5-го месяца – дуаньу, праздник «двойной пятерки», обряды, связанные с летним солнцеворотом. На руку повязывают нити пяти цветов, на детях – мешочки с благовониями, на дверях - пучки полыни,аира, изображения «пяти гадов», Чжун Куя, восьми триграмм и т.п. Обрядовая еда – рисовые пельмени цзунцзы. Гонки «драконовых лодок».

Праздники осеннее-зимнего цикла – в ночное время суток. 7-й день 7-го месяца – ци си («канун седмицы»). Встреча Пастуха и Ткачихи; женщины приносили в жертву небожительницам плоды нового урожая, гадали.

Середина 7-го месяца – чжунъюань («среднее начало»). Встреча дома душ усопших предков. Сжигание бумажной одежды, обуви, жертвенных денег. У ворот – угощение неупокоенным душам (врата ада раскрываются на ночь).

Середина 8-го месяца – праздник «середины осени» (чжунцю). Женщины поклоняются луне, обрядовая еда – «лунные лепешки». Фонари, массовые ночные гуляния, медиумные сеансы.

9-й день 9-го месяца – праздник «двойной девятки» (чунцзю). Поднимались на возвышенности (как и праздник «середины осени»), пьют рисовое вино с лепестками хризантем и вино, настоянное на кизиле. На Юге запускают воздушных змеев.

1-й день 10-го месяца – «отправка зимней одежды» умершим.

11-й месяц – зимнее солнцестояние. Одевались во все новое, младшие кланялись старшим, родственники и друзья поздравляли друг друга. Главная обрядовая еда - клецки из сладкого теста. К настоящему времени эти обряды поглощены обрядами Нового года.

8-й день 12-го месяца ели «кашу восьмерки месяца ла» (лабачжоу) из семян восьми видов злаков и орехов.

Три «праздника живых» (Новый год, «двойная пятерка» и «середина осени»), три «праздника мертвых» («обметания могил», «среднего начала», «отправки зхимней одежды»).

Обряды жизненного цикла. Свадьба: сватовство, заключение брачного контракта, брачные поручительства на листках красного цвета. Гадание о дате свадьбы, «выкуп» за невесту и ритуальные подарки (лепешки, зажаренная целиком свинья, петух, курица, баран, предметы дамского туалета и проч. Приготовления к свадьбе – люди, имевшие детей. Накануне свадьбы – пиры в доме жениха и невесты. Облачение невесты (красное платье, головной убор в виде короны императрицы, со стеклянными подвесками; вуаль с изображением дракона); в ХХ в. – белое платье, «свадебные фотографии» и «свадебное путешествие» до свадьбы; обмен кольцами, кортежи украшенных машин. Трехдневное праздничное застолье в доме жениха; после пира – «переполох в свадебных покоях».

Рождение ребенка. Гадание о судьбе в момент рождения, подарки. Затворничество в течение меяца после родов, запрет на прикосновение к постели роженицы. На 3-й день – обряд купания младенца. В воду опускали лук и имбирь. Спустя неделю-две – обмен подарками. Через месяц – обряд «полной луны», с утра младенцу брили голову, оставляя пряди на висках и затылке; подарки родителям ребенка. Годовщина - гадание о судьбе ребнка по выбору предмета.