Погребальные обряды: семейный алтарь выносится в другую комнату или закрывается белой бумагой, гадатель определял благоприятный день для похорон. Погребальные одежды без пуговиц, уничтожение вещей покойного. Через три-четыре дня – положение во гроб, стены и крышка округлой формы. Вместе с телом – талисманы. Обычай запрещал держать гроб с покойником в доме. Вынос тела головой вперед во двор, обряды во дворе; траурная процессия, разбрасывание жертвенных денег. Число носильщиков кратно восьми. Обряд переселения души в поминальную табличку – «помечание хозяина». В настоящее время – обязательная кремация, прах – часто в специальном буддийском храме. Поминальные обряды «семи седмиц», на 60-й день – сжигание бумажного моста или лодочки. Поминки – по истечении года и трех лет.
Тема 15. Особенности национального сознания китайцев в эпоху революций и войн (первая половина ХХ в.) и в период правления КПК.
Антимиссионерские выступления 1896 г. в пров. Шаньдун (тайное общество Дадаохуэй). С 1898 г. – выступления в северных уездах пров. Шаньдун (тайное общество Ихэтуань – «Союз во имя мира и справедливости», или Ихэцюань – «Кулак во имя мира и справедливости», отсюда западное наименование восстания - “боксерское”). Поклонение богу войны Гуань-ди, ббожествам народного пантеона. Антииностранные лозунги, уничтожение телеграфных линий, железных дорог, зданий западной архитектуры, даже трофейного оружия, убийства иностранцев и китайцев-христиан.
Первый этап: конец 1898 г. – весна 1900 г. Восстание в границах пров. Шаньдун, назначение туда Юань Шикая и расправы с восставшими.
Второй этап: с весны 1900 г. Восстание перекидывается в столичную провинцию Чжили, появление антиманьчжурских и антиправительственных лозунгов. Высадка в Дагу иностранных войск, интервенция восьми держав (Англия, США, Япония, Франция, Россия, Германия, Италия, Австро-Венгрия). Поддержка ихэтуаней Цинами, вступление повстанцев в Пекин, объявление войны державам (20 июня 1900 г.). Осада иностранных посольств в Пекине и концессий в Тяньцзине, поражение отряда адмирала Сеймура на подступах к Пекину. Вступление объединенного корпуса держав в Пекин (август 1900 г.), бегство двора в Тайюань и Сиань. Отсутствие поддержки восстания со стороны реформаторов и национал-революционеров. Поддержка со стороны деятелей РСДРП, западных социалистов.
Третий этап: приказ цинским войскам на подавление ихэтуаней; прибытие корпуса Вальдерзее, карательные экспедиции. Подписание 7 сентября 1901 г. Ли Хунчжаном Заключительного протокола: обязательства выплаты контрибуции в течение 39 лет (450 млн. лянов, с учетом процентов – более 1 млрд. лянов), не иметь войска в столичном округе, уничтожения укреплений, прикрывавших Тяньцзинь с моря, право держав иметь войска в Северном Китае, создание в Пекине посольского квартала под управлением держав с иностранными гарнизонами. Обязательство Цинов в течение пяти лет не проводить государственные экзамены, наказать виновных сановников, посольства в Германию и Японию с извинениями за убийства дипломатов. Возвращение правительства в Пекин в январе 1902 г.
Строительство КВЖД, русские в Маньчжурии, итоги русско-японской войны 1904-1905 гг. для России и Китая.
Переход казенных и казенно-частных предприятий в частную собственность. Увеличение пассивного для Китай баланса внешней торговли. 1900-1914 гг. – увеличение иностранных инвестиций с 750 млн. долл. До 1 650 млн. долл. (железнодорожное строительство, внешняя торговля, горная промышленность). Более 100 открытых для иностранной торговли портов и населенных пунктов (1912). 2400 иностранных фирм, 165 тыс. иностранцев (1913). Экспорт хлопка, сои, шелка, чая. Оттеснение национального капитала в пищевую и текстильную промышленность. Развитие мелкотоварного уклада в деревне. Сращивание бюрократии с национальным капиталом. Цинская монархия как символ произвола, предательства национальных интересов, препятствие для развития национального предпринимательства.
«Новый курс» цинского правительства: модернизация государственного управления по образцу западных стран и Японии. Эдикт 1901 г. от имени императора Гуансюя: перенимать у Запада не «поверхностное», а «существо» («симпатия и понимание между власть имущими и народом»). Реформа системы образования: отмена государственных экзаменов на знание канонов, учреждение школ нового типа (в основном по японским образцам). Направление нескольких тысяч студентов за рубеж. Военная реформа: создание «новых войск», Бэйянской армии с японскими инструкторами под командованием Юань Шикая. Административная реформа: в 1901-1906 гг. центральные ведомства преобразованы в десять министерств, увольнение полутора тысяч чиновников, упорядочение финансов. 1906 г. – эдикт о подготовке конституции, 1908 г. – обнародованы принципы конституционного правления (парламент как консультативный орган); смерть Цыси, усиление партии консерваторов. 1909 г. – учреждение в провинциях совещательных комитетов для подготовки конституционного правления, превращение их в органы либеральной оппозиции.
Культурная ситуация: анархистский журнал «Синь шицзи» («Новый век») в Париже, идея перехода на эсперанто при условии его насыщения словами китайского языка. 1892-1913 г. - проекты алфавитного письма. Алфавит Ван Чжао – для распространения гуаньхуа как национального язык, поддержка правительства. Лао Найсюань – создание алфавита для ряда языков междиалектного общения (распространялся на Юге). Проекты упрощения иероглифики (Лу Фэйкуй и другие). Ван Говэй – расшифровка древних гадательных надписей, ставших историческим источником. Лян Цичао о национализме на Западе как источнике прогресса; Ху Ши (прагматизм, западничество) и др. «Школа национальных наук»: идея китайского происхождения западной науки. Появление представлений о нациях (миньцзу), их равноправии, идея «пяти наций» Китая (ханьцы, маньчжуры, мусульмане, тибетцы, монголы).
Антицинские тайные общества. Создание Сунь Ятсеном в Токио «Объединенного союза» (Тунмэнхуэй, 1905), куда вошли Союз возрождения Китая, Союз возрождения славы Китая, Союз обновления Китая (Хуан Син, Сун Цзяожэнь). Декларация Объединенного союза (задача изгнания маньчжуров и возрождение китайской нации). Разработка Сунь Ятсеном концепции «трех народных принципов»: национализм (свержение маньчжурской власти), народовластие (свержение монархии), народное благосостояние («уравнение прав на землю» - введние прогрессивного налога на землю в духе учения Г. Джорджа и постепенная национализация земли). Издание журналов в Гонконге, Шанхае, в Японии, на Гавайях. Организация восстаний в Цзянси (1906), на границе Гуйчжоу и Юньнани (1907), в Вэйчжоу и Гуандуне. Поездка Сунь Ятсена в США для сбора средств в диаспоре. 1909 г. - полоса народных восстаний. 1910 г. – восстание Хуан Сина в Гуанчжоу, там же в апреле 1911 г. Синьхайская революция 1911 г.: 10 октября - Учанское восстание, создание Хубэйского революционного правительства; 29 декабря 1911 г. – делегаты революционных комитетов избирают Сунь Ятсена временным президентом Китайской Республики. Введение правительством Сунь Ятсена всеобщего избирательного права, запрещение рабовладения, бинтования ног женщинами, курения опиума. Отказ Сунь Ятсена от президентского поста в пользу Юань Шикая. Отречение императора Пу И 12 февраля 1912 г.
Введение пятицветного флага (по числу «наций») – красный, белый, голубой, желтый, черный; нового календаря, новых праздников, меры по созданию «национального языка». 1912 г. – организация Комитета унификации чтений иероглифов (председатель У Цзинхэн, зам. – Ван Чжао), споры между представителями северных и южных провинций, победа северян – введение алфавита чжуинь цзыму.
Проблемы перестройки этнического самосознания китайцев. Тенденции развития философской и общественно-политической мысли Китая. «Движение 4 мая»: требования демократизации, отказа от «феодального» конфуцианского наследия, использования в литературе близкого к разговорному языка байхуа. Дискуссии о проблемах истории и истории философии Китая как отражение идеологических споров. Идеи Ху Ши, Чжан Дунсуня, Дин Вэньцзяна. Философские системы Лян Шумина, Фэн Юланя, Сюн Шили. Литература и искусство первой половине ХХ в. (Лу Синь, Лао Шэ, Мао Дунь, Ба Цзинь и др.).
С 1923 г. – сотрудничество КПК и Гоминьдана, инициированное Москвой. 1927 г. – разрыв КПК и Гоминьдана, начало гражданской войны. Идеологическое размежевание китайской интеллигенции. Попытки решения Гоминьданом проблемы клановой и групповой солидарности, препятствующей осознанию национальных интересов. Японская агрессия, начало Войны сопротивления в 1937 г. Выдвижение Мао Цзэдуном концепции «новой демократии». Разложение военно-бюрократического режима Гоминьдана. Победа КПК в гражданской войне под лозунгами “новой демократии” в 1949 г. Народная политическая консультативная конференция, Центральное народное правительство и Народно-революционный военный совет, военно-административные и военно-контрольные комитеты. Сохранение восьми демократических партий при условии их деятельности только в крупных городах среди буржуазии и интеллигенции. Закон о земельной реформе 1951 г., ликвидация помещичьего землевладения, конфискация земли, сдававшейся в аренду, превращение крестьян в реальных собственников, восстановление сельскохозяйственного производства. В руках государства – бывший госкапиталистическая правительственная собственность – крупная промышленность, транспорт, кредитно-банковская система, внешняя торговля; преобладание частного сектора в экономике. Складывание двух линий в руководстве: умеренные прагматики (линия “новой демократии”) и сторонники сталинской модели социально-экономического развития, их противоборство и компромиссы. Ганьбу как социальный слой.