Смекни!
smekni.com

Методические указания для студента Тема Понятия этноса, племени, народности, нации. Сталинские «признаки нации»; факторы этнообразования и этнические признаки (стр. 8 из 10)

КНР в первой половине 50-х годов: курс на строительство социализма. Корейская война, помощь США Тайваню, опора КНР на СССР, Договор о дружбе, союзе и взаимопомощи от 14 февраля 1950 г.; экономическая и иная помощь СССР Китаю.

1953-1954 гг. – формулирование задачи “постепенного перехода” к социалистическому обществу. Монополизация рынка зерна и усиление обложения крестьянства, насаждение кооперации. Формирование представительных органов власти в 1954 г., ВСНП. Конституция КНР как государства народной демократии, руководимое рабочим классом и основанное на союзе рабочих и крестьян. Органы власти – ВСНП и ПК ВСНП, Госсовет. Пятилетний план 1953-1957 гг. (удвоение валовой продукции промышленности, кооперирование трети крестьянства).

КНР во второй половине 50-х годов ХХ в.: политика ускорения социально-экономических преобразований. 1955-1956 гг. – ликвидация частной собственности и резкое ограничение рыночных отношений, ускоренное кооперирование деревни, обобществление предприятий промышленности и торговли за выкуп. Курс “ста цветов” (весна 1956 г.), кампания по “упорядочению стиля”, борьба с “правыми буржуазными элементами”, массовые репрессии. Несогласие Мао Цзэдуна с решениями XX съезда КПСС; лозунг “политика – командная сила”.

1958 г. – политика “трех красных знамен” (новая генеральная линия, “большой скачок”, народные коммуны). Ликвидация “четырех вредителей”, “малая металлургия”. 1958 г. – обстрелы островов в Тайваньском проливе, 1959 г. – восстание в Тибете, 1961 г. – переход 60 тыс. хуэй (дунган) на советскую сторону из Синьцзяна. Лето 1960 г. – отзыв советских специалистов.

60-е годы ХХ в.: от «урегулирования» к «культурной революции». Преодоление последствий “скачка” в начале 60-х годов. Политика в области культуры. Введение упрощенного написания иероглифов, алфавит пиньинь, построение словарей и энциклопедий по фонетическому принципу. Разрыв с традицией – невозможность чтения книг, изданных до 60-х годов.

Пропаганда “опыта Дачжая и Дацина”. Начало “культурной революции” (1966), “группа по делам культурной революции”, хунвэйбины, цзаофани, участие армии в политической жизни, призывы к созданию органов власти по типу Парижской коммуны; расправа с Пэн Дэхуаем, Пэн Чжэнем, Лю Шаоци и другими лидерами; разгром государственных и партийных органов, сопротивление старых кадров. Создание ревкомов на основе “соединения трех сторон” – “революционных левых группировок”, военных и кадровых работников. Ликвидация хунвэйбиновского движения с 1968 г., высылка молодежи в деревню. IX съезд КПК (апрель 1969 г.), новый устав партии, сосредоточение власти в руках Председателя ЦК КПК (партия, правительство, армия), Линь Бяо как преемник Мао Цзэдуна.

Сближение с США в 1970-1972 гг. Политическая борьба в руководстве партии и государства в 1969-1976 гг. Попытка переворота и бегства Линь Бяо в 1971 г. Х съезд КПК (август 1973 г.) – компромисс “левых” и “прагматиков”. «Институт политика-история» в КНР. Кампании “критики Линь Бяо и Конфуция” (1975 г.), “изучения диктатуры пролетариата”. 1976 г. – кончина Чжоу Эньлая (январь), разгон демонстрации на Тяньаньмэнь 4 апреля, смерть Мао Цзэдуна (сентябрь), арест “банды четырех” (октябрь). Дэн Сяопин, Хуа Гофэн, Е Цзяньин.

План “четырех модернизации” 1978 г. – аналог “большого скачка”. III пленум ЦК КПК 11-го созыва (декабрь 1978 г.) – критика экономической политики, укрепление позиций “прагматиков”, предпосылки перехода к новому социально-экономическому курсу.

Осуждение “культурной революции” в 1979 г. Одновременно – процесс над участниками демократического движения, лозунги верности “четырем основополагающим принципам” (социалистический путь, диктатура пролетариата, руководящая роль КПК, марксизм-ленинизм и идеи Мао Цзэдуна).

Суд над “четверкой” (1980-1981). “Решение по некоторым вопросам истории КПК со времени образования КНР” (VI пленум ЦК, июнь 1981 г.). Разгром “левых” на XII съезде КПК (сентябрь 1982 г.), провозглашение курса на «строительство социализма со спецификой Китая» в соответствии с теорией Дэн Сяопина. “Урегулирование” народного хозяйства в 1979-1981 гг.: конверсия, сокращение инвестиций в тяжелую промышленность, ускоренное развитие легкой, повышение закупочных цен на сельхозпродукцию. Идея “открытости” (кайфан).

Экономические реформы. Практика индивидуального крестьянского хозяйствования, наследования арендуемой у государства земли: частное предпринимательство, “специальные экономические зоны” (Шэньчжэнь и другие); реформа госсектора, повышение самостоятельности предприятий; увеличение душевого дохода в 80-е годы с 250 долл. США до 500. Экономические и социальные проблемы.

Волнения 1986 г. Снятие Ху Яобана с поста генсека ЦК КПК. XIII съезд КПК (сентябрь 1987 г.): теория начального этапа строительства социализма; задача удвоения душевого ВНП к началу XXI в.; достижения к 2050 г. «уровня среднеразвитых стран», или «среднезажиточной жизни» (передано словом сяокан, т.е. «малое процветание» - понятие из конфуцианского канона «Ли цзи», подразумевающее также этическое содержание), задача построения “социалистической политической демократии”. Кончина Ху Яобана (апрель 1989 г.), волнения в Пекине, события 3-4 июня, смена Чжао Цзыяна Цзян Цзэминем на посту генерального секретаря ЦК КПК, борьба с “буржуазной либерализацией”.

Тенденции изменений в китайской культуре в период существования КНР: трансформация социокультурных установок, введение новой системы праздников, новые формы искусства и т.п.

Тема 16. Трансформация традиционной культуры и национального сознания китайцев в ХХ-XXI вв. Новая жизнь традиции.

Строительство «социалистической рыночной экономики». Политика “урегулирования” (1989-1992 гг.). XIV съезд КПК (осень 1992 г.), курс на строительство “социалистической рыночной экономики”. XV съезд КПК (ноябрь 1997 г.): теоретическая основа партии – «марксизм-ленинизм, идеи Мао Цзэдуна, теория Дэн Сяопина». С 2000 г. – впервые в системном виде пропаганда «трех требований» (названы так на 5-м пленуме ЦК КПК 15-го созыва - вошли в решения), потом «трех представительств»: партия представляет требование развития передовых производительных сил, «коренные интересы самых широких масс народа», передовую культуру. XVI съезд КПК (ноябрь 2002 г.): в партию вступают «крестьяне, рабочие и передовые элементы других социальных слоев». Таким образом, КПК позиционирует себя как партия всего народа, «китайской нации» в целом.

Государственный строй и административное устройство КНР. Нарастание интереса к западной массовой культуре, английскому и японскому языкам в 90-е годы ХХ в. и в начале XXI в.

Основные политические и социально-экономические проблемы: национальные, демографические, экологические, хронический «перегрев» экономики. Недостаточность новых рабочих мест вне сельского хозяйства; диспропорции в распределении доходов между верхними и нижними стратами, регионами, городом и деревней; неэффективность мер социальной защиты; дефляция, накопление «плохих» долгов.

Китайская реформа, ее трактовки и последствия в области культуры. Соотношение традиции и модернизации. Возрождение авторитета конфуцианства и национальной культурной и политической традиции (конфуцианство преемствуется в модусе жусюэ – «учения» как системы идей, позитивное содержание которых может быть приспособлено к требованиям социалистической морали). «Программа построения гражданской морали». Политика в области изучения национальной истории: «археологическая экспансия».

Идея исконного единства «китайской нации» как «нации особого типа». Территория Синьцзяна на исторических картах начиная с эпохи Хань.

Тема 17. Китайский язык и письменность в прошлом и настоящем.

Многодиалектность китайского языка. Литературно-письменный язык вэньянь как фактор этноконсолидации. Вэньянь в качество «восточноазиатской латыни» и ключ к письменному наследию. Исторически проблемы унификации письменности и стиля письменной речи были для государства важнее прочих проблем, связанных с использованием языка. Использование вэньяня для перевода западных текстов – проблема поиска лексических соответствий. Заимствования из японского языка; поиск новой лексики в традиции, смысловое калькирование и транскрипция. Попытки реформы вэньяня – стиль Лян Цичао (упрощение синтаксиса, отказ от архаической лексики, использование современной терминологии), по сути – распространение стиля гунвэнь («официального языка») на публицистику. Проект лингвиста Ху Илу – создание чживэнь («элементарного языка»): сокращение числа знаков до 2 тыс., исключение синонимии и омонимии, ликвидация грамматической многозначности иероглифов. Создание грамматики вэньяня Ма Цзяньжуном в 1898 г. Центральное понятие - синтаксическая позиция слов, вне предложения их нельзя отнести ни к одной части речи. Ввел аналоги европ. терминов, которые используются до наст. времени. 1898 – первая газета на байхуа.

«Школы правильного произношения» в эпоху Цин – неудача проекта вследствие незаинтересованности со стороны образованных слоев. Гуаньхуа – «язык чиновников».По предложению члена Совещательного совета Цзян Цзяня назван «национальным языком» - гоюй. Разработка в 1907 г. министерством просвещения проекта преподавания гуаньхуа в средней школе; законопроекты Совещательного совета, не успевшие принять силу закона.

Задача создания «государственного (национального) языка». Две взаимоисключающих задачи: «единства разговорного и письменного языка» (янь вэнь ичжи); «единство национального языка» (гоюй тунъи). 1913 г. – конференция по выработке единого произношения; выработка «национального» чтения иероглифов и алфавита чжуинь цзыму на основе традиционной графики. Разногласия по поводу звонких согласных и конечного m. 1916 г. – Общество изучения национального языка во главе с Цай Юаньпэем; обращение минпросвещения с ходатайством о замене предмета «национальная словесность» предметом «национальный язык». 1917 г. – «Предложения по реформе литературы» Ху Ши, «О литературной революции» Чэнь Дусю. «Движение 4 мая» требование литературы на языке байхуа. Цянь Сюаньтун и У Цзинхэн: проект принятия эсперанто как будущего языка человечества. 1919 г. – введен в практику школьного обучения алфавит чжуинь цзыму; создан подготовительный комитет единства нац. яз. С 1922 г. в Шанхае – журнал «Национальный язык». Проблема «наддиалектного» языка: эсперанто, язык на основе китайского материала или байхуа; Ху Ши – необходимо расширять область применения гуаньхуа в качестве гоюй и сокращать сферу применения диалектов.