Смекни!
smekni.com

Методические указания для студента Тема Понятия этноса, племени, народности, нации. Сталинские «признаки нации»; факторы этнообразования и этнические признаки (стр. 9 из 10)

Нач. 20-х годов – «Новая грамматика кит. яз.» Ли Цзиньси. Споры о моносиллабическом характере кит. яз. (по А. Шлейхеру), о перспективах его эволюции в полисиллабию. Ли Цзиньси: многосложные слова были и в древности, иероглифическая письменность искусственно делит его на слоги.

Кит. коммунисты: Цюй Цюбо, Лу Синь и др. члены «левой лиги»: теория «языка масс», использующего алфавитное письмо. Сначала литература на диалектах, способствующая ликвидации неграмотности, потом общий литературный язык. В его основе должен лежать разговорный путунхуа, в основе – северокитайский вариант, насыщенный элементами разных диалектов. Позиция министерства просвещения: нац. язык – социальный диалект образованных людей, диалекты в будущем останутся средством локального и семейного общения. Либеральные демократы – область распространения «нац. языка» будет расширяться, южные диалекты постепенно исчезнут. Рев. демократы – нац. язык должен образоваться на основе слияния всех диалектов. В 1928 г. опубликован проект романизированного алфавита, не получивший признания. В том же году в Москве – латинизированный алфавит Цюй Цюбо (активно пропагандировался в 30-е годы в Китае). В 1930 г. чжуинь цзыму переименован в чжуинь фухао, чтобы исключить ассоциации с автономными алфавитами. В 1944 г. работа по созданию новой письменности свернута.

Первый проект упрощения иероглифов – Лу Фэйкуй в 1896 г. в журнале «Цзяоюй цзачжи»: использование суцзы и байцзы.1920 г. – проект Цай Юаньпэя: взять ок. 1200 знаков из «Шовэнь цзецзы» в качестве алфавита лдя омонимов. Однако белые знаки понятны только в контексте. В 1921 г. Чэнь Хаоцин сделал выборку частотности употребления знаков в детской и учебной литературе – 4 261 знак. Цянь Сюаньтун : 1) избрание алфавита; 2) установление орфографических правил; 3) преобразование омонимов; 4) изыскание путей использования древнего языка; изыскание путей использования диалектов; 6) изыскание путей использования иностранных слов; 7) составление словаря; 8) преобразование грамматики; 9) составлении грамматики; 10) переводы книг на новое письмо. Использование упрощенных и скорописных начертаний, упрощение части знака, более простых древних знаков, упрощение фонетика и т.д. В 1934 г. Подготовительный комитет единства национального языка опубликовал список из 2400 упрощенных знаков, сост. под руководством Цянь Сюаньтуна. Рекомендованы были 324 знака, но их употребление было признано необязательным. «Лига левых писателей» – за переход на алфавитную письменность. В кон. 50-х в КНР – «Предварительный список наиболее употребительных иероглифов» из 5948 знаков; в 1965 г. – упрощенные варианты 1800 знаков.

Утрата внимания к графемам и их значениям при изучении языка; частое использование «белых знаков». Перспективы применения иероглифики как «компьютерного языка».

Этническая история изучаемой страны (Китай)

Контрольные и тестовые материалы

Вопросы для самопроверки и обсуждения по темам

Тема 1. Понятия этноса, племени, народности, нации. Сталинские «признаки нации»; факторы этнообразования и этнические признаки.

Что такое этнос?

Какую таксономию этносов предложил Сталин?

Какие признаки нации предложил Сталин? Как эта модель развивалась и изменялась советскими этнографами?

Чем факторы этнообразования отличаются от этнических признаков?

Какие этноконсолидирующие и этнодиссоциирующие факторы в наибольшей степени проявляли себя в истории Китая?

Тема 2. Самоназвания китайского этноса. Толкования понятия «китайская нация» (чжунхуа миньцзу).

Какие самоназвания китайского этноса вам известны?

Какие из них дошли до наших дней? Как изменилось их толкование?

Каковы отличия в толковании понятия чжунхуа миньцзу Лян Цичао, Сунь Ятсеном, Чан Кайши, Мао Цзэдуном и современными китайскими толковыми словарями?

Тема 3. Предпосылки образования китайской этнической общности в период неолита. Проблема «начала истории»: «династия Ся».

Какие основные источники по истории китайского неолита вам известны?

Какие китайские неолитические культуры в наибольшей степени представлены материальными свидетельствами?

В каких китайских неолитических культурах имеются следы изобразительно-знаковой системы передачи информации? В чем они проявляются?

Какие общемировоззренческие основания китайской культуры и каким образом проявили себя в материальных свидетельствах эпохи неолита?

Тема 4. Эпоха Шан-Инь: факторы этнообразования и этнические признаки иньцев. Археологические источники.

Как называются по-китайски надписи на костях и черепаховых панцирях?

Когда и при каких обстоятельствах они были идентифицированы как тексты? Каково содержание этих надписей?

Кто из известных китайских ученых внес наибольший вклад в их изучение?

Какую историческую информацию несут эти надписи?

Какие артефакты эпохи Шан-Инь несут информацию о ее мировоззрении?

В чем заключаются особенности самоидентификации иньцев? Какие из них были преествованы последующими культурами?

Тема 5. Эпоха Чжоу (XI-III вв. до н.э.): формирование этнического самосознания хуася.

В чем заключаются особенности доктрины политической власти и ее легитимации в эпоху Чжоу? Как они отразились в источниках по истории эпохи Чжоу?

Какое философское и общественно-политическое течение аккумулировало ритуальную традицию, подвергло ее рефлексии и дало ей этическое обоснование? Каким образом эта рефлексия выражалась в источниках? В каких?

В каких текстах эпохи Чжоу и каким образом отражалась эвгемеризация мифа?

Благодаря каким общественным институтам передавалось самосознание хуася?

Тема 6. Китайский этнос в эпоху первой централизованной империи (221-207 до н.э.). Реформа письменности как фактор воздействия на процесс этноконсолидации.

Как изменялась «китайская картина мира» в преддверии создания первой централизованной империи Цинь? Из каких источников можно узнать об этих изменениях?

Какие мероприятия Цинь Ши-хуанди способствовали этноконсолидации?

Тема 7. Китайский этнос в эпоху Хань (221-207 до н.э.). Политические и культурные факторы этноконсолидации.

Какие культурные факторы этноконсолидации действовали в эпоху Хань?

Каким образом эти факторы подкреплялись политическими мерами?

Тема 8. Китайский этнос эпохи Троецарствия (220-265), Цзинь, Южных и Северных династий (265-589).

Какие факторы этноконсолидации и этнодиссоциации действовали в эпоху Троецарствия?

Как ситуация политической децентрализации отразилась на картине мира и языке ее описания, представленных в исторических текстах Шести династий?

Тема 9. Формирование синкретической идеологической традиции как фактор консолидации китайского этноса в эпохи Тан (618-906) и Сун (906-1271).

Какие особенности отличали имперскую идеологию в эпоху Тан?

Какие особенности отличали положение даосизма и буддизма в начале эпохи Тан? В конце?

Какие этноконсолидирующие факторы действовали в эпоху Тан? Чем они отличались от этноконсолидирующих факторов предыдущих эпох?

Тема 10. Новые культурные тенденции в период монгольского владычества (1272-1368). Национальное унижение и национальное самосознание.

Какие тенденции политики династии Юань способствовали обострению национального самосознания китайцев?

В каких тенденциях в области культуры выражался рост самосознания ханьцев?

Тема 11. Реставрация традиций китайской имперской культуры и этническое самосознание в эпоху Мин (1368-1644).

Какие тенденции в области политики и культуры свидетельствовали о росте национального самосознания ханьцев в эпоху Мин?

Какие изменения в идеологии и культуре свидетельствовали о переменах в культурном сознании китайцев в эпоху Мин?

Тема 12. Кризис государства и общества в эпоху Цин (1644-1911): проблема соотношения «китайского» и «западного». Складывание понятий «нация» (миньцзу) и «китайская нация» (чжунхуа миньцзу).

Какие концепции соотношения китайской и западной культур предлагались в XIX в.? Представителями каких идейных течений?

Кто из китайских мыслителей в числе первых заговорил о необходимости обновления гос. аппарата и технических заимствований?

Какую программу преобразований предложили инициаторы «ста дней реформ»?

С каких идейных позиций выступали тайпины? Ихэтуани?

Какие заимствования западного опыта предполагала программа реформ, развернутая в 1903-1911 гг.?

Какие толкования понятий миньцзу и чжунхуа миньцзу предлагались в начале XX в.?

Тема 13. Традиционная китайская культура быта.

Какие особенности имел традиционный интерьер жилых помещений?

Какие основные особенности отличали традиционную китайскую повседневную и официальную одежду, прическу?

В чем заключаются основные особенности китайской кухни?

Тема 14. Традиционные праздники и обряды жизненного цикла китайцев.

Какие праздники китайцы относили к «праздникам живых», а какие – к «праздникам мертвых»? Почему?

Какие основные обряды совершались при бракосочетании? По случаю рождения ребенка? Погребения и траура?