Этническая история изучаемой страны (Китай)
Методические указания для студента
Тема 1. Понятия этноса, племени, народности, нации. Сталинские «признаки нации»; факторы этнообразования и этнические признаки.
Этнос (от греч. «народ») – «исторически сложившаяся социальная общность, отличающаяся уникальными характеристиками культурного фонда и отличающаяся этническим самосознанием и групповой идентичностью» (СЭ. М., 2003. С. 820). В отечественной науке – сталинская иерархия этносов: племя, народность, нация. Сталинское определение признаков нации (таксономически равнозначных): язык, территория, экономичская общность, психологический склад. Современная этнография: различение этнообразующих факторов (общая территория, экономические и брачные связи) и этнических признаков (язык, специфика материальной и духовной культуры; этническое самосознание – «результант» действия факторов, формирующих этническую общность [Н.Н. Чебоксаров]). «Народы» как основные единицы этнической классификации (Чебоксаров); проблема выделения общностей таксономически более высокого и низкого порядка, критериев их формального разграничения.
Примордиалистская интерпретация понятия «этнос» как «эносоциального организма» (Ю.В. Бромлей); социальная интерпретация – «особый тип социальной общности, возникающей на основе культурной самоиндентификации по отношению к другим общностям, с которыми она находится в постоянных связях, а этничность выступает формой социальной организации культурных различий» (В.А. Тишков; там же).
Факторы этноконсолидации и ассимиляции, перемены этнической самоидентификации (изменение конфессиональной принадлежности, политических границ). Этнический фактор как инструмент политической мобилизации. Субъекты этнополитического действия: движения, партии, группы давления.
Этноформирующие факторы в истории китайского этноса: территория, образ жизни и способы хозяйствования, родственные связи, политический и культурный, в т.ч. религиозный. Консолидирующие факторы в истории китайской нации: постоянные (территория, сходные традиции экономической жизни и социальной организации, общие культурные основания, историческая память) в различных исторических модификациях и исторически преходящие.
Тема 2. Самоназвания китайского этноса. Толкования понятия «китайская нация» (чжунхуа миньцзу).
Самоназвания и их этимологии. Хуася («цветущее Ся») – самоназвание китайского этноса, возникшее в I тыс. до н .э. Хуа – «цветуший», в древнем начертании – раскидистое дерево или злак, Ся – название мифической первой династии, древнее начертание – «могучий воин» с топором (также возможный символ подсечно-огневого земледелия). «Мифоисторическая память» о «первой династии» Поднебесной, поддерживавшаяся носителями письменной традиции. Чжунго жэнь («люди Срединных государств», «люди Срединного государства») – «географо-политическая» дефиниция, возникшая в эпоху Хань и ставшая обозначением этноса, применяющимся в настоящее время. Чжунхуа миньцзу («нация Чжунхуа») – обозначение возникло в начале ХХ в., почти одновременно с приходом понятия миньцзу из японской публицистики. Первоначально применялось как обозначение кит. этноса (Лян Цичао), в связи с необходимостью разработки нац. аспекта политических программ стала толковаться как более широкая общность, включающая в себя народы, проживающие на территории Китая (Сунь Ятсен). У Чан Кайши чжунхуа миньцзу – образование, исторически включавшее в себя разные «кланы»-цзу, впоследствии ставшие монголами, тибетцами, маньчжурами, хуэй и т.д.; у Мао Цзэдуна – состоит из разных народов (включая «национальные меньшинства»), ее развитие прошло через несколько десятков тыс. лет бесклассового общества, «примерно 4 тыс. лет» рабовладельческого и феодального строя; в «Цыхае» - «общее обозначение всех народов нашей страны», имеющих «почти 4-тысячелетнюю историю, зафиксированную в памятниках письменности»»; БКЭ – «возникла путем соединения большого количества этнических общностей, которые в древни времен вступили в отношения взаимовлияния и взаимосвязи».
Тема 3. Предпосылки образования китайской этнической общности в период неолита. Проблема «начала истории»: «династия Ся».
Понятия цивилизации и культуры. Природно-географические условия развития китайской цивилизации. Европоцентристский, китаецентристский и цивилизационный подходы к культуре Китая. Проблема полицентричности китайской цивилизации.
Архаический Китай. Ранний палеолит (протоантропы): ланьтяньский архантроп (1963-1965, район Сиани), пекинский синантроп (1918-1937, Чжоукоудянь). Неоантропы (1950-1960, 50-40 тыс. лет). Ранний неолит: VI-V тыс. до н.э. Археологические находки ХХ в.: неолитические культуры Яншао, Луншаня и другие. 1921 г., Ю. Андерсон, дер. Яншао пров. Шэньси; западное Яншао (пров. Ганьсу), центральное (среднее течение Хуанхэ), южное (среднее течение Янцзы, включая Восточную Сычуань), юго-восточное (южное течение Янцзы). Неолитическая керамика – 32 категории изделий; крашеная (полихромная), западная и центральная зоны, центр в Баньпо близ Сиани; некрашеная (монохромная), черная, – восточная зона, Луншань (III тыс. до н.э.). Своеобразие керамики района оз. Тайху и Нанкина; кубки цун и т.д. Особенности неолитических построек, погребений, культурных погребений, закрепившиеся в последующей культуре.
Концепция “культурных кругов” и проблема ее применимости к китайской культуре.
“Мифический” и “легендарный” периоды в традиционной китайской исторической науке. Недостоверность линии преемственности Яншао – Луншань. Современные китайские проекты «уточнения хронологии»; Поиск реальных исторических аналогов эпохи “пяти первопредков” древности (по традиционной версии – XXVIII-XXIII вв. до н.э.), “династии Ся” традиционной китайской историографии (якобы XXIII-XVIII вв.до н.э.); Доказательства автохтонного происхождения китайской культуры бронзы (Эрлиган). Свидетельства наличия знаковых систем в Китае эпохи неолита. Знаки из раскопа в Цзяху и др. Косвенные свидетельства существования племенных союзов на Великой китайской равнине.
Тема 4. Эпоха Шан-Инь: факторы этнообразования и этнические признаки иньцев. Археологические источники.
Традиционная китайская историография об эпохе Шан-Инь. Открытие письмен цзягувэнь: пиктограммы и идеограммы на бараньих и бычьих лопатках, черепашьих панцирях и т.п. Расшифровка цзягувэнь и решение проблем древней истории Китая. Первая функция письменной речи: общение с высшими силами (гадание и фиксация его результатов). Памятники цзягувэнь и «Ши цзи». “Основные записи об Инь” из “Ши цзи”. Основатель – Чэн Тан. Перенесение столицы Пань Гэном в Шан. Последний ван иньцев – Шоу Синь (Ди Синь). Битва при Муе.
Археологические подтверждения реального существования протогосударства Шан-Инь: раскопки “великого города Инь” близ Аньяна. Территория пров. Хэнань и часть прилегающих провинций – материальные свидетельства о культуре иньцев: “архив” из бычьих и браньих лопаток, черепашьих панцирей с гадательными надписями, бронзовые изделия, следы человеческих жертвоприношений, маски Тао-тэ и т.д. Земледелие, шелководство, (иероглифы “шелковая нить”, “одежда”, “платок”, жертвы духам шелковичного червя). Орудия из металла (медные лопаты). Вероятное использование тяглового скота при вспашке, “спаренная вспашка”. Слоновьи кости, обмен – раковины, яшма из Синьцзяна, медь – в верхнем течении Янцзы, Южном Китае. Раковины каури в качестве денег (в т.ч. искусственные – из камня и кости). Дифференциация захоронений, человеческие жертвоприношения. Различные виды наказаний и казней. Ранги знатности (знаки на костях), в т.ч. для вождей покоренных племен. Знаки для обозначения рабов. Чэнь – сначала “раб”, потом – “слуга”. Община-и (“поселение”). Соседние племена – цян, шу, чжоу. Синхронная культуры развитой бронзы на территории пров. Сычуань.
Загадки культуры Шан-Инь: внезапное появление колесниц и развитого бронзолитейного производства. Гипотезы о западном происхождении иньцев (Т. де Лякупри, Л.С. Васильев и т.п.). Прототипы элементов будущей китайской культуры в культуре Шан-Инь: первые иероглифы, представления о мироустроительных функциях верховного правителя-вана; понятия ди (“государи-предки”, “первопредки”, “господь”), Шан-ди (“верховный владыка” или “вышние государи-предки”), связанные с представлениями о предках иньских правителей; традиция гадания и жертвоприношений, совершаемых ваном в рамках осуществления им своих мироустроительных функций; конструкция зданий, ставшая традиционной: каркасно-столбовое устройство, деление земель на пять районов по сторонам света.
Перспективы исследования письмен цзягувэнь. Наскальные рисунки и проблема развития письменности в Китае.
Тема 5. Эпоха Чжоу (XI-III вв. до н.э.): формирование этнического самосознания хуася.
Древнейшие источники по китайской мифологии. Поздний и вторичный характер источников. Космогонические мифы о Паньгу. Нюй-ва и Фуси. Фуси как первопредок и основатель китайской цивилизации. Основоположения китайского философского мировоззрения в мифологических образах и сюжетах. Эвгемеризация мифа в китайской традиции.
Чжоуское завоевание Поднебесной. Удельная система и оценки социально-политического и экономического строя западночжоуского Китая. Археологические находки, нарративные исторические источники. Культурная ситуация, формирование новой идеологии этно-культурного и политического единства Поднебесной. Аристократически-«рыцарская» культура в древнем Китае. «Шу цзин» («Канон документальных писаний») как исторический источник.
Завоевание владений протогосударства Шан-Инь племенным союзом Чжоу. Вэнь-ван, У-ван, Чжоу-гун. Родовая фамилия Цзи ( от Хоу-цзи – Государь Просо). Домен – Цзунчжоу (уезд Чанъань). Источники по истории – “Шу цзин”, “Ши цзин”, “Чунь цю”, “Го юй”. Заимствование победителями политико-идеологической атрибутики Шан-Инь – титула вана и его мироустроительных прерогатив. Отождествление первопредка иньских ванов Шан-ди с безличным Небом чжоусцев; чжоуский ван как Сын Неба. Появление концепции “небесного мандата” для обоснования легитимности правления чжоуского дома в Поднебесной.