Анализируя события 8 января, украинский историк А. Яковлив сделал вывод: «Многократные ссылки московских послов на царское слово, которое в то время признавалось за присягу монарха, в подтверждение того, что права и вольности Войска Запорожского не будет нарушены, что царь Войска Запорожское полякам не отдаст и что государственный и общественный строй Войска Запорожского не будет изменен, было истолковано и оценено Б. Хмельницким и старшиной как акт равноценный присяге царя. Потому за этим актом наступил другой, равноценный - присяга гетмана и старшины. Таким образом, но сути дела обе стороны взаимно взяли на себя определенные обязательства, соблюдение которых на будущее скрепили торжественными актами: московский царь – своим царским словом, а Войско Запорожское – присягой своих представителей с гетманом во главе»[23, с. 103-104].
9 и 10 января Б. Хмельницкий, И. Выговский и другие казаческие лидеры вели переговоры с В. Бутурлиным, в ходе которых поднимались вопросы о правах и вольностях казачества, о численности украинского войска, о деятельности суда, сборе налогов и т.д. Но эти переговоры не отличались стройностью и конкретностью. Историком А. Яковливым высказывается мнение, что казаческое руководство не было как следует подготовлено к переговорам с Москвой, потому что предыдущий политический и дипломатический опыт, обретенный в отношениях с Польшей и Крымом, не давал точных указаний, как пойдут переговоры с Московским государством. Вместе с тем встречи с московскими дипломатами дали гетману и старшине достаточно материала для выработки линии поведения на будущее[23, с. 105]. 13 января 1654 г. Б. Хмельницкий имел последнюю встречу с московскими послами, после которой гетман уехал в Чигирин.
Уже на следующий день московские стольники и дворяне разъехались по городам и селам с приказом «огласить о принятии Украины под царскую высокую руку» и привести население к присяге. Боярин Бутурлин уехал в Киев, где «за полторы версты от Золотых ворот встретил его с речью митрополит Сильвестр Косов». 17 января были приведены к присяге сотники, есаулы, атаманы, казаки и киевские мещане. 19 января присягнули царю слуги, дворовые люди митрополита, шляхта, а также слуги печерского архимандрита. В конце января Бутурлин отправился в Москву, по пути он привел к присяге Чернигов и Нежин[22, с. 577-579].
В ряде городов и местечек царские стольники и дворяне столкнулись с нежеланием населения принимать присягу, многих гнали силой «как стадо». Были случаи, когда казакам обещали плату: по 20 червонцев в год, по 20 соболей и сукно. Чиновники включали людей в реестры, заносили в списки церкви, замки, припасы, заявляли, что теперь будет зависеть от ласки царской, верной службы, а кто, мол, не хочет служить, пусть убирается себе за «Зборовскую линию». О нежелании присягать царю заявили жители города Чернобыля. В Полтавском и Кропивянском полках московских чиновников побили кольями, не присягнули Уманский и Брацлавский полки. Против присяги выступали молодые казаческие лидеры Иван Богун и Иван Сирко. На протяжении января и февраля 1654 г. московские дворяне побывали почти в 200 городах и местечках. Они привели к присяге и включили в реестры 2 тысячи старшин, 63 тысячи казаков и 64 тысячи городского населения[24, с. 106].
Гетман Б. Хмельницкий находился в это время в Корсуне и в Чигирине и готовил посольство в Москву. Он занимался разработкой наказов послам, обдумывал условия отношений с Москвой, формулировал «статьи» будущего договора, проводил совещания. Итоги этой работы были зафиксированы в грамоте Б. Хмельницкого для казаческих послов и в «Статьях», включающих 23 пункта. Оба документа датированы 17 февраля 1654 г.
В аккредитационной грамоте Б. Хмельницкий от своего имени, от имени Войска Запорожского и всего народа обратился к царю и кратко рассказал, как, ведя борьбу с поляками, украинцы обращались к царю за помощью, и как царь согласился принять Войско Запорожское под свою высокую руку. Шла речь о пребывании московских послов в Переяславе, о передаче гетману клейнодов, о присяге царю. На основании этого гетман и Войско Запорожское обращались к Алексею Михайловичу с просьбой и выражали уверенность в том, что от него получат все, о чем будут просить, так как верят слову царскому, «как нас тот боярин с товарищи увещал и на той вере непоколебимых утвердил». Б. Хмельницкий писал, что посылает своих послов Самойлу Богдановича (Зарудного) и Павла Тетерю, которые скажут больше, чем написано в грамоте. Второй документ – «Статьи» - содержал вступление и 23 артикула. Во вступлении гетман обращался к царю с просьбой, чтобы царь благосклонно отнесся к тому, о чем послы «будут бить челом»[23, с. 107]. Содержание грамоты и «Статей» показывали ,что гетман выступил от имени государства украинского и всех слоев населения.
17 февраля 1654 г. казаческое посольство, в составе которого насчитывалось несколько десятков человек, выехало из Чигирина. Послы имели на руках проект договора, основной идеей которого являлось установление таких межгосударственных отношений между Украиной и Москвой, при которых за Украиной сохранялось бы внутренняя и внешняя самостоятельность. 12 марта посольству была устроена торжественная встреча на въезде в Москву, а 13 марта состоялась аудиенция у царя. В тот же день начались переговоры с боярами Трубецким, Бутурлиным, князем Головкиным и царским канцеляром, думным дьяком Ивановым, крупнейшим московским дипломатом того времени. Казаческие послы на словах изложили условия, на которых Войско Запорожское желает принять протекцию царя. Во время пересказа статей послами бояре задавали вопросы, иногда начинали дискуссию, вследствие чего возникали дополнения или новые пункты. С этого началась выработка новой редакции статей, которых в конечном счете осталось одиннадцать. Необходимо подчеркнуть, что их сокращение осуществлялось не за счет ущемления содержания статей, представленных в украинском проекте.
14 марта украинские послы передали боярам текст договора, подписанный Б. Хмельницким, и с войсковой печатью. На следующий день они были приглашены на военный совет. При последующих встречах представителям царского правительства были вручены документы о привилегиях казачества, данных ранее королями Речи Посполитой. На заседании боярской думы были обсуждены «статьи» и приняты по ним решения. В целом работа проводилась большая. 18 марта послов пригласили на парадный царский обед в Золотой палате с участием патриарха и высших бояр. 19 марта состоялась последняя встреча у царя, во время которой послам было объявлено, что Алексей Михайлович подтверждает давние права и привилегии Войска Запорожского своей жалованной грамотой, награждает послов подарками и отпускает. После этого были оглашены резолюции царя на статьи.
Хотя прощальная аудиенция в Кремле состоялась 19 марта, послы еще неделю не могли уехать из Москвы. Только 27 марта им были вручены жалованные грамоты Б. Хмельницкому и Войску Запорожскому, а также утвержденные царем статьи, получившие со временем название «Мартовские». Эти документы составляли основное содержание украинско-российского соглашения. Согласно этого договора:
- Украина сохраняла свою военную и административно-территориальную систему во главе с гетманом. Гетмана и старшину избирают казаки на войсковой раде, царю сообщается имя избранного гетмана;
- органы местного самоуправления в украинских городах будут формироваться из местных жителей, что свидетельствовало о полном внутреннем суверенитете и исключало вмешательство царских чиновников во внутренние дела Украины;
- казаческое руководство наделялось правом осуществлять самостоятельную внешнюю политику, принимать послов других государств, с последующим предоставлением царю информации о состоявшихся переговорах. Вводился запрет на ведение дипломатических отношений с Польшей и Турцией;
- численность Войска Запорожского устанавливалась в количестве 60 тысяч казаков. Реестровому казачеству сохранялись все его права и вольности;
- в прежнем виде сохраняется казаческий суд;
- гетманское правительство сохраняло право контроля над финансами и налогами. Предусматривалось присутствие царских чиновников во время сбора налогов, часть которых шла в государеву казну;
- оставались без изменения права и вольности, которыми наделяли польские короли и литовские князья духовных и мирских лиц в Украине;
- оговаривались вопросы денежного содержания для старшины и казаков, а также финансирования военных застав на границах Украины и в крепости Кодак;
- было зафиксировано обязательство русского царя защищать украинские земли от внешних врагов, а также дано обещание направить государевы войска на борьбу с польской шляхтой.
Таким образом, украинско-российское соглашение оформляло образование своеобразной конфедерации, направленной против внешнего врага. Договор в целом был равноправным, взаимовыгодным и при условии его выполнения открывал широкие перспективы для развития обеих сторон. В то же время, по мнению многих ученых, этот договор был незавершенным, несовершенным и краткосрочным.
Заключение данного соглашения свидетельствовало о крупном успехе Б. Хмельницкого в области внешней политики.
Контроль знаний