ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ».
Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Историография, основные этапы и тенденции ее развития. Отечественная историография в прошлом и настоящем.
Проблемы исторического познания. Формационный и цивилизационный подходы к истории, их сущность, познавательный потенциал и соотношение. Исторические типы цивилизаций. Характерные черты восточной и европейской цивилизаций, коллективистическое и индивидуалистическое устройство общества. Смысл дихотомии Восток–Запад. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.
Источники и литература по теме:
Бердяеев Н. Смысл истории. М.: Мысль, 1990.
Блок М. Апология истории или ремесло историка. М.: Наука, 1972.
Бодюгов Г. А., Козлов В. А. История и конъюктура. Субъективные заметки об истории советского общества. М.: Политиздат, 1992.
Данилевский Н. А. Россия и Европа. М.: Книга, 1991.
Коломийцев В. Ф. Методология истории (от источника к истории). М.: РОСПЭН, 2001.
Поппер Нищета историцизма. М.: Прогресс, 1993.
Русакова О. Ф. Философия и методология истории в ХХ веке. Екатеринбург, 2000.
Советская историография. М.: РГГУ, 1996.
Тойнби А. дж. Постижение истории. М.:Прогресс, 1991.
Тош Дж. Стремление к истине. М.: Весь мир, 2000.
Философия истории / под ред. А. С. Панарина. М.: Гайдарики, 2001.
Шапиро А. Л. Русская историография с древнейших времен до 1918 г. СПб.: Культура. 1993.
Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991.
ТЕМА 2. ДРЕВНЯЯ РУСЬ (862–1237)
Приступая к изучению данной темы, вначале следует обратить внимание на те тенденции общественного развития, которые имели место в Западной Европе и Древней Руси в IX–XIII вв.
После падения Западной Римской империи на ее территории в V–VII вв. образовался ряд варварских государств, наиболее крупным из которых в начале IX в. стала империя Карла Великого, короля франков. Эта империя просуществовала недолго. Внуки Карла Великого в середине IX в. произвели ее раздел, который положил начало возникновению в будущем таких крупных европейских государств, как Франция, Германия и Италия.
В IX–XIII вв. в Западной Европе происходили важные экономические, социальные и политические изменения. С одной стороны, осуществлялось масштабное сельскохозяйственное освоение западноевропейского субконтинента, которое сопровождалось утратой крестьянскими общинами собственности на землю и переходом ее в частное владение. В результате в Западной Европе утвердились отношения, которые позже получили наименование «феодальных», основу которых составляла собственность сеньоров на землю вместе с проживающими на ней крестьянами. С другой стороны, в это время началось ускоренное отделение ремесленного производства и торговли от сельского хозяйства. Это привело к быстрому развитию городов, которые стали выступать не столько в качестве государственно-административных, военных или культурно-религиозных центров, сколько в качестве центров ремесленного производства и товарного обмена. Развитие городов, возникновение органов городского самоуправления — все это привело к такому явлению, которое получило название «коммунальных революций», сопровождавшихся борьбой горожан с сеньорами.
Западноевропейское общество стало носить сословный характер. В нем сформировались привилегированные сословия — дворянство, рыцарство («воюющее за всех») и духовенство («молящееся за всех») и непривилегированные сословия — крестьянство («работающее за всех») и бюргерство («горожане»).
Концентрация экономической и политической власти в руках крупных сеньоров предопределила существование в Западной Европе в X—XII в. эпохи феодальной раздробленности, при которой королевская власть сохраняла за собой чисто символическое значение. В XII—XIII вв. начался процесс создания национальных централизованных государств и формирования такой формы правления, как сословно-представительная монархия.
В середине XI в. разногласия между двумя христианскими центрами — Римом и Константинополем — привели к тому, что в 1054 г. произошло разделение христианской церкви на православие и католицизм. Западная Европа стала формироваться в качестве единого католического мира. Католическая церковь как социальный институт сыграла особую роль в интеграции Западной Европы, являясь источником формирования в ней единого нормативно-ценностного пространства.
В это время стало меняться геополитическое положение Западной Европы. В VIII в. Западная Европа подверглась вторжению арабов, которые овладели значительной частью Пиренейского полуострова, закрепились на островах западного Средиземноморья и в южных областях современных Франции и Италии. В конце IX в. на Дунае появились кочевые орды венгров (мадьяр), которые, уничтожив Великоморавское (западнославянское) государство, на протяжении всего X в. неоднократно опустошали европейские страны от Византии до Испании. В IX—XI вв. североатлантическое, а затем и средиземноморское побережья Западной Европы постоянно подвергались нападениям «морских кочевников» — скандинавских викингов, или норманов («северных людей»). В конце XI в. усиливается экспансионизм самой западноевропейской (католической) цивилизации. В 1095 г. по призыву папы римского Урбана II началась почти двухвековая эпопея крестовых походов в страны Ближнего Востока, которые осуществлялись под религиозным предлогом необходимости освобождения святых мест христианства из-под власти иноверцев-мусульман.
В Восточной Европе в IX в. возникает «Русская земля» и образуется Древнерусское государство (Киевская Русь). В 988 г. Русь принимает христианство, превращаясь в религиозном плане в «дочернюю зону» византийской цивилизации. Киевская Русь была достаточно аморфным государственным образованием с монархической формой правления. Во главе государства стоял великий киевский князь, который правил вместе со старшей дружиной. Большую роль в политической жизни Древней Руси играли народные собрания в городах, а также церковь, которая долгое время носила автономный по отношению к государству характер.
В IX–XIII вв. основной сферой хозяйственной деятельности в Древней Руси было земледелие, которое носило в лесной зоне подсечный, а в поймах рек — пашенный характер. Большое развитие получили города как центры ремесла и торговли. Наиболее крупные из них являлись административными центрами местной княжеской власти. В X–XI вв. доминировала государственная собственность на землю, которая позволяла киевским князьям взимать дань с подвластного населения. Во второй половине XI в. в различных русских землях возникает частное землевладение — княжеские, боярские и монастырские вотчины. Появление вотчин как наследственной формы землевладения в различных регионах Руси привело в условиях господства натурального хозяйства к политической дезинтеграции Древнерусского государства. В результате сформировались четыре крупных региона: Южная Русь, Юго-Западная Русь, Северо-Западная Русь и Северо-Восточная Русь, различавшиеся между собой спецификой хозяйственной, социальной, политической и культурной жизни и представлявшие собой возможности альтернативного развития Древней Руси.
В X—XIII вв. изменилось геополитическое положение Древнерусского государства. В X в. был разгромлен Хазарский каганат, которому долгое время некоторые русские земли платили дань. Были нормализованы отношения с Византийской империей, установлены дипломатические и династические связи с некоторыми странами Западной Европы. Особыми были отношения Киевской Руси со Степью, где господствующее положение вплоть до татарского нашествия в XIII в. занимали кипчаки (половцы). Отношения между Русью и Степью постоянно менялись: вооруженные столкновения сменялись мирными годами, политические ссоры — династическим браками. В начале XIII в. возникли две серьезные геополитические угрозы Руси: на западе начались направляемые папской курией крестовые походы Ордена, на востоке появились монголо-татары.
При подготовке к первому вопросу семинарского занятия «Образование Древнерусского государства» надо прочитать соответствующие страницы учебных пособий [Отечественная история: Элементарный курс. М., 2002. С. 23—33; История России в вопросах и ответах. Ростов н/Д., 2001. С. 117—126).
Изучая эту литературу, надо в текстах выделить те фрагменты, которые помогут самостоятельно составить ответ на вопрос «Образование Древнерусского государства» по схеме: 1) время образования Древнерусского государства; 2) историография вопроса; 3) теория вопроса (что такое государство, теории происхождения государства, норманнская и антинорманская теории); 4) причины образования Древнерусского государства; 5) процесс образования Древнерусского государства (возникновение публичной власти, формирование единой территории, подвластного населения, правовой системы, государственного суверенитета); 6) значение образования Древнерусского государства.
В 882 г. произошло объединение политических центров — Новгорода и Киева, возникла единая «публичная власть» во главе с великим князем киевским. В современной исторической науке отказались от марксистского представления о государстве как «аппарате насилия одного класса над другим». В настоящее время государство рассматривают как основной институт политической системы общества, который выполняет функции административного управления, социальной интеграции и мобилизации, защиты национальных интересов и характеризуется наличием следующих признаков: 1) публичная власть; 2) единая территория; 3) подвластное население; 4) правовая система; 5) налоги.
Выделяют три пути образования ранних государства. Один из них — это завоевание одной социальной общностью территории другой и создание соответствующего административного аппарата управления, и подавления. Другой путь (иногда его называют восточным) — трансформация института «вождей» (потестарной власти) в государственную. Третий путь образования государства (его часто называют западным) связывают с имущественным расслоением общин и возникновением частной собственности на землю и формированием больших социальных групп, или классов. Образование Древнерусского государства шло по второму пути.