Смекни!
smekni.com

Методические указания по организации самостоятельной работы для студентов дневной формы обучения (стр. 10 из 21)

мировоззренческий нигилизм

интерес к проблемам логики

антропоцентризм

внимание к проблемам истины в познании

2. Укажите характерные черты экзистенциализма

интерес к проблеме личности

отождествление свободы и необходимости

представление бытия как целостности субъекта и объекта

рационализм

прагматизм

трагизм

дуализм

скептицизм

3. Определите сферу интересов феноменологии

очистить сознание от эмпирического содержания

преодолеть натурализм и историзм

преобразовать философию в строгую науку логики

найти строгое доказательство истины

обосновать необходимость эмпирических методов

4. Кому могут принадлежать данные слова: «Мир – это воплощенная воля»

И. Кант

А. Шопенгауэр

С. Кьеркегор

Ф. Ницше

5. Кто из мыслителей экзистенциалистов ввел в философии понятие «заброшенный-в-мир»?

К. Ясперс.

С. Кьеркегор

Ф. Ницше

М. Хайдеггер

6. Что подразумевается под архетипом?

первобытный образ

коллективное бессознательное

психический мир

бессознательный дух

7. Назовите проблемы, рассматриваемые аналитической философией ХХ века:

понимание предмета и сущности философии

стремление превратить философию в науку логики

проблемы онтологии

антропология

модель научной деятельности научного сообщества

проблема доказательства

8. Шопенгауэр считал, что жизнь людей, в принципе – это

удел радости и прогресса

цепь тревоги, разочарований и мучений,

подобно маятнику – от безмятежного счастья к горечи и страданию и наоборот

серая и безликая «жизнь насекомых»

9. Центральная идея философии С. Кьеркегора:

Человек – это уникальная индивидуальность. И чем более он совершенствуется, тем больше приносит пользы обществу.

Основная антропологическая единица – народ. Он проявляет свои возможности, таланты и деятельные способности в отдельных индивидах.

Духовный индивид, единичный человек противостоит социальной среде и совершенствуется вопреки ей и ее законам.

Реально существуют только универсальные явления – род, класс, государство, общество. Отдельные индивиды безлики, анонимны и неистинны.

10. известна формулировка О.Конта: «Знать, чтобы предвидеть, и предвидеть, чтобы…»

умозаключать;

распознавать;

не ошибаться;

быть способным делать.

11. По Г. Спенсеру, во Вселенной проявляется изначальная, всеобъемлющая и непостижимая:

Воля;

Материя;

Сила;

Душа.

12. «Философия жизни» - это философское направление, которое сосредоточено на:

создании научных теорий и систем;

формулировании основных нравственных законов;

полноте переживаний в духовной внутренней жизни человека;

созерцании бесконечных изменений в природе и обществе.

13. В области этики Ницше выдвинул основной тезис провозглашенный им «переоценки ценностей»:

«Человек – это звучит гордо!»

«Горе слабому!»

«Человек человеку – бог».

«Будьте кротки как голуби и мудры как змеи».

14.В феноменологии явление и сущность составлены таким образом:

явление обнаруживает сущность, будучи тождественным ей

явление никоим образом не обнаруживает сущность, оно трансцендентно ей

явление приоткрывает одну из сторон, черт, свойств и т.д. сущности

явление есть символическое отражение сущности.

15. Согласно М. Хайдеггеру и Ж.П. Сартру, бытие, направленной к ничто и сознающее свою конечность – это

мышление

переживание

экзистенция

научный факт.

16.Согласно экзистенциализму, сущность человека определяется:

совокупностью производственных отношений

божественным предопределением

собственным выбором человека своей цели

непостижимой судьбой.

17.В герменевтике, основная задача философии, по Г. Гадамеру, - это

исследование философских письменных памятников

современная интерпретация древних идей

толкование и осмысления текста

сближение философского размышления с литературно-художественным творчеством.

Тема 9.Русская философия

Необходимость осмысления важнейших исторических событий вызвала у русской общественной мысли глубокий интерес к наследию духовной мысли России, к корням философского знания, что позволило бы определению влияний и взаимовлияний философских течений. Одним из первых философов средневековья стал митрополит Илларион, стремивший обосновать государственную самостоятельность и международное значение Руси.

Изучая русское философское наследие, вы сможете выявить: влияние языческих, античных, византийских традиций и русского менталитета на становление отечественной культуры философствования, определить практически-нравственную и художественно-образную ориентацию русской философии.

Данный раздел предполагает, что в ходе изучения предлагаемых ниже источников студент сможет представить: формирование и основные периоды развития русской философской мысли, религиозные и светские традиции в отечественной философии, формирование самобытной русской философской проблематики /IХ – ХIII в.в./ (Иларион, Кирилл Туровский, Владимир Мономах), становление национального самосознания и русского типа мудрствования /ХIV – ХVII в.в./ (Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, Юрий Крижанич, А.Курбский). Возникновение русской философии (ХVIII – первая половина ХIХ в.) - М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев.

В теме предполагается изложение следующих вопросов: просветительская мысль в России и попытки философского осознания ее пути (русская идея, западники и славянофилы, почвенники, евразийцы); русская религиозная философия и ее основные направления (К.Н. Леонтьев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков); “философия естествознания” в России и ее основные проявления: Ф. Циолковский - основоположник ракетостроения и идеи «нравственности неба и земли»; Н. Федоров - «Философия общего дела» - «жить нужно не для себя (эгоизм) и не для других (альтруизм), а со всеми и для всех»; В.И. Вернадский - «Научная мысль как планетарное явление» - определить место человека «не только на нашей планете, но и в космосе»; А.Л. Чижевский - основатель космобиологии.

Особый интерес вызывает русская философия после 1917 года: официальная философия, творчество советских философов, философия русского зарубежья.

Изучив предложенные источники, вы сможете проследить влияние русской философии на социально-политическую жизнь России, на состояние российского общества. Обратите внимание на сформировавшиеся философские традиции в русской литературе, искусстве и публицистике, которые оказывают влияние на всю философскую мысль России в целом и на каждого человека в частности, что подтверждали в своих произведениях И. Кант, Ф. Ницше, С.Л. Франк, Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский и многие другие, подчеркивая место русской философской школы в мировой философской мысли. Для освоения необходимо:

1. Изучить учебники

Громов, М.Н. Русская философская мысль X – XVII веков: учеб. пособ. / М.Н. Громов, Козлов Н.С.. – М., 1990.

Гошевский В.О. Русская философия: учебное пособие / В.О. Гошевский, Е.В. Закондырин и др.. – М.: изд-во МГТУ, 1995.

Новиков А.И. История русской философии. – СПб.: Лань, 1998.

2. Ознакомиться с источниками

Бердяев, Н.А. Судьба России / Н.А. Бердяев. – М.: Наука, 1990.

Бердяев, Н.А. О назначении человека / Н.А. Бердяев. - М.: Правда, 1993

Бердяев, Н.А. Философия свободы. Смысл творчества / Н.А. Бердяев. - М.: Правда, 1991.

Соловьев, В.С. Сочинение в 2-х томах / В.С. Соловьев. - М.: Наука, 1989.

Флоренский, П.А. Столп и утверждение истины / П.А. Флоренский. - М., Правда, 1990.

Федоров, Н.Ф. Космос нуждается в разуме / Н.Ф. Федоров // Хрестоматия по философии / сост. П.В. Алексееев, А.В. Панин. – М. : Гардарика, 1997. – с.413 – 415.

Флоренский, П.А. Общечеловеческие корни идеализма / П.А. Флоренский // Философские науки. – 1990. - № 12.

Франк, С.Л. Русское мировоззрение / С.Л. Франк // Общественные науки –1990. - №6.

Франк, С.Л. Смысл жизни / С.Л. Франк // Вопр филос. – 1990. -№ 6.

Хомяков, А.С. О старом и новом : Ст. и очерки / А.С. Хомяков. – М. : Прогресс, 1988. – 504 с.

3. Дополнительная литература

Артемьева, Г.В. Европейская идентичность и российская ментальность / Г.В. Артемьева, М.И. Микешин // Вопр.филос. – 2002. – № 10.

Брюшинкин, В.Н. Феноменология русской души / В.Н. Брюшинкин // Вопр.филос. – 2005. - № 1. –С. 29 – 35.

Гулыга, А.В. Русская идея и ее творцы / А.В. Гулыга. - М.: Наука,1995.

Гиренок, Ф.И. Русские космисты / Ф.И. Гиренок. – М.: Знание, 1990.

Звеерде, Э. Конец русской философии как русской? / Э. Звеерде // Вопр. филос. – 1998. - № 2.

Карлов, Н.В. Честь имени, или О русском национальном самосознании / Н.В. Карлов // Вопр. филос. – 1997. - №4.

Кузнецов, П.В. Метафизический нарцисс: П.Я. Чаадаев и судьба философии в России / П.В. Кузнецов // Вопр. филос. – 1997. - № 8.

Мартынов, А. О судьбах русской философской культуры / А. Мартынов // Вопр.филос. – 2002. - № 10.

Порус, В.Н. Владимир Соловьева и Лев Шестов: единство в трагедии / В.Н. Порус // Вопр.филос. – 2004. - № 11.

Русский космизм: Антология философской мысли / сост. С.Г. Семенова. – М. : Педагогика. Пресс, 1993. – 367 с.

Степун, Ф.А. Ленин / Ф.А. Степун // Вопр. филос. – 2002 - № 8 – С.93 –97.

Смирнова, З.Н. Проблема разума в философской концепции Чаадаева // Вопросы философии – 1998 - № 11.

Флоренский сегодня: три точки зрения // Вопросы философии – 1997 - №5.

В курсе для закрепления знаний по теме предусмотрено семинарское занятие по проблемам русской философии (см. методические рекомендации по семинарским занятиям).

Темы докладов и рефератов

Философская мысль в России на рубеже XIX – ХХ веков.

Философия западников и славянофилов: общее и особенное.

Религиозно-идеалистическая философия в России.

Немецкая классическая философия и русская мысль.

Интуитивизм Н.О. Лосского.

Русская философия: основные этапы, проблемы и отличительные особенности.

Марксизм в России.