а) общество как целостную систему, в которой человек лишь составная ее часть;
б) человека, и общество понималось как совокупность отдельных индивидов с их способностями, поведением, действиями;
в) общество, как совокупность объективно данных человеку общественных отношений, а человек при этом находится на пересечении, в «узлах» разнообразных общественных связей;
г) человека и общество одновременно, поскольку они являются взаимодополняющими и постоянно взаимодействующими сторонами.
3. Согласно концепции М. Вебера, общество— это:
а) жизненный мир, построенный в соответствии с феноменологией сознания;
б) понимающее «бытие-в-мире»;
в) свободный практический и творческий выбор;
г) система социальных действий и их смыслов.
4. В марксизме утверждается, что структура общества вытекает из:
а) жизни людей согласно их речевым актам;
б) истолкования смысла социальных действий людей;
в) формы материального производства;
г) соответствующего общественного договора.
5. В русском космизме общество интерпретируется с точки зрения так называемого «натуралистического» подхода, при котором общество — это:
а) воплощение совершенной идеи справедливости;
б) открытая система, действующая на основе «социальных технологий» и «социальной инженерии»;
в) продолжение природы и космических закономерностей;
г) «град земной», стремящийся к совершенству «града божьего».
6. Отчуждение во взаимоотношениях человека и общества наступает тогда, когда:
а) человек непрерывно воспроизводит самого себя как субъекта, соединяющего в себе природные, социальные и духовные качества;
б) происходит растворение человека в абстрактных социальных качествах, в утрате им контроля над результатами своей деятельности в обществе;
в) осуществляется освоение личностью разнообразных условий и форм деятельности, ее плодов и результатов;
г) выработанные культурой устойчивые, упорядоченные стереотипы деятельности превращаются для отдельного человека в его собственный способ жизнедеятельности в обществе.
7. К главным составным частям общества (согласно учениям Ферсмана, Плотникова, Дьяконова) не относится:
а) антропосфера;
б) социосфера;
в) ноосфера;
г) техносфера.
8. К источникам саморазвития общества не должно относиться:
а) взаимодействие общества и природы;
б) использование техники и новых информационно-технологических возможностей в целях совершенствования человеческого существования;
в) саморазвитие техносферы и искусственной реальности, кардинально изменяющее статус человека;
г) развитие духовной сферы в направлении к идеалу.
9. В марксизме процесс развития общества описывался в виде:
а) циклов;
б) стрелы;
в) спирали;
г) маятника.
10. Ход человеческой истории в виде линейного поступательного движения (прогресса) описывался, преимущественно, в трудах:
а) немецкого философа К. Ясперса;
б) новоевропейских философов Ф. Бэкона и Р. Декарта;
в) французского историка и культуролога Ф. Броделя;
г) русского историка и ученого Л. Н. Гумилева.
11. В христианской философии подробно разработана идея о «конце света». Концепцию о «конце истории» выдвинул.
а) Ф. Бродель;
б) П. Сорокин;
в) Ф. Фукуяма;
г) А. Тойнби.
12. Против самой идеи прогресса в человеческой истории выступали:
а) К. Сен-Симон и Г. Спенсер;
б) Н. К. Михайловский и П. Л. Лавров;
в) К. Маркс и Ф. Энгельс;
г) Ф. Ницше и А. Камю.
13. Фактору случайности в саморазвитии обществе основное значение придает современное направление:
а) герменевтики;
б) структурализма;
в) постмодернизма;
г) синергетики.
14. Согласно концепции Л. Н. Гумилева, уровнем организации этноса не является:
а) популяция;
б) семья;
в) группа (община, анклав и т.д.);
г) субэтнос.
15. Социальный институт, который представляет собой способ присвоения людьми продуктов материального и духовного производства, а также природных объектов, называется:
а) семья;
б) государство;
в) собственность;
г) власть.
16. На современном этапе мощных социальных потрясений важную роль играют гуманистические концепции, отражающие общечеловеческие идеалы и цели общественного развития. А. Швейцеру принадлежит концепция:
а) «заслужи любовь ближнего»;
б) «путь ненасилия»;
в) «благоговение перед жизнью»;
г) «цель для человечества».
17. В «ноосферной» модели человеческой цивилизации основная роль отведена:
а) государству;
б) нации;
в) экономике;
г) науке.
Тема 14.Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология)
В истории философии и различных культурах сложились представления о совершенном человеке. Ценности, их природа и принципы классификации изучает особый раздел философии аксиология. Ценность – это понятие, характеризующее предельные, безусловные основания человеческого бытия; значение определенных предметов, явлений, процессов для человека, социальных групп, общества в целом. Философское понимание ценности предполагает: осознанность ценности, воплощенность ценности в человеческой жизни в той или иной форме, включенность ценности в целеполагающую и оценочную деятельность человека. Эволюция ценностей (философский аспект). Критерии оценки прошлого и будущего. Ценность и целеполагание. Ценность и истина. Ценность и оценка. Ценность и норма. На перечисленные выше вопросы можно ответить, изучая конспект лекции, учебник и рекомендованную литературу. Продуктивную попытку создать систему ценности предпринял Г. Риккерт. Мыслитель разделил ценности и «культурные блага» (реальные, исторически ограниченные предметы пользования человека). Система ценностей требует постоянной корректировки в соответствии со значимостью для человека. Особое место проблема ценностей заняла в философии М. Хайдеггера, у которого теория ценности не отделима от теории человека.
Определите суть морали и нравственности, выявите общее и особенное. Моральные и нравственные ценности, их теоретическое освоение в рамках этики. Представьте иерархию нравственных ценностей. Ценностная характеристика добра и зла. Проблема формирования или обновления нравственных ценностей.
Этические и эстетические ценности. Эстетическое и художественное. Историческая эволюция эстетического идеала. Особенности эстетического способа ценностного освоения действительности.
Динамика форм религиозности как смена ценностных ориентаций. Свобода совести. Разнообразие и взаимосвязь религиозных ценностей. Ценностная ориентация религиозной личности в истории человечества.
Свяжите ценностные ориентации со смыслом человеческого бытия. Для этого необходимо:
1. Изучить учебники:
Алекссев, П.В. Философия: учебник / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М., 1999. - Раздел 3. Философия бытия (онтология). - Глава 17-18. – С. 387-499.
Спиркин, А.Г. Философия: учебник / А.Г. Спиркин. – М., 1999. – Раздел 2. Основы общей философии. – Глава 9. Учение о бытии. – М., 1999. – С.242 – 336.
2. Ознакомиться с источниками
Маркс К. Формы предшествовавшие капиталу // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. – Т.46 – Ч.2.
Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М. Республика, 1992.
Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. – Т.4.
3. Дополнительная литература
Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. – М.: Медиум, 1995.
Бергер П. Понимание современности // Социологические исследования – 1990 - № 7.
Бродель Ф. Структуры повседневности: Возможное и невозможное. – М.: Прогресс, 1986.
Имамачи Т. Моральный кризис и метатехнические проблемы // Вопросы философии – 1995 - № 3.
Иванов, В.Г. Конфликт ценностей и решение проблем экологии // В.Г. Иванов // Биология. – 1991. - № 8. – С.5 – 7.
Капустин Б.Г. Современность – как принуждение и как свобода // Вопросы философии – 1998 - № 4.
Коган Л.В. Триединство свободы // Вопросы философии –1997 - №5.
Кравченко И.И. Политика и мораль // Вопросы философии – 1995 - № 3.
Столович, Л.Н. Об общечеловеческих ценностях / Л.Н. Столович // Вопр.филос. – 2004. - № 7.
Социальный облик современного западного общества. – М., 1993.
Толстых В.И. Общественное производство как выражение целостности человеческой деятельности // Духовное производство. Социально-философский аспект духовной деятельности. – М.: Наука, 1981.
Темы докладов и рефератов
Необходимость и формы международного сотрудничества для сохранения жизни на Земле.
Философия ценностей.
Диалектика собственности и власть.
Пути демократизации основных сфер жизнедеятельности общества.
Социальные идеалы и методы из достижения.
Теоретическая модель общества и реальность.
Проблема насилия в истории философской мысли.
В курсе для закрепления знаний по теме предусмотрено семинарское занятие по проблемам современной философии (см. методические рекомендации по семинарским занятиям).
Тема 15.Проблема сознания
Сознание как субъективная духовная реальность и как условие воспроизводства человеческой культуры – это высшая, свойственная человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном активном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. Основными источниками сознания являются: внешний предметный мир, социально-культурная среда, духовный опыт самого человека, мозг, космическое информационно-смысловое поле.
Проблема сознания напрямую связана с основным вопросом философии и определяет его основу. Проблема соотношения идеального и материального обсуждалась в философии во все периоды истории, от ее решения зависело понимание мира человеком и возможность его познания. Изучая источники, вы узнаете о попытках мыслителей выявить природу сознания и дать его определение.