Важной составляющей данной проблемы является и проблема генезиса сознания с позиции естествознания, психологии, теологии, космологии. Будучи адекватным осмыслением реальности, сознание реализуется в виде различного рода практической и теоретической деятельности. Основу этой деятельности составляют цель и целеполагание. Цель – это идеализированная и нашедшая свой предмет потребность человека. Целеполагание – это человеческая способность определять предмет потребности.
Определите структуру сознания. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в предмет и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское, эстетическое и религиозное осознание мира, а так же чувственный и рациональный уровни. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания, а так же акт внимания – необходимый компонент сознания. Сознание включает в себя чувства, эмоции, так как познание человеком мира содержит в себе не только образное отражение, но и чувства. Так же в структуру сознания входит память как способность мозга запечатлевать, сохранять и воспроизводить информацию; потребности, определяющие поисковую составляющую сознания; волю.
На основе работы А.В. Иванова «Сознание и мышление» представьте модель сознания, покажите связь сознания и мозга, свяжите с фактом межполушарной ассиметрии мозга, где внешнепознавательной, языковой составляющей соответствует деятельность левого полушария, а интегративно-интуитивной – правое полушарие.
Проблема сознания включает в себя: собственно сознание, подсознательное, бессознательное, самосознание и его структура, проблему интуитивного в философии и творчества. Особо актуальной становится проблема “искусственного интеллекта”. Проблема сознания напрямую связана с проблемой идеального, так как идеальное – характерная черта, главный признак сознания, обусловленный социальной природой человека. Человек обретает идеальное только и исключительно в ходе приобщения к исторически сложившимся формам общественной жизнедеятельности. Изучая работы Э.В. Ильенкова, Д.И. Дубровского, определите, что идеальное это способность личности иметь информацию в «чистом виде» и оперировать ею во времени Опираясь на работы Платона, И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля, К. Маркса, представьте проблему идеального в истории философии, покажите ее трансформации. «Идеальное» есть не что иное, как аспект культуры, ее измерение, определенность и свойство. Это гносеологические образы (образы будущих предметов, программ, моделей) и высшие ценности бытия человека (добро, правда, справедливость, красота и др.), которые подлежат реализации в деятельности человека.
Структура самосознания (убеждения, самооценка, самоконтроль). Духовная жизнь общества. Общественное и массовое сознание. Формы общественного сознания. Проблема идеального. Для освоения темы необходимо:
1. Изучить учебники:
Алекссев, П.В. Философия: учебник / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Гардарика, 1999. - Раздел 3. Философия бытия (онтология). - Глава 17-18. – С. 387-499.
Спиркин, А.Г. Философия: учебник / А.Г. Спиркин. – М.: Гардарика, 1999. – Раздел 2. Основы общей философии. – Глава 9. Учение о бытии. – М., 1999. – С.242 – 336.
Философия: учебник / Под редакцией В.Д. Губина и др. – М.: Русское слово, 1997. – Глава 2. – С. 133 -153.
2. Дополнительная литература
Дубровский, Д.И. Новое открытие сознания? (По поводу книги Джона Серла «Открывая сознание заново») / Д.И. Дубровский // Вопр. филос. – 2003. - № 7.
Жданов, Г.Б. Информация и сознание / Г.Б. Жданов // Вопр. филос. – 2000. - № 11.
Лобастов, В..Г. К логическим определениям сознания: Э. Ильенков и И. Кант / В.Г. Лобастов // Вопр.филос. – 2004. - № 3.
Мамардашвили, М.К. Сознание как философская проблема / М.К. Мамардашвили // Вопр.филос. – 1990. - № 10. – С. 3 – 18.
Овчаренко, В.И. Осознание бессознательного / В.И. Овчаренко // Вопр. филос. - 2000. - № 10.
Селиванов, Ю.Р. Философская характеристика сознания в малой феноменологии духа / Ю.Р. Селиванов // Вест. МГУ. Сер. 7.Философия. – 2000. № 5. С.43 – 48.
Режабек, Е.Я. Становление мифологического сознания и его когнитивности / Е.Я. Режабек // Вопр.филос. – 2002. - № 1.
Рачков, П.А. Общественное сознание: курс лекций / П.А. Рачков. – М. : Теис, 2002. – 273 с.
Таценко, Ж.Т. Метаморфозы современного общественного сознания: методологические основы социального анализа / Ж.Т. Таценко // Социс. – 2001. - № 6. – С. 3 – 15.
Юлина, Н.С. Тайна сонания: альтернативная стратегия исследования: в 2ч. / Н.С. Юлина // Вопр.филос. – 2004. - №№ 10, 11.
В курсе предусмотрена письменная работа с источниками:
1. Используя источники, раскрыть проблему : Мораль для человека или человек для морали? Проблема выбора и ответственности. Свой ответ аргументировать.
Прокофьев А.В. Об этическом смысле антитезы: «мораль для человека» или «человек для морали» // Вопросы философии – 1998 - № 6; Ленк Г. Проблемы ответственности в этике экономики и технологии // Вопросы философии – 1998 - № 11; Гусейнов, А.А. Возможно ли моральное обоснование насилия / А.А. Гусейнов // Вопр.филос. – 2004. - № 3.
2. Составьте характеристику основных форм общественного сознания (сущность, структура, связь с индивидуальным сознанием, содержание, функции). Определите значение науки для экономического, экологического и исторического сознания в современном мире.
3. Определите источники сознания. Используя источники, докажите, что мозг как макроструктурная многофункцинальная система является источником сознания. Свой ответ обосновать.
В курсе для закрепления знаний по теме предусмотрено семинарское занятие по проблемам сознания в философии (см. методические рекомендации по семинарским занятиям).
Темы докладов и рефератов
Природа идеального.
Информация и искусственный интеллект.
Сознание и мозг: современное исследование проблемы.
Самосознание: структура, формы и роль в формировании личности.
Философия «здравого смысла».
Общественное мнение.
Общественное сознание и его формы.
Вопросы для самоконтроля
1. Что есть сознание?
2. Каковы источники сознания?
3. Назовите термин, обозначающий намерение, цель.
4. Что является продуктом высокоорганизованной материи, общественно развитого человека и его мозга?
5. Как называется практическая деятельность, осуществляемая не с материальными предметами, а с их идеальными образами?
6. Назовите социальное средство хранения и передачи информации?
Тест для проверки остаточных знаний
1. Сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной материи, в философском направлении:
а) объективный идеализм;
б) субъективный идеализм;
в) диалектический материализм;
г) экзистенциализм.
2. В психофизиологическом аспекте материалистическая философия рассматривает сознание как:
а) часть психики, подчиняющуюся принципу реальности:
б) субъективную реальность, или субъективный образ объективного мира;
в) высшую функцию мозга, связанную с речью;
г) душу, использующую мозг в качестве орудия для реализации своих целей.
3. Человеческому сознанию присуще:
а) пассивное отражение действительности;
б) активная, творческая деятельность;
в) непосредственное воздействие на действительность;
г) порождение объективной реальности.
4. Самосознание человека— это:
а) духовное зеркало для самоизучения и самолюбования;
б) осознание себя человеком в процессе общения с другими людьми;
в) осознание себя в процессе освоения материальной и духовной культуры человечества;
г) результат рефлексии, размышления личности о себе самой.
5. В современной философии это понимается как высшая ступень логического понимания; теоретическое, рефлексирующее, философски мыслящее сознание, оперирующее широкими обобщениями и ориентированное на наиболее полное глубокое знание истины. Это —
а) рассудок;
б) разум;
в) мышление;
г) ум.
6. Согласно Канту, рассудок, как первая предпосылка разума, есть способность:
а) согласовывать внутренние правила с внешней деятельностью;
б) ориентации в обыденной жизни;
в) ориентироваться на достижение практических целей и использовать понятия обыденной жизни по определенным правилам;
г) разложения целостных объектов на составные части.
7. Что появилось у человека раньше — мышление или язык:
а) мышление;
б) язык;
в) одновременно;
г) они совершенно не связаны между собой, потому вопрос некорректен.
8. В современной семиотике естественный язык рассматривается как:
а) непосредственная деятельность сознания;
б) адекватное выражение мысли;
в) система естественных и искусственных знаков;
г) вторая сигнальная система.
9. Каждый национальный язык является уникальным, поскольку он:
а) позволяет передавать и распространять информацию;
б) способствует совершенствованию профессиональных знаний;
в) является средством общения всех людей между собой;
г) служит средством передачи традиций и является важнейшим условием культурной самоидентификации.
10. «Бессознательное» в современной философии - это:
а) явления и процессы в психике человека, которые им не осознаются, но влияют на его поведение;
б) рефлекторные процессы в организме человека;
в) все, что не осознается человеком;
г) нечто, присущее только отдельному человеку.
Тема 16.Познание (гносеология)
Познание отличается многообразием форм духовно-практического освоения мира: мифологическое, религиозное, народное, философское, техническое, научное, парапсихологическое, эзо- и экзотерическое, художественное и др. Познание является важным предметом философского анализа. Проследите развитие проблемы познания в истории философской мысли. На основе изученного материала определите: существует ли связь между сознанием и познанием. Свой ответ обоснуйте, используя источники (Лекторский В.А. «Субъект, объект, познание». М., 1980; Иванов И.В. «Сознание и мышление». М., 1994; Швырев В.С. «Научное познание как деятельность». М., 1984) . Агностицизм. Знание и вера. Вера и мнение, вера и предрассудок.