Смекни!
smekni.com

Методические указания по организации самостоятельной работы для студентов дневной формы обучения (стр. 18 из 21)

Субъектом познания является, прежде всего, индивид, наделенный ощущениями, восприятием, эмоциями, способностью оперировать образами, действующий как реальная материальная сила, изменяющая материальные системы. В качестве субъекта могут выступать: социальные группы, коллектив, класс, общество в целом. Субъект включает в себя и технические установки, компьютеры, но они являются всего лишь элементами познающей системы. Объектом познания могут выступать не только материальные, но и духовные явления. Объект – это, что противостоит субъекту, на что направлена предметно-практическая, оценочная, познавательная деятельность субъекта. Объясните различие в выводе : «Без субъекта нет объекта», формулы введенной Авенариусом, субъективным идеалистом, и современным видением проблемы. Свой ответ обоснуйте.

Познавательные способности человека. Чувственное познание – результат эволюции органического мира и социального развития – включает в себя три формы: ощущения, восприятие, представление. Раскройте на основе источников содержание перечисленных форм, выявите специфику преставления. Объясните предлагаемое определение представления – это чувственно – наглядный образ предметов и явлений действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия самих предметов на органы чувств. Обратите внимание на работу Дж. Локка - «Опыт о человеческом разуме», - в которой определена концепция «первичных» и «вторичных» качеств предмета, дополните информацию идеями Беркли и Юм. Рациональный этап познания связан с деятельностью абстрактно-логического мышления и его форм: понятия, суждения и умозаключения. Определите классы понятий по отношению к действительности, виды умозаключений.

Особую роль в познании играет язык как система знаков, имеющих значение, так как язык является не объектом познания, хотя и может быть таковым (логический позитивизм, герменевтика, символизм и др.), а средством познания. (См. об этом: Лурий А.Р. «Язык и сознание». М., 1979; Белый А. «Символизм как миропонимание». М., 1994)

Найдите в источниках информацию о разновидностях современных эмпиризма, рационализма, априоризма и интуитивизма.

Проблема истины в философии и науке. Исторические разновидности понимания истины. Абсолютное и относительное в истине. Истина и заблуждение. Критерии истины: рациональная интуиция, соответствие чувствам или логическим законам, “экономия мышления”, практика, верификация, когеренция, корреспонденция, фальсификация и др.

Логика как наука о принципах правильного мышления. Этапы ее развития и современное состояние. Понятие, суждение, умозаключение. Законы формальной логики. Аналогии. Доказательство, опровержение. Спор, полемика, дискуссия.

Определите различия вненаучных форм познания: обыденное, мифологическое, религиозное, паранаучное, художественное, покажите их роль в познании мира человеком. Для ответов на вопросы необходимо:

1. Изучить учебники:

Алекссев, П.В. Философия: учебник / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М., 1999. - Раздел 3. Философия бытия (онтология). - Глава 17-18. – С. 387-499.

Спиркин, А.Г. Философия: учебник / А.Г. Спиркин. – М., 1999. – Раздел 2. Основы общей философии. – Глава 9. Учение о бытии. – М., 1999. – С.242 – 336.

2. Ознакомиться с источниками

Бахтин, М.М. Понимание и текст / М.М. Бахтин // Хрестоматия по философии /сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. М. : Гардарика, 1997. – С. 336 – 353.

Бэкон, Ф. Новый Органон / Ф. Бэкон // Хрестоматия по философии /сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. М. : Гардарика, 1997. – С. 224 – 227.

Гегель, Г.В.Ф. Наука логика / Г.В.Ф. Гегель // Хрестоматия по философии /сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. М. : Гардарика, 1997. – С. 247 – 256.

Гадамер, Х.Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики / Х.Г. Гадамер // Хрестоматия по философии /сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. М. : Гардарика, 1997. – С. 353 – 357.

Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант // Хрестоматия по философии /сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. М. : Гардарика, 1997. – С. 235 – 247.

Локк, Дж. Опыт о человеческом разуме / Дж. Локк // Хрестоматия по философии /сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. М. : Гардарика, 1997. – С. 227 – 234.

Хайдеггер, М. О сущность истины / М. Хайдеггер // Хрестоматия по философии /сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. М. : Гардарика, 1997. – С. 311 - 319.

3. Дополнительная литература

Герасимова, И.А. Аргументация как методология убеждения / И.А. Герасимова, М.М. Новоселов // Вопр.филос. – 2003. - № 10.

Карпенко, А.С. Современные исследования в философской логике / А.С. Карпенко // Вопр.филос. – 2003. - № 9.

Коваленко, В.А. Организация творческого мышления / В.А. Коваленко // Вопр.филос. – 2002. - № 8.

Лекторский В.А. Теория познания (гносеология, эпистемология) // Вопросы философии – 1999 - №8

Порус В.Н. Эпистемология: некоторые тенденции // Вопр.филос. – 1997- №2.

Рузавин, Г.И. Теория рационального выбора и границы ее применения в социально-гуманитарном познании / Г.И. Рузавин // Вопр.филос. – 2003. - № 5.

Столович, Л.Н. Мудрость и знания / Л.Н. Столович // Вопр.филос. – 2003. - № 11.

Хвостова К.В. История: проблемы познания // Вопросы философии – 1997 - № 4.

Темы докладов и рефератов

Интегративная функция практики по отношению ко всем видам человеческой деятельности.

Адаптивное поведение, репродуктивная и творческая деятельность.

Философия творчества.

Значение науки для экономического, экологического и исторического сознания в современном мире.

Свобода научного поиска и ответственность ученых.

Наука и ее роль в обществе.

В курсе планируется письменная работа с использованием источников

1. Прочитайте работу Аристотеля «О памяти и припоминании», проанализируйте подходы к проблеме познания и знанию Сократа, Платона, Аристотеля. Составьте таблицу. (См.: Аристотель, О памяти и припоминании (перевод и прим. С. Месяц) / Аристотель // Вопр.филос. – 2004. - № 7.)

2. Подберите работы Гегеля, Маркса, Ленина, раскрывающие проблемы познания. Определите, используя данные работы Г.В.Ф. Гегеля, К. Маркса, В.И. Ленина, роль практики в познании. Составьте конспект.

3. Вопрос об источниках знания, способах и границах познания человеком мира имеет длительную историю. Рассмотрите концепции:

- сенсуализм и эмпиризм: «Нет ничего а разуме, чего первоначально не было бы в чувствах»;

- рационализм: «Ощущения не источник знания, а источник заблуждений. Только разум способен дать истинную картину мира»;

- иррациональная концепция: «Для познания недостаточно ни опыта, ни разума. Для этого необходима особая форма познания»;

- диалектическая: «Противостояние разума и чувств, как и их игнорирование, неправомерно! Источник знания – в единстве чувственного и рационального».

Определите авторов данных высказываний, сформулируйте аргументы представителей данных концепций. Выскажите свою точку зрения. Ответ обоснуйте.

4. Укажите основные источники агностицизма и причины возникновения. Определите разновидности агностицизма и их основных представителей. Что такое гносеологический догматизм и абсолютный релятивизм?

В курсе для закрепления знаний по теме предусмотрено семинарское занятие по проблемам познания в философии (см. методические рекомендации по семинарским занятиям).

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое познание?

2. Как называется философская дисциплина, изучающая проблемы познания?

3. Что такое агностицизм?

4. Представьте суть гносеологического релятивизма.

5. Что такое софизм, скептицизм?

6. Назовите формы чувственного познания

7. Назовите формы рационального отражения действительности.

8. Определите суть практики и ее роль.

9. Дайте определение «субъект познания», «объект познания».

10. Расскажите о диалектике чувственного и рационального в познании.

11. Расскажите о творчестве.

12. Что такое интуиция и какова ее роль в познании.

Тема 17.Научное познание

Наука – сложное многоаспектное явление, основным назначением которой является получение объективных знаний о мире. Первый аспект: наука как социальный институт – совокупность устойчивых взаимосвязей, организованно оформленных, опирающихся на определенную вещественную базу. Второй аспект: наука – определенная социальная общность, мир статусов и престижей. Третий аспект: наука – социально-культурный феномен, порождение определенного типа общества, продукт человеческой деятельности. Обратите внимание на когнитивную составляющую науки, модель рациональности, сформированную в ходе исторического развития человечества. Выделите идеалы, нормы и критерии научного познания в истории человеческой культуры. Обратите внимание на важнейшие качества: доказательность и системность, отличающие науку от обыденного познания. Системность как фундаментальный принцип научного познания. «Структура научных революций» Томаса Куна раскрывает эталон научного исследования – парадигму. Философ воспринимает науку как процесс смены парадигм. Исследовательская программа И. Лакатоса отходит от концепции Куна. Он разрабатывает методологию научно-исследовательских программ, где наука это не смена парадигм, а серия сменяющихся теорий, связанных между собой едиными основополагающимися принципами. Лакатос представляет структуру программы научного поиска, что позволяет выработать новые теории с учетом эмпирического и формально-логического. Ученый свободен в своем выборе и опирается в научном поиске на доводы разума, методологическую и логическую упорядоченность, на систему ценностей, идеалы, нормы и стандарты, заложенные в дисциплине.