Смекни!
smekni.com

Методические указания по организации самостоятельной работы для студентов дневной формы обучения (стр. 2 из 21)

Исходя из представленного, выше можно с уверенностью сказать, что философия есть наука, вид научного знания. Ее специфика как вида научного знания в предельной обобщенности информации с точки зрения основного вопроса мировоззрения. Как наука философия обладает своим специфическим предметом, категориальным аппаратом, методами познания и выполняет множество задач. В более широком смысле, как мировоззрение философия – система знаний о мире в целом и отношении человека к этому миру – с одной стороны, комплекс принципов познания, всеобщий метод познавательной деятельности – с другой. Она выполняет множество функций, которые можно распределить на две группы: мировоззренческие и методологические. Широк спектр философских проблем, которые можно представить как онтологические, антропологические, аксиологические, гносеологические, праксеологические.

При изучении проблемы соотношения философии и частных наук следует обратить внимание на сформировавшиеся как в истории философии, так и среди направлений современной философской мысли три основные тенденции в решении вопроса о соотношении философии и частных наук:

- натурфилософская концепция: философам нет необходимости обращаться к конкретным наукам. В подлинной философии уже содержится все истинное содержание мира;

- позитивистская концепция: наука сама себе философия. Частные науки не нуждаются в обращении к философии и ее проблематике;

- диалектическая концепция: противопоставление науки и философии несостоятельно. Они относительно самостоятельны и несводимы друг к другу, поскольку подходят к познанию мира с точки зрения разных познавательных задач.

Проанализируйте указанные концепции, назовите основных представителей. Укажите механизм и границы взаимодействия философии и частных наук. Что такое сциентизм и антисциентизм как типы мировоззрения? Какая концепция является приемлемой для Вас, свой ответ аргументируйте.

Для освоения представленных философских аспектов необходимо:

1. Изучить учебники:

Панин, П.В. Философия: учебник / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: ТЕИС, 1996. - Раздел 1. Философия философии. – С. 4 –91.

Спиркин, А.Г. Философия: учебник / А.Г. Спиркин. – М.: Гардарика, 1999. – Раздел 1: О предмете философии и ее месте в системе научного знания. – С. 4 –16.

2. Ознакомиться с источниками:

Аристотель. Метафизика // Аристотель. Соч.: в 4-х томах. – М., 1975. – Т. 1. – С.67 –69.

Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант // Соч.: в 6-ти томах. – М., 1964. – Т. 3. – С.683 – 702.

Гегель, Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: в 3 т. / Г.В.Ф. Гегель. – М., 1977. – Т.3. – С. 393 –394.

Гуссерль, Э. Философия как строгая наука / Э. Гуссерль // Хрестоматия по философии: учеб. пособие /сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Гардарика, 1997. – С. 94 – 101.

Виндельбанд, В. Что такое философия? (О понятии и истории философии). / В. Виндельбанд // Избранное. Дух и история. – М., 1995. - С.22 –58.

Мамардашвили, М.К. Как я пониманию философию / М.К. Мамардашвили. - М., 1990.

Ортега–и–Гассет, Что такое философия / Ортега–и-Гассет.– М.: Наука, 1991.

Соловьев, В.С. Философские начала цельного знания / В.С. Соловьев // Соч.: в 2-х томах. – М.: Наука, 1992. – Т.2. – С.178 – 227.

Соловьев, В.С. Исторические дела философии / В.С. Соловьев // Вопр. филос. – 1988. - № 8. – С.118 – 125.

Шпет, Г.Г. Мудрость или разум / Г.Г. Шпет // Философские этюды. – М., 1994. – С.222 – 278.

Дополнительная литература

Галькевич, В.А. Об одной актуальной проблеме философии / В.А. Галькевич // Филос. исследов. – 1998. - №3. – С.131-136.

Каган, М.С. Философия как мировоззрение / М.С. Каган // Вопросы философии. – 1997. - №9.

Коган, Л.А. О будущем философии / Л.А. Коган // Вопросы философии – 1996 - №7.

Кучуради, И. Философия перед лицом мировых проблем / И. Кучуради // Вопр. филос. – 2004. - № 3.

Левин, Г.Д. К вопросу об основном вопросе философии / Г.Д. Левин // Вопр.филос. – 2002. - № 10.

Майданов, А.С. Миф как источник знания / А.С. Майданов // Вопр. филос. – 2004. - № 9.

Свасьян, К.А. Загадка истории философии / К.А. Свасьян // Вопрос. филос. – 2002. - № 12. – С.179-190.

3. Составить тезисы статей:

Бердяев, Н.А. Потребность человека в философии / Н.А. Бердяев // Хрестоматия по философии: сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Гардарика, 1997. – С.159 - 172.

Зиммель, Г. Сущность философии / Г. Зиммель // Хрестоматия по философии: сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Гардарика, 1997. – С.57 – 59.

Мерсье, А. Философия и наука / А. Мерсье // Хрестоматия по философии: сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Гардарика, 1997. – С.219 - 22.

4. Продумать и, используя предлагаемые материалы, в письменном виде ответить на вопрос: место философии в современной культуре.

Бородавкин, С.В. Гуманизм в культуре и культура в гуманизме / С.В. Бородавкин // Вопр.филос. – 2004. - № 5;

Философия в современной культуре: новые перспективы : материалы «круглого стола» // Вопр. филос. – 2004. - № 4;

Философия и интеграция современного социально-гуманитарного знания: материалы «круглого стола» // Вопр. филос. – 2004. - № 7.

В курсе для закрепления полученных знаний по теме предусмотрено семинарское занятие по проблемам философии (см. методические указания по семинарским занятиям).

Темы докладов и рефератов

Философия – наука или мировоззрение?

Роль философии в кризисные периоды развития общества.

Философия и религия: сходство и различие.

Основной вопрос философии в его историко-философской конкретности и развитии.

В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, А. Швейцер о функциях философии.

И. Кант о философии как науке «о последних целях человеческого разума» (по «Критике чистого разума»).

Философия и искусство.

Системный подход в философии.

Вопросы для самопроверки

1. Мировоззрение, его общественно-исторический характер и структура.

2. Исторические типы мировоззрения.

3. Философия как исторический тип мировоззрения.

4. Философия как наука. Основной вопрос философии.

5. Сущность философии и круг ее проблем.

6. Предмет философии. Своеобразие философского познания.

7. Философия в системе культуры. Гуманизм философского знания.

8. Функции философии.

9. Соотношение философии и идеологии: общее и особенное.

10. Исторические типы философии.

Тест для проверки знаний по теме:

1. Совокупность наиболее общих взглядов на мир и место человека в нем:

мировоззрение

философия

мировосприятие

миропонимание

2. С каким определением понятия «мировоззрение» вы согласны?

Мировоззрение – это…

мироощущение,

знание о мире,

практический опыт самого человека,

совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира и места в нем человека.

3. Какое определение философии вы считаете наиболее приемлемым?

Философия – это…

система общих теоретических взглядов на мир и человека, на их взаимоотношения, на отношения человека к человеку,

система научных знаний о мире, о человеке, о их взаимодействии,

искусство познания истины,

любовь к мудрости, мировоззрение и идеология.

4. Какие философские направления соответствуют данным схемам?

А В С


Антропоцентризм,

Космоцентризм,

Идеализм,

Материализм.

5. Какие из перечисленных функций, с вашей точки зрения, свойственны философии?

- познавательная

- коммуникативная

- методологическая

- мировоззренческая

- прогностическая

- информационная

- технологическая

Тема 2.Философия Древнего мира.

Философская мысль зарождается в эпоху, когда на смену родовых отношений приходили первые классовые общества и государства. Наиболее древней является философия, возникшая в Древнем Египте, Древнем Вавилоне, однако в силе обстоятельств (нашествие персов) не сложились философские школы. Зачатки знаний о мире, развитие экономики, формирование абстрактного мышления, развитие наук: математики, астрономии и др., способствовали зарождению скептицизма в отношении к мифологическому миропониманию, в том числе в отношении и к вере в жизнь после смерти. Философская мысль в Древнем Египте и Вавилоне не смогли достичь уровня, характерного для развитых стран того времени, но, тем не менее, воззрения египтян оказали существенное влияние на последующее развитие науки и философской мысли. Ранее всего философские школы появились в Древней Индии и Древнем Китае, где философская мысль была представлена всесторонне.

Так в Индии сложилась система ортодоксальных и неортодоксальных школ: Веданта, миманса, санкхьи, ньяя, классическая йога, вайшешика, а так же джайнизм, буддизм, локаятики.

В Древнем Китае наибольшее распространение получило конфуцианство, даосизм, лигизм, моизм.

Древневосточная философия всегда опиралась на предшествующую традицию. Она имела ряд особенностей, отражавших особенности развития народов, их социально – нравственных, хозяйственных и государственно – политических традиций: во-первых, предположение о единстве всего существующего; во-вторых, суждение о материальной первооснове мира, как источнике всего живого; в-третьих, предположение о естественном пути всех вещей; в-четвертых, обоснование государства и государственных законов, заложены основы этики. Для того чтобы выделить перечисленные выше особенности Древневосточной философии необходимо выполнить задания.

Для освоения представленных философских аспектов необходимо: