Чайковский Ю.В. Фалесова наука в историческом контексте // Вопр. филос. – 1997 -№ 8.
Шуков, В.А. Апология свободомыслия Сократа / В.А. Шуков // Вопр. филос. – 2001. - № 12.
3. Темы докладов и рефератов
Натурфилософская мысль Древней Греции и Рима.
Первые «университеты» в истории человечества: пифагорейская школа, платоновская академия, Ликея Аристотеля, Сад Эпикура.
Античная диалектика (Гераклит).
Значение физики и метафизики Аристотеля для развития европейской философии.
Этика Древней Греции: гедонизм, кинизм, стоицизм, эпикурейство.
Проблема человека в философии Древнего Востока и Древней Греции (сравнительная характеристика).
Диалектика древнегреческой философии и современность
От Пифагора к Платону – становление образа единого Космоса.
В курсе для закрепления знаний по теме предусмотрено семинарское занятие по проблемам античной философии (см. методические рекомендации по семинарским занятиям)
Вопросы для самоконтроля:
1. Назовите основные черты античной философии.
2. Определите основные школы Древней Греции.
3. Укажите особенности материализма Древней Греции и Рима.
4. Докажите, что античная философия носит космоцентричный характер.
5. Дайте представление о софистах.
6. Раскройте философские идеи Пифагора и его учеников.
7. Определите основные идеи философии Сократа. Каково, по-вашему, значение сократовской философии?
8. Осветите проблема человека и общества в философии античности.
9. Представьте решение проблемы метода познания античными философами.
10. Раскройте диалектику формы и содержания в наследии Платона и Аристотеля.
11. Расскажите об идеальном государстве Платона. Сравните его с моделью оптимального государства Аристотеля.
12. Расскажите об атомистических гипотезах мыслителей Древней Греции и Рима.
В программе по теме предусмотрена контрольная работа по предлагаемым вопросам:
1. Кого из философов античности можно отнести к школе «семи мудрецов» и почему? Свой ответ обосновать.
2. Что такое монизм? Какие философские учения Вы отнесете к монизму и почему?
3. Прочитайте высказывание и ответьте на вопрос. «В ту же реку дважды не войдешь», «Все течет и ничто не пребывает». Кому принадлежат данные суждения? Объясните их смысл.
4. Объясните понятие «диалектика» и его употребление в античной философии.
5. В чем проявился механицизм во взглядах античных мыслителей на бытие?
6. Объясните основной смысл учения об идеях Платона. Как можно объяснить с позиции этого учения понятие «платоническая любовь»?
7. Дайте сравнительную характеристику взглядов на проблемы бытия Платона и Аристотеля
8. Определите отличительные черты философских школ эллинистического периода Древней Греции и Древнего Рима.
Тест для самопроверки знаний:
1.Основным философским принципом античной философии является:
антропоцентризм
космоцентризм
теоцентризм
софизм
2. Понятие диалектики как «искусство спора» ввел в философию
Пифагор
Сократ
Зенон
Цицерон
3. Главной проблемой, изучаемой элейской школой, была:
изучение космоса и природы,
изучение социальных проблем,
изучение проблемы истины.
4. Основоположником античной диалектики был:
Гераклит
Зенон
Аристотель
Платон
5. Понятие «материя» в философию ввел:
Платон
Гераклит
Протагор
Аристотель
6. Платон и Аристотель вели спор по вопросу:
первичности материи или идеи
природе истинного знания
единства формы и содержания.
7. Кто из античных философов сказал: «нельзя войти в одну и туже реку дважды»?
Зенон
Гераклит
Фалес
Анаксимандр.
8. Кто ввел в философию понятие «бытие»?
Протагор
Парменид
Ксенофан
Аристотель
9. Что такое гилозоизм?
учение о всеобщей одушевленной материи
учение о природе
учение о движении и его всеобщем характере
учение о государстве
10. Основоположником индуктивного метода познания является
Платон
Зенон
Аристотель
Сократ
11. Создателем первой версии теории вероятности (пробабилизм) был:
Эпикур
Карнеад
Пифагор
Пиррон
12. Основоположником атомистического учения является:
Демокрит
Левкипп
Анаксимандр
Ксенофан
13. Основы эволюционной теории заложил:
Фалес
Анаксимандр
Анаксимен
Демокрит
14. Кем из мыслителей было впервые употреблено понятие «долг» в рассуждении о человеке?
Зенон
Протагор
Ксенофан
Сократ
15. Кому из мыслителей принадлежат слова: «Человек есть мера всех вещей…»?
Протагору
Аристотелю
Пиррону
Сенеке
16. Кто из античных мыслителей связывал в один процесс знание и добродетель?
Платон
Аристотель
Сократ
Плотин
17. Кому принадлежат слова «Я знаю, что ничего не знаю»?
Зенон
Пиррон
Сократ
Платон
Тема 4.Средневековая философия
Средневековая философия принадлежит к эпохе расцвета феодальных отношений – V- XIV века. В своем становлении и развитии прошла несколько этапов: патристика (II – VI вв.), ранний период которой получил название апологетика (апологии – сочинения, ставившие своей целью выработку единой христианской позиции), ярким представителем которой стал Тертуллиан, именно ему принадлежат слова: «Верую, ибо абсурдно». Второй период отличается анализом возможности Слова ( VII –X вв), активным спором номиналистов (В. Оккам, Д. Скот) и реалистов (Ансельм Кентерберийский). Третий период - схоластика (XI –XIV вв). Средневековую философию отличает от других исторических типов теоцентризм, креационизм, провинденциализм, и монотеизм.
Вся средневековая философия отличается авторитарностью, преданностью «школе», что порождает специфическую черту – формализм, склонность к закостенелости и догматизму, безличность – личное уступает место абстрактно-логическому (господствует школа, а в школе – отвлеченный рассудок). Основным способом философствования становится схоластика. Специфически решается и вопрос о соотношении веры и разума в познании: вера должна быть рационально обоснована – философия превращается в служанку богословия.
В основе средневекового миропонимания лежат два основных принципа: принцип боготварности (креационизм), и принцип откровения как главный принцип гносеологии. Оба взаимосвязаны между собой и предполагают единого бога – «единое есть бог, бог – единство».
Чтобы в полной мере осознать сказанное выше, необходимо ознакомиться с философскими взглядами Августина Блаженного и его трудами «О граде Божьем», «Исповедь», «Об истинной религии», где представлены: учение о Боге и мире, свободе и необходимости, учение о предопределении, учение о философии как теологии, учение о познании и этические воззрения мыслителя.
Второй период средневековой философии раскрывается в споре школ номиналистов, реалистов и концептуалистов. Основным источником спора является проблема «универсалий» и «субстанций».
Период схоластики представлен Фомой Аквинским и его работой: «Сумма теологий», в которой мыслитель обосновывает основные принципы христианской теологии, в том числе и рациональное обоснование существования Бога, поднимаются социальные проблемы, исследуется проблема познания истины. Зарождаются и еретические учения (Д. Скотт, Ж. Буридан, У. Оккам и др.).
Чтобы представить философские идеи средневековых мыслителей необходимо:
1. Изучить учебники:
Спиркин, А.Г. Философия /А.Г. Спиркин. – М.: Гардарика, 1999. – Раздел 1: История философии. – С.82 –104.
Ильин, В.В. История философии: учебник для вузов / В.В. Ильин. – СПб: Питер, 2003. – С.148 - 202.
Философия: учебник / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. – М.: Русское слово, 1997. – Глава 2. – С. 54 - 74.
Немировская, Л.З. Философия: учеб. пособ. / Л.З. Немировская. – М., 1996. – Гл. 6. – С. 98-107.
История философии (в кратком изложении) / под ред. И.И. Богута. – М., 1994. – Гл. 2. – С.196 - 287.
2. Ознакомиться с источниками:
Абеляр, П. История моих бедствий / П. Абеляр. – М., 1959.
Боэций «Утешение философией» и др. трактаты / Боэций. – М., 1995.
Аквинский, Фома Сумма теологий / Фома Аквинский // Вопр. филос. – 1997. - №9.
Плотин, О добродетелях / Плотин // Вопр.филос. – 2002. - № 8.
Плотин, О диалектике / Плотин // Вопр.филос. – 2002. - № 8.
Дополнительная литература
Антология мировой философии: в 4-х томах. – М., 1969. – Т.1. – Ч.2. - С.581- 605, 787 – 907.
Бандуровский, К.В. Проблема этики в «Сумме теологии» Фомы Аквинского / К.В. Бондуровский // Вопр. филос. – 1997. - № 9.
Мир философии: в 2 т. – М.: Мысль, 1991. – Ч.1. – С.14 , 193 –196, 483-485, 612 – 615.
Нестик, Т.А. Тема внутреннего слова у Августина: мышление и время / Т.А. Нестик // Вопр. филос. – 1998. - № 10.
Паршин, А.Н. Средневековая космология и проблема времени / А.Н. Паршин // Вопр.филос. – 2004. - № 12.
Рассел, Б. История западной философии: в 3-х книгах / Б. Рассел. – Новосибирск: изд-во Новосибирского университета, 2001. – Кн. 2. – Глава 1 –2. – С.377 – 586.
Реале, Дж. Западная философия от истоков до наших дней: в 4 т. / Дж. Реале, Д. Антисери. – СПб.: ТОО ТК Петрополис, 1994 – 1997. – Т.2: Средневековье.
Чертых, В. Свобода и моральный закон у Фомы Аквинского / В. Чертых // Вопр. филос. – 1994. - №1.
Хвостова, К.В. Развитие правовых понятий в эпоху Средних веков (методологический и конкретно-исторические аспекты проблемы) / К.В. Хвостова // Вопр.филос. – 2004. - № 1.
В курсе для закрепления знаний по теме предусмотрено семинарское занятие по проблемам средневековой философии (см. методические рекомендации по семинарским занятиям).
Темы докладов и рефератов
Отличие философии от теологии в осмыслении сути бытия.
Античная философии и философская мысль средневековья (сравнительная характеристика).