Смекни!
smekni.com

Методические указания по организации самостоятельной работы для студентов дневной формы обучения (стр. 9 из 21)

Постпозитивизм Т. Куна представлен в работе «Структура научных революций», в которой представлен особый взгляд на науку как социальный институт. Каждый институт обладает своим стилем мышления, своими критериями научности и рациональности, которые Кун определяет как «парадигмы». Смена парадигм – это и есть научная революция. И. Лакатос предлагает свою концепцию науки, основу которой составляет научно-исследовательская программа. Программа включает в себя жесткое ядро – метафизику программы, негативную эвристику – установки, отсекающие сомнения, позитивная эвристика – исследовательская программа, пути исследования. Любая программа, пройдя прогрессивную стадию, достигает стадии «насыщения», тогда возникает новая исследовательская программа. Определите суть концепции верификации (М. Шлик), физикализма (Р. Карнап, О. Нейрат), конвенционализма (А. Гемпель).

Прагматизм как проблема понимания истины проявился в работах Ч. Пирс, Д. Дьюи. Раскройте суть герменевтики, как одного из влиятельных философских течений второй половины ХХ века и ее взгляд на познание. Определите различие в подхода в понимании мира человеком В .Дильтея (метод «вчувствования»), Г.Х Гадамера (метод «герменевтического круга»). Феноменология о психологизме и интуитивизме, о проблеме времени (Э.Гуссерль). На основе материала учебника покажите сближение позиций религиозной философии и философии науки (П.Тейяр де Шарден, П.Тиллих, В.Гейзенберг, А.Швейцер), объясните, в чем суть неотомизма, определите общность взглядов Фомы Аквинского и представителей данного направления в философии. Выявите философские дискуссии современности и их влияние на развитие западной цивилизации. Для освоения курса необходимо:

1. Изучить учебники

Спиркин, А.Г. Философия /А.Г. Спиркин. – М. : Гардарика, 1999. – Раздел 1.История философии. Глава 7 – С.167 - 216.

Рассел, Б. История западной философии: В 3-х книгах. /Б. Рассел. – Новосибирск, 2001. – кн. 3. – Глава 2. – С. 795 -961.

Философия: Учебник / под ред. В.Д. Губина и др/. – М., 1997. – Глава 1. – С. 95-104.

Зотов, А.Ф. Западная философия ХХ века: учеб. пособ. / А.Ф.Зотов, Ю.К. Мельвиль. – М.: Лань, 1998.

2. Ознакомиться с источниками

Гадамер Х.Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. – М., 1989.

Гадамер Х.Г. Язык и понимание. – М., 1991.

Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология // Вопросы философии. – 1992. - № 7. – С.136-176.

Камю, А. Абсурдность мира // Хрестоматия по философии / сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин – М., 1997. – С.481 – 485

Камю, А. Бунтующий человек / А. Камю. – М., 1990.

Карнап Р. Философские основания физики. – М.: Прогресс, 1971.

Кун Т. Структура научных революций. – М.: Прогресс, 1975.

Ницше, Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого / Ф. Ницше. - М.: изд-во МГУ, 1990. - С. 11-173.

Ницше, Ф. Сумерки богов / Ф. Ницше. - М.: Просвещение, 1989. - С. 19-20

Сартр, Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм / Ж-П. Сартр // Сумерки богов. – М.: Политиздат, 1989. – С.319-344.

Шопенгауэр, А. Афоризмы житейской мудрости / А. Шопенгауэр // Избранные произведения / сост. И.С. Нарский. - М.: Просвещение, 1992. - С. 186-370.

Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление: в 2 т. / сост. И.С. Нарский. - М.: Наука, 1993 - Т.1 - С.220-283.

Шопенгауэр, А. Понятие воли / А. Шопенгауэр // Избранные произведения / сост. И.С. Нарский. сост. И.С. Нарский. - М.: Просвещение, 1992 - С.41-62.

Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер // Хрестоматия по философии / сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Гардарика, 1997. – С.472 –480. Хайдеггер, М. Что это такое – философия? / М. Хайдеггер // Вопросы философии. – 1993 - № 8.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М.: Политиздат, 1991.

3. Дополнительная литература

Баженов, Л.Б. Размышления при чтении Поппера / Л.Б. Баженов // Вопр.филос. – 2002. - № 4.

Дворкин И. Ты и Оно. По следам Н. Бубера и З. Фрейда // Вопр. Филос. – 2002 - № 4.

Давыдов Ю.Н. Патологичность состояния постмодерна // Социс. – 2001 - № 11. – С.3 – 13.

Кандалинцева Л.Е. Проблема свободы во французском экзистенциализме (Ж.-П. Сартр, А. Камю) // Философия и общество. – 2001 - № 2 – С. 97 – 108.

Кнабе Г.С. Витгенштейн и Гуссерль // Вопросы философии – 1998 - № 5.

Лишаев С.А. Феномен ветхого: опыт экзистенциального анализа // Вопр. Филос. – 2001. - № 9. – С.71 –82.

Волкова Е.В. Пространство символа и символ пространства // Вопр. Филос. – 2002. - № 11. – С.149 –164.

Козлова М.С. Витгенштейн: особый подход к философии // Вопросы философии – 1998 - № 5.

Успенский В.А. Витгенштейн и основания математики // Вопр. филос. – 1998 - № 5.

Фуллер, С. Карл Поппер и воссоединение левого рационализма / С. Фуллер // Вопр.филос. – 2004. - № 7.

В курсе для закрепления знаний по теме предусмотрено семинарское занятие по проблемам современной философии (см. методические рекомендации по семинарским занятиям).

Темы докладов и рефератов

«Философия жизни» о проблеме человека.

Эволюция религиозной философии в ХХ веке.

Экзистенциализм и художественная литература.

Экзистенциализм в России.

Экзистенциализм о способах решения проблемы человека.

Христианский эволюционизм П. Тейярда де Шардена.

Аналитическая философия в ХХ веке.

Герменевтика и ее основные представители.

Синергетический подход в философии.

Компаративистский (сравнительно-исторический) подход и его возможности в философии.

Диалог различных систем в современных условиях.

Социальная философия франкфуртской школы.

Позитивизм: основные этапы формирования, исходные принципы и проблематика.

Противоречия научно-технического прогресса и их отражения в современной философии.

Философская антропология: становление и развитие.

Вопросы для самопроверки

1. Назовите причины, вызвавшие необходимость появления новых философских гипотез.

2. Расскажите о позитивизме и его разновидностях

3. Определите, в чем отличие метафизики от позитивизма.

4. Чем отличается позитивизм от неопозитивизма?

5. Объясните особенности «философии жизни». Назовите представителей этого философского направления.

6. Представьте философские взгляды Ф. Ницше. В чем различие между идеями Ф. Ницше и А. Шопенгауэра?

7. Что такое герменевтика?. Представьте основные идеи герменевтов.

8. Кем представлен психоанализ ХХ века? Какие проблемы были наиболее обсуждаемы мыслителями?

9. Представьте анализ проблемы бессознательного в философии Фрейда, Юнга, Фромма. Покажите различия в подходах.

10. Расскажите о прагматизме и его представителях.

11. Представьте основные направления аналитической философии ХХ века.

12. Расскажите о вкладе аналитиков в разработку методологии научно-исследовательских программ.

13. Расскажите о религиозно-идеалистической философии ХХ века ( Т. де Шарден, Э. Жильсон и др.)

14. Что нового в представление о человеке и его проблемах внесли представители философской антропологии ( Шелер, Гелен).

15. Каковы основные направления экзистенциальной философии?

16. Расскажите о двух направлениях экзистенциализма (христианский и атеистический).

17. Что такое персонализм? Расскажите о философских взглядах Н. Бердяева.

18. Представьте интуитивистскую философию (Бергсон, Н.О. Лосский).

19. Феноменология и его основные идеи (Гуссерль).

Вопросы для проверки знаний.

1. Определите, кому могут принадлежать данные слова: «Свободный человек безнравствен, потому что во всем он хочет зависеть от себя, а не от традиций». Объясните, как вы понимаете смысл сказанного. Что по поводу данного вы думаете?

2. «Жизнь нашего тела – это лишь хронически задерживаемое умирание». Определите автора, которому могут принадлежать эти слова. Представьте философское направление.

3. О ком, как вы думаете, Л. Шестов писал: «Свою философию он назвал экзистенциальной – это значит: он мыслил, чтобы жить, а не жил, чтобы мыслить.»? Представьте его философские взгляды.

4. В чем вы видите сущность философии экзистенциализма? Представьте основные направления экзистенциальной философии.

5. Представьте проблему взаимосвязи сознательного и бессознательного в деятельности с позиции психоанализа ХХ века.

6. Объясните фразу, высказанную Э. Фроммом : «Алчность и мир исключают друг друга». Что вы по этому поводу думаете?

7. В чем вы видите различие между позитивизмом, постпозитивизмом и неопозитивизмом? Объясните различия.

Тест для закрепления знаний

1.Укажите наиболее характерные черты неопозитивизма

эмпиризм

рационализм

интерес к анализу обыденного языка,

интерес к проблемам языка науки,