Смекни!
smekni.com

План введение Глава I. Отдел развития как элемент системы маркетинга театра § (стр. 15 из 19)

Григорий Горин

ПОМИНАЛЬНАЯ МОЛИТВА

Трагикомедия в двух действиях

по произведениям Шолом-Алейхема

«Счастье идет нам навстречу. Мы в одну сторону, а оно в другую...»

Древняя еврейская мудрость.

РАВВИН

Соединяет в одном лице разнообразные функции: духовного руководителя еврейской общины, судьи и ученого наставника. По российскому Закону 1804 года «должность равнина есть надзирать за обрядами веры и судить все споры, относящиеся до религии». Позднейший закон добавляет: «Направлять евреев к соблюдению нравственных обязанностей, к повиновению общим государственным законам и установленным властям». Обиходное название равнина - ребе.

СУББОТА

Седьмой день недели у евреев, день отдыха. Согласно иудаизму, суббота была установлена самим Богом. Окончив в шесть дней сотворение мира, Бог почил в седьмой день от всех дел, благословил и освятил его как священный праздник. Суббота служит напоминанием о том, что мир сотворен Богом в шесть дней.

Всякая работа в этот день запрещена. Почтение к субботе выражается в замене будничного костюма специальным субботним. До наступления субботы моются и стригутся. В субботу зажигают особые свечи, накрывают стол специальной скатертью, употребляют особые блюда. Читают особые субботние молитвы.

Нарушитель субботы считается нарушителем всех божественных заповедей.

СВАДЬБА

Свадебная церемония у евреев состоит из обручения (кидушин) и бракосочетания (ни су ин).

Кидушин. Жених надевает невесте на палец кольцо и произносит: «Вот: ты посвящаешься мне в жены этим кольцом по закону Моше и Израиля!»

При совершении кидушин должны присутствовать два правомочных свидетеля.

Нисуин. Жених и невеста стоят под хупой (свадебным балдахином); прочитываются семь специальных благословений.

В конце церемонии бракосочетания принято разбивать стакан в память о разрушении Храма.

Сразу же после бракосочетания молодожены уединяются на короткое время в отдельной комнате.

После церемонии бракосочетания устраивают праздничную трапезу, во время которой снова читают семь благословений. Музыка, танцы и песни традиционно сопровождают все еврейские свадьбы.

Бракосочетание не производят в субботу, праздники, в посты.

ИЕРЕЙ

Сан православного священнослужителя.

Обиходное название священнослужителя в России - поп.

ВОСКРЕСЕНЬЕ

Седьмой день недели у христиан, день отдыха.

В первых христианских общинах празднование субботы не вызывало никаких сомнений. Вопрос о соблюдении субботы возник при апостоле Павле с появлением

христианских общин из не-евреев. -

Со времен апостольских воскресенье - день, в который христианская церковь празднует воспоминание Воскресения Христова. День этот был первым днем, в который последовало воскресение Спасителя, что дало повод перенести празднование с субботы, дня покоя Божия по сотворении мира, на воскресенье - день пересоздания его.

СВАДЬБА

Свадебная церемония у православных состоит из обручения и венчания.

Обручение. Священник выходит из алтаря через царские врата и направляется в переднюю часть храма, где его ожидают жених и невеста. Священник поочередно вводит молодых внутрь храма, затем, поставив их рядом, благословляет их и вручает им зажженные восковые свечи - символ жертвенной любви. На серебряном блюдце торжественно вносятся освященные кольца. Священник надевает кольца на палец жениху и невесте. Венчание. Праздничный хор пением встречает вступающую в брак пару. Жених и невеста становятся перед аналоем. Священник дает им наставление. После этого он предлагает жениху и невесте принести друг другу обеты верности. Начинается освящение супружества. Беря венцы, священник благословляет ими жениха и невесту и возлагает их на головы брачующихся. Затем трижды благословляет пару. Поется молитва «Отче наш». Затем, соединив руки новобрачных, священник трижды обводит пару вокруг Евангелия, лежащего на аналое. Затем снимает венцы с новобрачных и произносит благословение. В заключение новобрачные подходят к царским вратам иконостаса и прикладываются к иконам Спасителя и Матери Божией.

В среду, в пятницу и в воскресенье, как и в большие посты, венчания в церкви не совершаются. В среду Господь был предан Иудой, в пятницу - распят, в воскресенье - восстал из мертвых.

КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

К концу девятнадцатого столетия численность евреев в российской империи достигла более пяти миллионов двухсот тысяч человек, что составляло около половины всего еврейского народа в мире.

Между тем из народностей, входящих в состав Российского государства одни евреи были ограничены в естественном праве свободно выбирать место жительства.

В отличие от прочего населения, евреям предоставлялось право селиться и жить не по всей территории России, а лишь в особо указанных губерниях, составляющих «черту постоянной еврейской оседлости». Эта черта отстранила евреев от свободного и равного общения с окружающим населением. Вокруг евреев сгустилась национально-религиозная ненависть, которая вызвала явление, на всех языках мира обозначаемое по-русски - «погром». Погромы выражались в разрушении еврейских домов, в расхищении имущества, а местами - в избиении евреев.

Первые по времени еврейские погромы произошли в Одессе в 1821, 1859 и 1871 годах. Систематический характер погромы приобретают в 1881 году, когда они с эпидемической силой охватывают огромную территорию. В народе складывается убеждение, что имущество и даже личность еврея не пользуются обычной охраной закона. Появляется даже ложный слух, будто есть царский указ, разрешающий насилие над евреями.

К 1882 году волна погромов утихла, но с этого времени резко ухудшилось правовое положение евреев. Были изданы распоряжения о запрещении евреям вновь селиться в селах и деревнях (1882), о допущении еврейских детей в гимназии и университеты в самых ограниченных количествах (1887), о выселении евреев ремесленников и мелких купцов из Москвы (1887), о недопущении евреев в состав гласных городских дум по выборам (1 892).

В 1907 году министр внутренних дел России П. А. Столыпин сделал попытку уравнять в правах евреев со всем остальным населением. Изданный им циркуляр был признан незаконным. К 1910 году повсюду возобновились массовые выселения евреев.

В деревне Анатовка с давних пор жили русские, украинцы и евреи. Жили вместе, работали вместе, только умирать ходили каждый на своё кладбище... Таков обычай! У русских был поп. У евреев - ребе! Мудрые люди, между прочим... Знали ответы на все вопросы...

Половина Анатовки справляла субботу, половина - воскресенье! Одни думали, что Бог отдыхал на шестой день, другие - на седьмой... А я думаю, Бог никогда не отдыхал...


Григорий Горин

ПОМИНАЛЬНАЯ МОЛИТВА

Трагикомедия в двух действиях

по произведениям Шолом-Алейхема



Постановка Владимира Гурфинкеля

Сценография Владимира Кравцева

Костюмы Ирэны Ярутис

Музыка Леонида Иновлоцкого

Пластика Владислава Бобровича

Действующие лица и исполнители:

Тевье Народный артист России Алексей Петров

Голда Народная артистка РоссииГалина Умпелева

Заслуженная артистка России

Екатерина Ляхова

Цейтл Заслуженная артистка России Татьяна Малягина

Годл Светлана Орлова

Шпринца Василина Кускина

Бейлке Ксения Симакина

Мотл Радик Бакиров

Перчик Вячеслав Хархота

Федор Алексей Щипанов

Менахем-Мендл Борис Горнштейн

Степан Заслуженный артист России Вячеслав Кириличев

Лайзер-Вольф Народный артист России Владимир Чермянинов

Ребе Народный артист России Дмитрий Шилко

Поп Народный артист России Владимир Марченко

Урядник Заслуженный артист России Вячеслав Мелехов

Заслуженный артист России

Валерий Писарев

Войцек Андрей Кылосов

Барышня из города Алла Сморавская

Мужик Алексей Ванченко

Микола Валерий Смирнов

Мама Менахема Вероника Белковская


Люди Завета, жители Анатовки, гости на свадьбе, певчие, погромщики - артисты:

А. Абросимов, Н. Астаева, Т. Голубева, Л. Денисенкова, И. Ермолова, Н. Иванова, В. Крупень, А. Кучик. А. Русинов, М. Савинова, И. Сватаненко, Н. Ускова, А. Уставщиков, О. Ягодин.

В спектакле принимает участие инструментальный ансамбль под управлением Дмитрия Суворова.

Помощник режиссера - Галина Михайлова

КАДИШ

Да будет возвеличено и святимо великое Имя Его в мире, сотворенном по усмотрению Его. Да явит Он царство Свое при жизни вашей и в ваши дни и при жизни всего дома Исраэля - без промедления и в скором времени.

Да будет Имя Его великое благословляемо вечно и на вечные времена.

Да будет благословляемо, и восхваляемо, и прославляемо, и превозносимо, и возвеличено, и величаемо, и возносимо, и хвалимо Имя Его, Святого, благословен Он, - превыше всех благословений и воспеваний, восхвалений и утешений, произносимых в мире. И скажите: Амен.

Да пребудет великий мир с небес и жизнь над нами и над всем Исраэлем. И скажите: Амен.

Созидающий мир в высотах Своих, да сотворит Он мир для нас и для всего Исраэля. И скажите: Амен.

ПОМИНАЛЬНАЯ МОЛИТВА

Помяни, Господи, от жития сего отошедших святейших патриархов, преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов православных, в иерействе и причте церковном, и монашеском чине Тебе послуживших, и в вечных твоих селениях со святыми упокой.

Помяни, Господи, души усопших рабов Твоих, родителей моих (имена их) и всех сродников по плоти; и прости им все согрешения вольные и невольные, даруя им Царствие и причастие вечных Твоих благих и Твоей бесконечной и блаженной жизни наслаждение.

Помяни, Господи, всех в надежде воскресения и жизни вечной усопших, отцов и братьев наших, и сестер, и здесь лежащих и повсюду, православных христиан, и со святыми Твоими, коих посещает свет лица Твоего, всели, и нас помилуй, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.