· Внешняя коммуникация — способствует продвижению продукта на рынок, привлечению разных групп зрителей, инициирует постоянный интерес к результатам деятельности театрального коллектива, работает на создание имиджа театра.
Коммуникация (и внутренняя, и внешняя) — процесс, который должен постоянно поддерживаться.
Внутренняя коммуникация
Это работа с сотрудниками театра, направленная на создание атмосферы взаимопонимания, на объединение общих усилий в создании продукта, на перспективное развитие, на решение принципиальных вопросов жизнедеятельности театра.
Формы:
Обращения (а не приказы);
· Встречи с подразделениями;
· Делегирование полномочий.
Задачи:
Информирование сверху донизу (и обратно), четкое разграничение ответственности и инициирование творческой заинтересованности каждого.
Хотелось бы обратить внимание на такой фактор, как мнение о театре, создаваемое самими работниками театра, исходящее изнутри. Оно часто становится источником важной информации о деятельности театра и его продукте и таким образом становится уже частью внешней коммуникации. Всем практикам хорошо известно, как подчас работники театра формируют отношение некоторых сегментов рынка к премьере, творческим лидерам, жизни театра. Всегда надо помнить о том, «как наше слово отзовется», ибо чем более удаляется информация от источника, тем более она искажается.
Внешняя коммуникация
Маркетинг | Общественные связи | Развитие |
| Public relations(PR) | (работа на будущее) |
Внешняя коммуникация пронизывает эти три направления работы, которые оптимизируют отношения между организацией и ее рынком (рынками) через открытие, обслуживание, удовлетворение определенных потребностей, определенных целевых рынков». Все причастные к этому лица (публика, власти, спонсоры, средства массовой информации (СМИ), фонды и т.д.) могут рассматриваться творческими организациями как целевые рынки.
Внимание, уделяемое одному или другому из рынков, которые могут быть полезны для творческой организации в большей степени, зависит от политического контекста, культурной инфраструктуры и способа финансирования творческой организации.
В зависимости от рынка и необходимо определять формы и содержание внешней коммуникации.
При осуществлении внешней коммуникации (телефонный звонок, текст факса, встреча, интервью и т.д.) необходимо помнить, что информация не может носить расплывчатый характер, и информация (которую Вы хотите получить) или цель (которую Вы хотите достичь) должны быть четко сформулированы.
Осуществляя внешнюю коммуникацию, прежде всего необходимо
сформулировать для себя ответы на вопросы:
· Что мы продаем (деловое сообщение)
· Кто клиенты (определение клиента)
· Какие потребности мы хотим удовлетворить (определение потребностей)
· На какие сегменты рынка мы хотим направить свою деятельность (определение целевого рынка)
· Кто основные конкуренты (установление конкурентов)
При осуществлении внешней коммуникации важно установить приоритеты на каждом конкретном этапе Вашей работы.
Таким образом, к функциям Отдела развития можно отнести:
· Процесс управления маркетингом
· Фандрейзинг
· Организацию рекламы Организацию внутренних и внешних коммуникаций
§3. Организационная структура и Положение об Отделе развития
В задачи настоящей работы не входит описание принципов и типов организационных структур. Поэтому кратко остановимся на Бюрократической организационной структуре, поскольку большинство современных предприятий представляет собой варианты бюрократии.
Концепция социального равенства, заложенная в бюрократической структуре, очень совпадает с системой ценностей демократических стран.
Слово «бюрократия» обычно вызывает в памяти картины канцелярской волокиты, плохой работы, бесполезной деятельности, многочасовых ожиданий для получения справок, форм... Все это действительно бывает. Однако первопричиной всех этих негативных явлений является не бюрократия как таковая, а недостатки в реализации правил работы и целей, в нашем случае, обычные трудности, связанные с его размером, поведением сотрудников, несоответствующим правилам и задачам театра.
Концепция бюрократии, первоначально сформулированная в начале 1890-х годов немецким социологом Максом Вебером, по крайней мере в идеале, - это одна из наиболее полезных идей в истории человечества. Теория Вебера не содержала описания конкретных организационных структур. Вебер предлагал бюрократию скорее как некую нормативную модель, идеал, к достижению которого предприятие должно стремиться. Это ясно из таблицы 1 где в свободном виде приведены характеристики системы, называемой Вебером рациональной бюрократией.
Таблица 1
Характеристики рациональной бюрократии
1 Четкое разделение труда, что приводит к появлению высококвалифицированных специалистов в каждой должности. |
2. Иерархичность уровней управления, при которой каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему. |
3. Наличие взаимоувязанной системы обобщенных формальных правил и стандартов, обеспечивающей однородность выполнения сотрудниками своих обязанностей и скоординированность различных задач. |
4. дух формальной обезличенности, с которым официальные лица выполняют свои должностные обязанности |
5. Осуществление найма на работу в строгом соответствии с техническими квалификационными требованиями. Защищенность служащих от произвольных увольнений. |
Таким образом, бюрократическая организационная структура характеризуется высокой степенью разделения труда, развитой иерархией управления, цепью команд, наличием многочисленных правил и норм поведения персонала, подбором кадров по их деловым и профессиональным качествам. Вебер называл такую структуру «рациональной», поскольку предполагается, что решения, принятые бюрократией, имеют объективный характер.
В качестве примера в Схеме 1 приводится структура Большого театра России.
СХЕМА 1
СТРУКТУРА БОЛЬШОГО ТЕАТРА РОССИИ
Растущая роль маркетинга для театра отражается и на типичной организационной структуре.
Можно выделить 4 фазы развития организации и перехода к маркетинговой организационной структуре:
· Маркетинг как функция распределения
· Организационная концентрация задач маркетинга как функции продажи
· Выделение маркетинга в самостоятельную службу
· Маркетинг как главная функция предприятия
Сегодня во многих театрах России эволюционный процесс развития находится на 3-ей фазе, которая характеризуется появлением специализированной службы маркетинга, Отдела развития в нашем случае. В схеме 2 моделируется организационная структура драматического театра, в которой маркетинг выделен в самостоятельную службу.
СХЕМА 2
МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА, В КОТОРОЙ МАРКЕТИНГ ВЫДЕЛЕН В ОТДЕЛЬНУЮ СЛУЖБУ
Организационная структура самого Отдела развития моделируется в схеме 3.
СХЕМА 3
МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ
ОТДЕЛА РАЗВИТИЯ ТЕАТРА