Смекни!
smekni.com

План введение Глава I. Отдел развития как элемент системы маркетинга театра § (стр. 1 из 19)

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА (ГИТИС)

ОТДЕЛ РАЗВИТИЯ ТЕАТРА:

проектирование деятельности

Дипломная работа

слушателя школы (1996-98 гг. )

Мишарина Владимира Васильевича

Консультант - Лимушин В. П.,

доцент кафедры общетеоретических

и специальных дисциплин

Екатеринбургского государственного

театрального института

МОСКВА

1998

ПЛАН

Введение

Глава I. Отдел развития как элемент системы маркетинга театра

§1. Маркетинг в области культуры: сущность и содержание понятия.

§2. Функции Отдела развития

§З. Организационная структура и Положение об Отделе

развития

Глава II. Фандрейзинг как приоритет деятельности Отдела развития театра

Заключение

Введение

Конституционное право граждан России на участие в культурной жизни и пользовании учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, установленные статьей 44 Конституции Российской Федерации, и право на творчество и творческую деятельность, предусмотренное статьями 10 и 27 Закона РФ «Основы законодательства РФ о культуре», в аспекте театрального искусства выполняются не в полной мере.

Из года в год сокращается число новых постановок театров и общее количество показанных ими спектаклей. Особенно печальна ситуация с гастролями театров — за последние пять лет число гастрольных спектаклей сократилось в 11 раз — с 45 тыс, до 3,9 тыс., в результате миллионы зрителей лишились возможности приобщаться к театральному искусству.[1]

Министерство культуры России в связи с отсутствием необходимых средств вынуждено последовательно сокращать расходы на проведение гастролей: в 1993 оно помогло провести гастроли 55 театрам, в 1994 — 46, в 1995—26, в 1997— ни одному. Это создает информационный вакуум, приводит к распаду единого театрального пространства России на локальной территории.

В связи с ростом дефицита бюджета последовательно проводится политика сокращения («защищенных статей» сметы театров. Предусмотренный в законе порядок финансирования государственных и муниципальных театров на практике не соблюдается, государственное финансирование организаций культуры существенно ниже законодательного уровня. В федеральном бюджете ассигнования на культуру, начиная с 1993 года, никогда не соответствовали предусмотренным Законом Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» 2%, более того, их доля в бюджете год от года сокращалась.

Уровень заработной платы работников театров существенно ниже средней заработной платы по стране, а в некоторых случаях оказывается ниже прожиточного минимума. Не выполняется предусмотренный Законом Российской Федерации («Основы законодательства Российской Федерации о культуре») уровень оплаты труда творческих работников.

В ряде регионов финансирование текущего ремонта, коммунальных услуг и новых постановок государственных и муниципальных театров составляет лишь 15-20% от необходимой суммы, а в отдельных регионах России вообще прекращено финансирование по этим статьям. Сегодня театры практически финансируются на 25-30% от их действительной потребности. Такая ситуация никак не обеспечивает социально-экономическую стабильность театров.

Следствием неудовлетворительного финансирования театров из бюджетов всех уровней и отсутствия механизма ответственности за невыполнение законодательного обеспечения этой деятельности является снижение доступности искусства театра для значительной части граждан России; проводимая в настоящее время политика секвестирования бюджетного финансирования приводит к тому, что некоторые театральные коллективы, творческие работники и квалифицированные педагоги-мастера предпочитают работать за рубежом, что крайне негативно отражается на качестве театрального образования и содержании театральной жизни; постоянное увеличение дефицита финансирования государственных театральных учебных заведений вынуждает их все в большей степени сокращать объемы бесплатного образования в пользу платного, что приводит к нарушению конституционных прав граждан России на образование, существенно затрудняет реализацию права на творчество, предусмотренное статьей 10 Закона Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре».

Сегодня в России нет четко сформулированной, артикулированной государственной политики обеспеченной необходимыми, прежде всего — финансовыми ресурсами. Ее приоритеты совсем не очевидны и создается впечатление, что они ситуативны и направлены на очередное «латание дыр». Практически все тексты и заявления руководителей государства о развитии отечественной культуры есть всего лишь декларации о намерениях. Обществу не предложены ни «образ будущего» России, ни место культуры в нем, ни социальная роль культуры в достижении этого будущего.

Начиная с 1987 года, в стране проводится Театральная реформа, цель которой, как можно предположить из самой логики ее этапов, заключается в переходе от системы государственной организации и управления театральным делом в стране к системе самоорганизации театральной жизни. Эта реформа не подкреплена в должной мере соответствующими социальными условиями, надежной правовой и финансовой базой.

На всех этапах проводимой театральной реформы Министерство культуры РФ и Союз театральных деятелей РФ участвовали в разработке правовых документов, работающих на опережение жизни. Во многом именно такой подход позволил российскому театру выстоять в тяжелые годы перехода к рынку.

Сегодня мы отстаем. Экономика страны настолько неблагополучна, что нет никаких гарантий, что в этой ситуации Федеральная и региональные власти выполнят свои обязательства по финансированию государственных и муниципальных театров хотя бы в декларированном, явно недостаточном объеме.

Таким образом:

Высвобождение театров из под идеологической опеки партийно- государственного аппарата, как показал первый этап театрального эксперимента 1987-89 гг., является недостаточным условием для исполнения театрами своего социокультурного назначения - удовлетворять и формировать потребности населения, т.к. помимо кадрового, экспертного и методического обеспечения реализуемых театрами, необходимы как финансовое и материально-техническое обеспечение, так и информационное, зависящее прежде всего от учредителей и государственной политики в области театра.

«Выброс» театров в «рыночное пространство», в котором до 60% населения пребывает на уровне бедности и нищеты, потребовали от театра коренного пересмотра парадигмы внутритеатрального управления. Речь, прежде всего, идет о переходе от бюрократических к органическим организационным структурам управления (ОСУ). То есть, объединении работников театра не по «иерархии», а вокруг «проектов» (проблем). Одним словом, востребованными становятся такие научные подходы к управлению, как системный, интеграционный, маркетинговый, поведенческий и культурологический.

Последнее с необходимостью предполагает новый алгоритм решения таких проблем кадрового менеджмента, как подбор и обучение работников. Вышесказанное можно проиллюстрировать одной из вечных именно театральных проблем — «театр и зритель». Во времена ТЗП (театрально зрелищного предприятия) зритель театра во многом был следствием валовой технологии: культпоходы от профсоюза и других директивных направляющих институтов, искусственно низкая цена билета и т.д. гарантировали проценты посещаемости. Сегодня заполняемость зрительного зала - проблема только самого театра.

В этой ситуации стратегия театра должна ориентироваться на опережение, приложение сил театральных менеджеров для решения задачи обеспечения гарантий нормальности функционирования его при переходе к системе самоорганизации театральной жизни. А это требует от руководителей и организаторов культурного процесса активности и самостоятельности в принятии решений, касающихся новых форм организации жизнедеятельности возглавляемого ими дела и коллектива. Это значит, что сегодня должны прийти в театр не просто исполнители (администраторы), а новые специалисты в управлении (менеджеры).

Сказанное выше предопределило выбор объекта и предмет работы. Объектом работы является предпринимательство в пространстве театра и его субъект — Отдел (служба) развития театра, миссией которого является разработка и осуществление новых форм и направлений работы по привлечению зрителя и сбору дополнительных финансовых ресурсов на творческие проекты и жизнедеятельность театра.

Предмет работы — фандрейзинг как приоритетное направление в деятельности Отдела развития на примере Свердловского академического театра драмы с учетом личного опыта автора.

Логика работы в том, что необходимость строить систему маркетинга в театре порождена «рынком покупателя» — зрителями, т.е. ситуацией, когда производитель — театр не должен самоутверждаться, социально меняясь, а призван сам определяться: во имя своего будущего театр должен сформировать, найти, познакомиться, расположить к себе, зазвать к себе для дела равного партнера — зрителя — покупателя.

Работа имеет следующую структуру.

В первой главе Отдел развития определяется как элемент системы маркетинга театра, моделируются функции, организационная структура и Положение об Отделе.

Во второй главе рассматривается теория, практика, реализация одного из приоритетных направлений деятельности Отдела развития — фандрейзинга.