Смекни!
smekni.com

Е. Н. Ведута (стр. 13 из 79)

Таким образом, стратегия государства не только зависит от уровня экономических знаний в государстве, но и определяет господствующую в обществе экономическую теорию, на основе которой разрабатывается текущая экономическая политика, принципы и механизмы государственного вмешательства в экономику.

Если «проповедуемая» в государстве экономическая теория используется для оправдания экономической политики, ведущей к ухудшению жизни масс, то она служит корпоративным интересам господствующего социального слоя, стремящегося сохранить действующий порядок вопреки требованиям цивилизованного развития, и потому ее можно считать реакционной. Ее приверженцы, сознательно или бессознательно работая против цивилизованного развития, используют наукообразие и манипулирование иностранными словами, цифрами и математическими формулами, таблицами и графиками для создания видимости научной обоснованности мер в области экономической политики, сжимающих доходы большинства в пользу меньшинства. Истинная экономическая наука демократична по своей сути, так как ее задача – выявить объективные экономические законы для использования этих знаний в обеспечении цивилизованного развития общества.

Для изучения связи выбора стратегии и экономической политики государства с развитием экономической теории сделаем исторический экскурс.

5.2. Колониальная политика и протекционизм в становлении многополярного мира и начала экономической науки

В древности и средневековье торговля являлась определяющим фактором развития промышленности и банковского дела. Преуспевали государства - посредники, устанавливавшие новые торговые пути между Востоком и Западом и пошлины для других государств. Для обеспечения торгового могущества государства проводили колониальную политику с применением мер протекционизма по сохранению в тайне технических и торговых секретов, вели экспансионистские войны. Сопротивление жертв экспансии и анархия внутри государств, излишняя регламентация хозяйственной деятельности и фискальная направленность финансовой политики государств, неспособных обеспечить свою безопасность, вели их к безвыходному кризису.

Первые трактаты по экономике появились в Греции, где культура и демократия достигли высокого уровня. По существу первым экономистом в истории экономической науки был Аристотель, впервые подвергший анализу закономерности развития общества, связанные с производством и распределением доходов. Противопоставив экономику, связанную с производством необходимых для жизни продуктов, хрематистике или «искусству наживать состояние», он, хотя и видел непрерывное вырастание хрематистики из экономики, считал противоестественной цель - наживать деньги до бесконечности. Отсутствие промышленного капитала в античном мире не позволяло ему найти ответы на поставленные вопросы.

В средние века, характеризующиеся слабостью центральной власти и замкнутостью феодальной экономики, наибольшим финансовым могуществом обладали посредники в международной торговле - итальянские города - республики и союз северо-немецких городов (Ганза). Экономические теории богословов, защищавшие замкнутость хозяйств, осуждали ростовщичество и несправедливую торговлю как безнравственные. Развитие торговых оборотов, преодолевающих замкнутость хозяйств, заставило поменять взгляды церкви на кредитные операции.

Открытие новых торговых путей и централизация власти монархами позволили Португалии и Испании завладеть огромными колониями и стать лидерами в международной экономической конкуренции. Однако опора на идеологию инквизиции создала тормоз в развитии капиталистических отношений в этих странах, что предопределило центробежные тенденции в их провинциях и поражение Голландии, Англии и Франции, где процесс капитализации экономики шел быстрей за счет конфискации земельных богатств католической церкви и насильственного превращения крестьян в наемных рабочих под флагом реформации.

Государствам с сильной централизованной властью требуется много денег для содержания аппарата чиновников и армии. Задача нахождения источников доходов явилась причиной появления первой доктрины экономической политики, разработанной чисто эмпирическим путем, – меркантилизма. Если на первом этапе меркантилизм представляет собой монетарную систему, рекомендации которой ограничивались сферой обращения денег, то на втором этапе он содержит идеи системы торгового баланса, ориентированного на поддержку государством обрабатывающей промышленности. Идеи торгового баланса, положенные в основу создания государственного банка и централизации банковского дела в Англии по проекту Петерсона, помогли ускорить развитие промышленного производства. Организация акционерного банка во Франции на принципах идей монетарного баланса привела к развитию спекулятивной деятельности, что затормозило в ней развитие промышленности и банковского дела.

5.3. Использование рекомендаций политической экономии для построения однополярного мира и их отрицание неомеркантилизмом

Философия эпохи реформации подготовила теорию естественного права, выводящую право из сущности человеческой природы и глубоких потребностей общества, чем внесла свой вклад в появление экономических теорий, отстаивающих принципы «laissez faire» (естественной свободы).

Усиленное покровительство промышленности, особенно работавшей на вывоз продукции, подверглось критике в учении физиократов, стремившихся доказать, что главное внимание государство должно уделять земледелию, а не промышленности. В отличие от меркантилистов, нацеленных на поиск рациональной системы хозяйствования, для физиократов главное - изучение естественных законов, угодных Богу, на основе которых определяется естественный порядок - собственность, безопасность и свобода. Противопоставляя естественный порядок принципу историзма, они утверждали о необходимости устранения всякого различия между народами и вмешательства государства в процессы производства и торговли. Направленность учения физиократов на спасение земельной аристократии определила нежизнеспособность данного учения.

Во Франции буржуазия была слабее, чем в Англии, что затрудняло для теоретиков наблюдение и понимание действия закона стоимости. В странах, где укреплялся класс предпринимателей, все большее распространение получала классическая политическая экономия А. Смита, доказывающая необходимость свободной конкуренции для повышения производительности общественного труда. Теория рассматривает экономический мир как обширную мастерскую, созданную разделением труда, в котором свободная конкуренция, основанная на колебаниях рыночных цен вокруг естественных, является регулирующим механизмом, устраняющим ошибки людей в достижении наибольшей его производительности. Тем самым, по мнению приверженцев классической теории, достигается правильное распределение богатства, когда каждая участвующая сила получает при распределении долю, соответствующую степени ее участия.

Теория Смита, не допуская вмешательства государства в естественный порядок, тем не менее считала возможным государственное регулирование конкуренции для обеспечения деятельности частного предприятия в пределах, полезных обществу. Смит признавал за государством создание и содержание полезных для общества малоприбыльных предприятий; ограничение свободы банков и установление размера процента, чтобы «проявление естественной свободы со стороны небольшого числа лиц» не грозило опасностью целому обществу; введение ограниченного количества пошлин для обеспечения равных условий конкуренции отечественных и иностранных производителей, не лишая при этом множество людей работы и введение множественного налога на все источники дохода - труд, капитал и землю, пропорционально распределяющего налоговое бремя по имущественной состоятельности каждого.

Д. Рикардо доказал, что причиной ухода золота за границу, пытавшееся запретить законом, являлось обесценение билетов из-за чрезмерного их выпуска. Он выступил за режим принудительного курса, который может обеспечить лишь монополия государственного банка. В дискуссии между денежной школой, требовавшей монополии государства на эмиссию банкнот посредством точного установления предельного количества находящихся в обращении металлических денег, и банковской школой, по которой эмиссию денег должен регулировать сам рынок, победила денежная школа, отвечавшая потребностям функционирования золотого стандарта.

Исследуя антагонизм частных интересов в распределении доходов, Д. Рикардо отстаивал принципы либерализации внешней торговли. Тезис Рикардо состоял в следующем: «Если в какой-то стране образовался неблагоприятный платежный баланс, то из нее происходит утечка золота в связи с оплатой излишка товаров. Уменьшение в этой стране количества денег означает уменьшение в ней цен товаров. Понижение цен дает толчок вывозу и замедляет ввоз. Наоборот, в стране, которая получает деньги благодаря благоприятному торговому балансу, происходит рост цен, а значит рост ввоза и замедление вывоза». Таким образом, экономические силы с двух сторон автоматически способствуют установлению равновесия торговых балансов обеих стран посредством изменения ценности денег. Операции наталкиваются на проблемы соотношения между золотым запасом банка и эмиссией банкнот, обязанностью банков обменивать банкноты на металлические деньги.

Промышленная, торговая и интеллектуальная гегемония Англии обеспечила утверждение классической политической экономии, включая ее неотъемлемый элемент - концепцию либерализации торговли. Инструментом построения однополярного мира во главе с Англией стал золотомонетный стандарт как международная финансовая система, способствовавшая установлению мировых цен, сближению международной торговли с внутренней торговлей, развитию международной миграции рабочей силы и капиталов.