К началу 70-х гг. образовались три центра капиталистических конкурентов - США, Западная Европа и Япония, причем США имели растущий дефицит с обесценивающимся долларом, а активные сальдо были в Японии и ФРГ. На долю США приходилось более 85 % официальных международных валютных резервов, но значительно возросла в международных валютных резервах доля марки ФРГ (14%), японской иены (3,7%), швейцарского франка (4,3%).
В связи с обязательствами перед Общим рынком, Диллон раундом, Кеннеди раундом и необходимостью выполнения Антидемпингового кодекса к началу 70-х гг. произошло массовое снижение пошлин во взаимной торговле стран ЕС и их торговли с другими странами. Однако в связи с кризисом США усилило протекционистские меры в 1971 г., что нарушало условия ГАТТ. Европа стала широко применять антидемпинговые пошлины на импорт японских подшипников и на товары химической продукции из США. Во время многосторонних переговоров о снижении таможенных пошлин выявились острые разногласия между США и ЕС по вопросам формирования единого внешнеторгового тарифа стран-членов ЕС. Проводимые по инициативе ООН международные конференции также пытались противостоять возрождению протекционизма и смягчить противоречия между США и Европой.
Доверие к доллару, как к стабильной международной валюте, имеющей фиксированный золотой паритет, было потеряно. Страны ЕС приняли в феврале 1971 г. план Вернера, по которому предусматривалось поэтапное достижение полной взаимной обратимости валют стран ЕС на основе неизменных паритетов. Твердо фиксированные паритеты валют и узкие рамки колебания их курсов вокруг доллара (отклонения 1 %) были нарушены уже в мае 1971 г. ФРГ и Нидерландами, которые ввели для своих валют «свободное плавание». Дания, Англия и Швейцария ревальвировали свои валюты. В условиях массового бегства от долларов Франция установила двойную котировку курса, при которой сохранялся заниженный фиксированный курс для коммерческих операций, стимулирующий экспорт, и устанавливался плавающий курс только по финансовым операциям.
В августе 1971 г. США объявили о прекращении размена долларов на золото и введении «свободного плавания валют», что означало конец золотому стандарту и возможность девальвации доллара.
Было принято Смитсоновское соглашение, по которому капиталистические страны должны были восстановить принцип фиксированных пределов колебаний валютных курсов. Страны группы «десяти» и Швейцария договорились о прекращении дальнейшего размещения средств центральных банков на еврорынке. Доллар был девальвирован и расширены до 2,25 %. пределы колебаний валют вокруг доллара.
В апреле 1972 г. шесть стран ЕС (ФРГ, Франция, Италия, Нидерланды, Бельгия и Люксембург) приняли решение о «коллективном плавании» их валют по отношению к доллару в пределах 2,25% с сохранением узких пределов колебаний курсов их валют между собой до 1,125%. Такая система получила название «змея в туннеле». Смитсоновское соглашение просуществовало до июня 1972 г., когда Англия перешла к свободно колеблющемуся курсу. Большинство стран стерлинговой зоны разорвали связь своих валют с фунтом стерлингов.
После вступления в ЕС в 1973 г. Англии, Ирландии, Дании и Норвегии для создания единого таможенного союза со свободным передвижением товаров и капиталов, способного успешно конкурировать с США, страны ЕС перешли к свободно колеблющимся курсам по отношению к доллару. Это было юридически закреплено решениями Парижского совещания группы «десяти». Перестал существовать «туннель» с сохранением пределов взаимных колебаний курсов валют до 2,25% и был создан Европейский фонд валютного сотрудничества (ЕФВС), предоставляющий кредиты странам-членам ЕЭС для погашения дефицита их платежных балансов и поддержки валютных курсов. Предоставление кредитов сопровождается требованиями к стране-дебитору принять меры по восстановлению платежного баланса.
После двух девальваций доллара с февраля 1973 г 1 единица СПЗ стала равняться 1,2 долл. Начиная с июля 1974 г., курс СПЗ стал рассчитываться на основе валютной корзины как средневзвешенный курс ведущих валют капиталистических стран, внешняя торговля которых составляла в 1968 - 1972 гг. не менее 1% в объеме мировой торговли. Для координации действий по мобилизации ресурсов и увеличения финансовых средств МВФ группа «десяти» уступила место группе «пяти», в состав которой вошли США, ФРГ, Франция, Великобритания и Япония. Вскоре о проведении этих встреч стало известно Италии и Канаде, и состав группы расширился до группы «семи».
Увеличение процентных ставок в США, вызвавшее сильный приток в США иностранных капиталов, и постепенное снятие ограничений на европейских рынках капиталов ликвидировали конкурентные преимущества в доходах, которые давал рынок еврооблигаций, основанный на фиксированных ставках. В условиях восстановления Западной Европой и Японией своих функций в качестве экспортеров капиталов распространение получают средне - и долгосрочные еврокредиты, предоставляемые многонациональными консорциумами (синдикатами) банков сроками на 7 - 10 лет. В международном обороте появились еврокоммерческие векселя, оплата которых производится в евровалютах. Евроэмиссии становятся важным источником финансирования западной экономики, а еврорынок - мощным инструментом концентрации и централизации капитала в межгосударственных масштабах, оказывая дестабилизирующее влияние на национальные денежно-кредитные системы.
Переход к плавающим валютным курсам стимулировал появление новых форм фиктивного капитала. Получила развитие спекуляция на биржах США, Канады, Лондона, Сингапура, Сиднея финансовыми фьючерскими сделками по купле-продаже золота, валюты, сертификатов, векселей, облигаций, депозитов по фиксированной в момент сделки цене и с исполнением операции через 2 - 3 года с внесением в качестве гарантии небольшой суммы. На биржах США, Канады, Амстердама и Лондона стала развиваться спекуляция опционами (права на куплю или продажу) на акции, облигации, валюту и другие финансовые инструменты. В зависимости от риска колебания цен и курсов можно получить премии или потери от суммы, уплаченной за покупку опционов по заранее оговоренной цене. Помимо спекуляции, основной целью фьючерских и опционных сделок является развитие хеджирования (страхования).
В 1973 г. еврорынок достиг уже значительных размеров. Благодаря его развитию возникли новые международные финансовые центры - Люксембург, Сингапур, Сянган (Гонконг), Панама, Багамские острова и другие центры. Они представляют собой развитую систему кредитно-финансовых учреждений (банков, страховых компаний, дилерских фирм и т.п.), через которые совершаются международные платежные операции. Их деятельность которых освобождена от валютного контроля, а на получаемые доходы от процентов отменены налоги. По мере возникновения новых центров возникли ПИБОР в Париже, СИБОР в Сингапуре, КИБОР в Кувейте, ЛЮКСИБОР в Люксембурге, уровень которых имеет тенденцию к выравниванию. Поскольку Лондон, являясь первым финансовым центром еврорынка, сохраняет ведущие позиции, то именно ЛИБОР принадлежит определяющая роль ставок еврорынка.
Организационно мировой рынок ссудных капиталов стал представлять собой несколько сотен крупных банков, расположенных в основных центрах Западной Европы и в тех странах, где не ограничиваются права банков по проведению операций в иностранных валютах с нерезидентами. Его заемщиками стали транснациональные корпорации, финансирующие капитальные вложения в разных странах, и государства с дефицитными платежными балансами, а главными посредниками - ведущие транснациональные банки с широкой сетью заграничных предприятий, осуществившие фактический раздел рынка. Со временем число финансовых групп, возглавляемых крупными банками, либо холдинг-компаниями, разрабатывающими общую стратегию для входящих в них кредитно-банковских учреждений, промышленных, транспортных и других корпораций, уменьшается. Все большую роль на мировом рынке ссудных капиталов играет финансовая олигархия - объединения наиболее влиятельных финансово-промышленных магнатов, являющихся крупнейшими собственниками капитала.
Решающие позиции финансовые группы заняли в экономике США (18 финансовых групп), Англии (8), ФРГ (5), Японии (7), Италии (6), в Швейцарии (3), Нидерландах и Бельгии (2), Швеции и Дании (1). Усиливается их сращивание с государством через рост фиктивного капитала, представленного в ценных бумагах, регулярно приносящих доход владельцам, и совершающих отличное от реального капитала движение на рынке ценных бумаг. Для послевоенного государственного бюджета развитых стран, придерживающихся кейнсианской доктрине, характерен дефицит и более высокие темпы роста государственного долга по сравнению с темпами развития экономики. Так как акции, выпускаемые предприятиями, косвенно связаны с ростом реального капитала, то в общем объеме фиктивного капитала увеличивается доля государственных ценных бумаг, займы по которым почти всегда используются непроизводительно, а проценты выплачиваются за счет налогов.
Глава 12. Институциональные преобразования стратегии
СССР и стран Восточной Европы
12.1. Диспропорциональность в развитии советской экономики