Неолиберальные правительства Тэтчер и Рейгана сформулировали программы на принципах обеспечения государством условий функционирования свободной конкуренции. Получив народную поддержку, они уверенно принесли социальную справедливость в жертву ради роста доходов ТНК. Курс был взят на переход от экономики «спроса» к экономике «предложения», предполагающей сокращение спроса и налогов, рост процентных ставок и либерализацию финансовой деятельности.
Во всех бедах кризиса 1974 - 1975 гг. Тэтчер обвинила государственный контроль, неэффективность государственных монополий и огромные налоги для содержания огромного штата чиновников и профсоюзов. Альтернативой бюрократическому вмешательству была предложена рыночная экономика. Ее «забытые» идеи стали привлекательными для большинства англичан, позволивших Тэтчер реализовать их на практике в интересах ТНК.
Рост косвенных налогов переложил налоговое бремя на слабые социальные слои. Увеличилась заработная плата полицейских и военных, а социальные расходы уменьшились. Сохранили только Национальную службу здравоохранения, пользующуюся народной поддержкой. Сокращение штата налоговых инспекторов сопровождалось ростом уклонений от уплаты налогов. Профсоюзы лишились контроля по суду над работодателями, а предприниматели - контроля за утечкой капитала за рубеж, что сделало ТНК практически неподотчетными.
Тэтчеризм не улучшил конкурентоспособность Англии. Как и в 30-е гг. 19-го века свобода действий предпринимателей ухудшила защищенность наемных работников. Однако, если ранее свободная конкуренция способствовала эффективному развитию производства, то в новых условиях доктрина либерализма была использована для распродажи государственной собственности монополиям, исключающих свободную конкуренцию. Руководствуясь критерием прибыли, монополии не заинтересованы во внедрении новых технологий и обучении рабочей силы, в развитии нерентабельных отраслей инфраструктуры, угольной промышленности и др. Заброшенность государственного образования привело к тому, что в конце 80-х гг. лишь 1/3 промышленных рабочих Англии имела высшее образование в то время, как во Франции - 50% и в Германии - 75%. Реальный объем ВВП в 1989 г. остался на уровне 1979 г., среднегодовые темпы роста капитальных вложений были отрицательными и составляли лишь 1,3%. За 10 лет тэтчеризма резко вырос торговый дефицит и дефицит платежного баланса. Ситуация была бы значительно хуже, но открытие нефти и газа в Северном море освободили Англию от их импорта. Доходы от новых месторождений пошли на расходы по выплатам пособий людям, лишившихся работы.
Обещания Тэтчер уменьшить дефицит бюджета были выполнены лишь во второй половине 80-х гг., когда началась широкомасштабная приватизация по заниженным ценам государственных монополий (нефть, газ, телефон), позволившая увеличить доходы бюджета для поддержки его текущих расходов, а не на капитальные вложения. Однако в связи с кризисом начала 90-х гг. произошло резкое увеличение бюджетного дефицита до 40 млрд. ф. ст. в 1992 г., что намного превысило самые крупные дефициты периода регулирования экономики кейнсианскими методами.
США
В США на президентских выборах 1981 г. с программой либерализации экономики победил Рейган, использовавший, как и Тэтчер, недовольство коррумпированностью правительства, растрачивающего народные деньги и удушающего инициативу предпринимателей. Президент вернулся к экономической политике до великой депрессии, когда правительство не несло ответственность за макроэкономические процессы в экономике. В его программе предусматривалась реализация идей теории предложения, рекомендовавшей сокращение налогов, удушающих инициативу, и сокращение государственных расходов, в первую очередь - социальных, для недопущения роста бюджетного дефицита, постепенное замедление роста денежной массы в обращении с помощью политики высокого процента за государственные кредиты.
Рост расходов на милитаристские цели увеличил долю федеральных расходов в ВНП с 20% в 60-70-х гг. до 24%. Налоговые реформы в 1981 г. и 1986 гг., направленные на снижение налоговых ставок при расширении налоговой базы, привели к уменьшению налоговых поступлений. В результате этих мер среднегодовой размер дефицита федерального бюджета, составлявший 2,1% в 1970- 1979 гг., вырос до 4,1 % в 1980 – 1989 гг., а государственный долг к концу 80-х гг. составил 55 % ВВП. США, увеличивая дефицитное финансирование бюджета для военных целей в 80-х гг., распространяли свою инфляцию через международную финансовую систему на все другие государства, вынужденные проводить дефляцию.
В этот период в США заметно возросла безработица до 7,5% и снизился темп роста производительности труда с 1,9 % до 1,5 %, уменьшилась доля семей со средними доходами 20 - 30 тыс. долл. в год с 19% до 17% и снизилась реальная заработная плата американцев на 4,2%.
Симптомами грядущего кризиса явились «октябрьский крах» на бирже Нью-Йорка в 1987 г., крах рынка недвижимости и растущие убытки в страховании, банкротство сберегательных и кредитных институтов США.
Япония
В 1979 г. началась либерализация японского рынка. Тогда японские власти отменили валютный контроль и стали проводить политику ограничения государственных расходов с целью ликвидации бюджетного дефицита. Темпы роста внутреннего спроса сократились. Динамизм развития стал поддерживаться внешнеторговой экспансией в США, где наблюдался циклический экономический подъем, чему способствовал «нефтяной шок», породивший в США спрос на малолитражные автомобили, производимые в Японии. Кроме того, проводимая Рейганом политика высоких процентных ставок для привлечения иностранных капиталов повысила курс доллара, что снизило конкурентоспособность американских фирм на внутреннем рынке. Начался беспрецедентный японский бум. Стоимость японского экспорта в США увеличилась более чем вдвое, положительное сальдо по текущим счетам платежного баланса Японии приблизилось к 4% ВНП.
Осенью 1985 г. в Нью-Йорке состоялось совещание «группы пяти» (министров финансов США, Англии, Франции, ФРГ и Японии), на котором было решено понизить курс доллара по отношению к валютам других развитых капиталистических стран. Новая валютная стратегия «слабый доллар - сильная Америка» ударила, прежде всего, по интересам Японии, которая стала вынужденной переориентироваться на стимулирование внутреннего спроса и открытие своего рынка развитым странам. Неожиданная глубина падения доллара (курс иены резко вырос примерно с 240 иен до почти 140 иен за доллар в начале 1986 г.) имела тяжелые последствия для японской экономики. Прирост ВНП в 1986 г. оказался самым низким с 1974 г. и составил лишь 2,4%, а объем промышленного производства абсолютно сократился на 0,4%. Это стимулировало дефляцию, рост безработицы, инвестирование жилищного строительства. В рамках соглашений между США и Японией начала осуществляться либерализация внутренних рынков капитала, был открыт в Токио международный финансовый рынок «ОФФ-ШОР». Однако либерализация японского рынка делается осторожно, что проявилось в мощном сопротивлении рынка Токио биржевому краху в 1987 г.
Франция
Во Франции традиционно финансовая и банковская деятельность подвергалась наибольшей регламентации по сравнению с другими странами ЕС. Политика дерегулирования французского рынка началась в 1985 г. Был учрежден рынок финансовых фьючерсов. После приватизационного шока в 1986 -1987 гг. был предложен рынок опционов. После отмены кредитных ограничений в 1987 г. контроль над денежной массой стал осуществляться при помощи процентных ставок и обязательных резервов. Валютный контроль постепенно смягчался, в т.ч. над операциями с ценными бумагами для резидентов и нерезидентов. В 1990 г. контроль за движением капиталов был полностью отменен. Величина французских инвестиций за границей намного меньше объема инвестиций США, Англии, ФРГ и Японии.
ФРГ
В ФРГ, давней поклонницы либеральной доктрины, либерализация финансовой и банковской деятельности происходила не быстрыми темпами, поскольку особое внимание уделялось стабильности цен и денежного обращения и, следовательно, эффективному валютному контролю. В то же время, как и во Франции, в 1984 г. было отменено удержание у источника налога, которым облагались дивиденды, получаемые нерезидентами - владельцами германских облигаций. Были сняты некоторые запреты с германских банков в сфере операций с финансовыми инструментами.
В 80-е гг. усилился дефицит американского платежного баланса и увеличился актив ФРГ, Японии и новых индустриальных стран Азии. Для США - экспортеров обесценивающихся международных денег, рост внешнеторгового дефицита не представляет опасности, так как в условиях либерализации национальных финансовых рынков «невидимая» торговля - услуги и доходы от инвестиций возрастают значительно быстрей торговли товарами. Такой ход финансового развития, когда колебания процентных ставок и курсов валют приводят к значительным передвижениям средств между странами, создает благоприятную почву для расцвета финансовых спекуляций ТНК, способных сотрясать экономику государств и регионов.
Рост выпуска облигаций государственных займов для финансирования непроизводительных расходов, прежде всего военных, развитие акционирования предприятий, фьючерской и опционной торговли финансовыми инструментами ускорили процесс количественного роста фиктивного капитала, дающего право его владельцам получать доходы от владения ценными бумагами, что увеличивало его отрыв по отношению к темпам роста реального капитала. Было увеличено предоставление долгосрочных кредитов в национальных единицах страны-кредитора, в евровалютах и международных расчетных денежных единицах с применением фиксированных и плавающих процентных ставок, повышающих гибкость рынка еврооблигаций. Получили развитие евроноты, когда банк обязуется приобретать ценные бумаги, выпускаемые фирмами-заемщиками по ставкам, базирующимся на ЛИБОР, а затем перепродает эти евроноты покупателям. Евроакции не получили развития из-за неразвитости вторичного рынка.