Для поддержки стабильности национальных валют на состоявшемся в декабре 1997 г. саммите страны-члены АСЕАН призвали индустриально развитые страны и мировые финансовые институты оказать им массированную помощь. Япония заявила о выпуске государственных облигаций на сумму 18 млрд. долл. для реализации программы государственных гарантий инвестиционным проектам японских предприятий в регионе. Китай заявил, что не собирается девальвировать юань, так как намерен поддержать финансовую стабильность в регионе. МВФ предоставил срочную помощь жертвам кризиса с требованиями либерализации национальных финансовых рынков, усиления международного контроля за движением капиталов и отделения олигархии от государства.
США опасаются усиления торговой экспансии стран Восточной Азии из-за падения их валютных курсов. В декабре 1997 г. торговый дефицит США превысил четверть триллиона долларов. Несмотря на рост торгового дефицита, доллар дорожает из-за повышения на него спроса в связи с финансовым кризисом в Азии. Финансовый кризис, эпицентр которого переместился в августе 1998 г. в Москву, стал ощутимым в Восточной Европе и Латинской Америке.
В период кризиса значительно выросло влияние США и МВФ. Для предоставления кредита МВФ требует открыть национальные финансовые рынки для иностранных банков, прекратить дотации определенным отраслям и покончить с протекционизмом. Однако эти решения даются многим странам с трудом, поскольку, например, прекращение дотирования сельского хозяйства в Индонезии сразу вызывает рост цен на основные продукты питания, а кредиты МФВ, чтобы вытащить из пропасти страну с населением в почти полмиллиарда будут недостаточны.
В начале января 1998 г. Индонезия для получения второго транша резервного кредита МВФ разработала пакет по либерализации национального банковского сектора, стремясь выполнить свои обязательства по перестройке финансовой системы в кратчайшие сроки. Следуя обещаниям МВФ, правительство Индонезии приступило к либерализации торговли и движения инвестиций. Объявлено об отмене ограничений на импорт судов, создание отделений иностранных банков и совместных предприятий. Отменены все налоговые и таможенные льготы, предоставленные в рамках помощи автомобилестроению, и дотации авиастроению.
Выяснению причин краха экономики стран ЮВА и поиску путей выхода из него было посвящено 31-ое совещание министров иностранных дел государств АСЕАН, состоявшееся в августе 1998 г. Большинство экспертов признали несовершенство азиатской экономической модели, переставшей отвечать потребностям времени, назвав ее «дутой экономикой», основанной на коротких, ничем не обеспеченных займах. Однако совещание так и не выработало убедительных рецептов оздоровления экономики государств АСЕАН.
Согласно прогнозам смутные времена могут продолжаться десятилетия. Предпосылок для экономического роста - нет, что делает невозможным рассмотрение АСЕАН как один из полюсов «многополярного мира». И все же построение многополярного мира становится возможным, если в основе развития региональной интеграции развивающихся стран станет социально эффективная стратегия, нацеленная на устойчивое повышение уровня жизни, достижение полной занятости, отсутствие инфляции и сглаживание социального неравенства стран-членов интеграции.
Большие надежды мировое сообщество связывает с высокими темпами экономического роста Китая.
В восьмой пятилетке (1991-1995 гг.) среднегодовые темпы прироста в экономике Китая составили 11,8 %. Быстрый рост сопровождался увеличением иностранных инвестиций в 8 раз и создал проблемы для дальнейшего развития экономики, страдающей от диспропорций - слабого развития инфраструктуры, дефицита ряда природных ресурсов, расслоения между приморскими и внутренними провинциями. При этом постоянно растет внешняя задолженность Китая, увеличивается объем торговли регионов с внешним миром в ущерб межрегиональным связям. Проблема дефицита госбюджета, возникшая в Китае в 1981 г., не решена до сих пор. В 1996 г. он составил 10% бюджетных расходов. Финансирование дефицита путем заимствований у центрального банка и использование для этого гособлигаций создает сильное инфляционное давление.
После многих лет реформ под флагом развития многообразных форм собственности Госкомитетом по экономической реформе КНР была предложена в 1994 г. программа разгосударствления (приватизации) предприятий, что означало окончательный выбор в пользу рыночной экономики. Таким образом, с убыточностью государственных предприятий, возникающей из-за проблем внутреннего ценообразования, решили «бороться» посредством их продажи коллективам и физическим лицам. В 1996 г., боясь социальных последствий, реформу государственных предприятий отложили. Как заявил премьер Ли Пэн, реформа госпредприятий не может идти по капиталистической модели с банкротством, закрытием и увольнениями.
Проблемы реформирования госсектора влияют на преобразования в банковской сфере. В 1996 г. открылся первый частный банк, с осторожностью снимаются ограничения на участие иностранного капитала.
Кризис в Восточной Азии затронул валюту Гонконга, что заставляет правительство Китая предпринимать экстренные меры по недопущению девальвации собственной валюты. Однако это отрицательно сказалось на конкурентоспособности его экспорта и, следовательно, на всей экономике Китая, поскольку она ориентирована на экспорт и привлечение иностранных инвестиций. Правительство предприняло попытки оживить внутренний спрос, поощряя вложения в инфраструктуру и строительство жилья. Для оживления находящейся в кризисе банковской системы Китай намерен двигаться по пути институциональных преобразований.
Растущие потребности Китая в импорте зерна рассматриваются аналитиками как причина будущего мирового кризиса. Несмотря на сельскохозяйственные успехи, прогнозы таковы, что растущие потребности Китая в импорте зерна могут послужить причиной мирового продовольственного кризиса в первой трети 21-го века. В Докладе Госсовета КНР, сделанном в 1996 г., прогнозируется, что к 2030 г., когда население страны достигнет 1,6 млрд. человек, годовое потребление зерна составит 640 млн. т. Для этого потребуется увеличить производство зерна на 160 млн. т., что невозможно сделать в связи с ограниченностью пахотных площадей в стране.
Страны с трансформируемой экономикой
В 90-х гг. во всех странах Восточной Европы проведены либерализация цен и внешней торговли, приватизация государственной собственности и поощрение частного предпринимательства, введение конвертируемости валют. Их стратегической целью становится привлечение иностранных инвестиций и вхождение в Европейский союз (ЕС), на долю которого приходится основная часть их торгового оборота. Запад создал специальную группу «24» для координации своих действий по отношению к странам с трансформируемой экономикой. Для оказания им помощи и предоставления долгосрочных кредитов в 1991 г. был учрежден Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Были заключены Европейские соглашения, предусматривающие оказание экономического содействия трансформируемым странам для создания к 2000 г. зоны свободной торговли промышленными товарами.
Несмотря на общую модель трансформации экономики стран Восточной Европы и связанных с этим проблем, можно отметить как ее многообразие, так и разную степень развития негативных тенденций.
Лидерами по привлечению иностранных инвестиций становятся Польша, Венгрия и Чехия. По отношению к этим странам осуществляется реструктуризация и списание долгов. Быстрое реформирование ГДР, объединившейся с ФРГ, привело к высокому уровню безработицы в восточных землях. Полный хаос в реформировании наблюдается в Болгарии. К слабо привлекаемым для иностранных инвесторов странам относят Румынию и Словакию, где не спешат с приватизацией. Учитывая отсутствие в странах Восточной Европы национальных экономических стратегий и финансовую нестабильность в мировой экономике, вероятность наступления экономической и социальной катастрофы в этих странах остается высокой.
В течение периода 1985 - 1995 гг. объем произведенного ВВП сократился в Венгрии на 3,5 %, в Словакии - на 6,7%, Чехии - на 9,5%, Болгарии - на 15,2%, Румынии - на 24,9%, Югославии - на 58,8%. Для этих стран был характерен рост внешней задолженности, безработицы и социального расслоения. Наблюдались высокие темпы инфляции и характерно систематическое уклонение от налогообложения, что означает зарождение под видом частного сектора криминальной экономики. Уменьшилась реальная платежеспособность национальных валют по отношению к доллару США: в Болгарии и Венгрии - в 6,4 раза, в Польше - в 313 раз, в Румынии - в 127 раз, Словакии и Чехии - в 3 раза, Югославии - в 122,5 млрд. раз.
В Польшу, Венгрию и Чехию в 1995 г. направляется 86 % притока иностранного капитала. Польша, имевшая до трансформации самую большую внешнюю задолженность западным кредиторам, в 1994 - 1995 гг. заняла первое место по темпам роста ВВП. Только этой стране удалось за 10 лет (1985 - 1995 гг.) добиться положительного прироста ВВП на 8 %. Это связано с реструктуризацией ее долгов и их списанием более чем на половину странами Парижского клуба и странами Лондонского клуба.
В отличие от стран, имевших больший опыт в реформировании, Болгария отказалась от всякого регулирования цен и валютного режима. В стране наблюдается полный хаос реформ. Официальный валютный резерв используется не для инвестирования производства, а для интервенций на валютном рынке. Валютные резервы сократились с 1236 млн. долл. в 1995 г. до 5065 млн. в 1996 г. Государственная задолженность Болгарии составила 120 % ВВП. Страна стала постоянным клиентом МВФ, который может лишить ее права формировать собственную политику. В этой связи авторитетные болгарские экономисты заявляют о необходимости расплаты собственностью за внешние долги.