Прямым следствием снижения инвестиционной активности является ухудшение обороноспособности страны. Концепция сохранения военного паритета с США, действовавшая до 1991 г., определяла лидирующие позиции в инвестиционных расходах отраслей обрабатывающей промышленности, составляющих основу ВПК. Теперь, исходя из доктрины открытой экономики, экономика страны приобрела четко выраженную сырьевую ориентацию. Примерно до 60 % мобилизуемых инвестиционных ресурсов направляется в ТЭК, а остальные отрасли получают по остаточному принципу (4,1% машиностроению). Приоритетной отраслью приложения прямых инвестиций США, являющегося крупнейшим иностранным инвестором в российскую экономику, выбрана нефтегазовая отрасль. Укрепляют свои инвестиционные позиции ЕС и Япония, ориентирующаяся на освоение природных ресурсов восточных регионов России.
Самой России все трудней становится поддерживать необходимый уровень хозяйственного освоения районов Севера и Дальнего Востока, материальную инфраструктуру (сооружение дорог, мостов, портов, систем связи, жилищное и культурно-бытовое строительство), материальные резервные и страховые фонды для обеспечения ритмичной работы производства, экологическое равновесие. Продолжается снижение грузооборота и пассажирооборота предприятий транспорта. Дальнейшее снижение инвестиционной активности не позволит обеспечивать необходимый уровень минимальных требований национальной безопасности.
Особенно опасно развивается ситуация с продовольственной безопасностью государства. Объем сельскохозяйственного производства, темпы спада которого превысили темпы спада промышленности, составил в 2000 г. 63% от уровня 1990 г., а у США, лидера по производству самых передовых технологий, объем сельскохозяйственного производства за 10 лет вырос на 10%. Такой спад сельскохозяйственного производства объясняется значительным ухудшением материально-технического снабжения. Продажа автобензина сократилась за 10 лет в 6 раз, дизельного топлива – в 4 раза, обеспеченность сельскохозяйственных предприятий тракторами упала в 1,4 раза, комбайнами – в 1,3 раза.
Индикаторами способности государства эффективно использовать национальные ресурсы служат уровень безработицы и уровень использования производственных мощностей. По темпам роста уровня безработицы Россия оказалась в числе лидирующих стран. Если в США уровень безработицы имел тенденцию сокращаться, то в России уровень безработицы практически устойчиво возрастал. К 1996 г. по численности безработных Россия опередила США. Рост общей численности безработных в России сопровождается увеличением времени «вынужденного» отдыха и средней продолжительности поиска работы.
Устойчиво уменьшается уровень использования производственных мощностей по всем видам продукции. В соответствии с сырьевой ориентацией экономики особенно быстро сокращаются мощности и занятость в отраслях обрабатывающей промышленности. Так летом 1998 г. в машиностроении из 100 единиц оборудования только 5 использовались более чем на 50 %, 35 единиц - на 30 %, 20 единиц - на 10 %, остальные 40 % не работали вовсе. Обновление основных фондов на российских предприятиях практически остановилось. Степень износа основных фондов основного вида деятельности для всей промышленности на конец 1991 г. составляла 45,2%, а на конец 2000 г. – 55,3%. Более высокие темпы износа основных фондов наблюдались в машиностроении и металлообработке, где этот показатель вырос с 42,7% на конец 1991 г. до 55,3% на конец 2000 г.
Россия зарабатывает на реформы и выплату долгов главным образом за счет экспорта топливно-энергетических ресурсов и сырья. Доля чистого экспорта в структуре использования ВВП выросла с 0,3% в 1991 г. до 20,4% в 2000 году. При этом в мировом экспорте и импорте доля России сократилась с 2,1% в 1990 г. до 1,7% в 2000 г. и с 2,3% до 0,5% соответственно. У России положительное сальдо торгового баланса выросло с 10,7 млн. долл. в 1990 г. до 136,9 млн. долл. в 2000 г., а у США, основным продуктом экспорта которых является доллар, выросло отрицательное сальдо торгового баланса с 123,4 млн. долл. до 476,5 млн. долл.
Недоинвестирование производства ведет к спаду производства и в экспортоориентированных отраслях. Компенсировать убытки, вызываемые падением мировых цен на нефть, сырьевики не могут из-за низкой эффективности устаревших производственных фондов. Поскольку основные месторождения сырья уже выработаны, а приобретение новых технологий за рубежом дорого, то Россия становится все более привлекательной для Запада, как «кладбище» экологически опасных отходов.
Нарушение сбалансированного развития единого национального рынка, приведшее к развалу СССР, усиливает неравенство регионов по инвестиционной активности и темпам спада производства, что способствует экономической дезинтеграции страны. Дела у других стран СНГ, не обладающих, как Россия богатыми сырьевыми запасами, хуже. Учитывая стратегические интересы России в зональной интеграции со странами СНГ, ухудшение их положения в мировом сообществе является негативной тенденцией для России.
Таким образом, все экономические индикаторы указывают на то, что в течение прошедших 10 лет стратегия России является некачественной. Снижение инвестиционной активности свидетельствует об отсутствии мотивов эффективного управления собственностью. Однако возможно, что основная задача экономической политики в течение этого периода состояла в создании консолидирующего общество среднего слоя, способного в перспективе обеспечить нужный экономический рост. Для такой оценки качества стратегии требуется анализ социальных индикаторов.
Они характеризуют сложившиеся тенденции развития социальных процессов с точки зрения реализации в экономической политике государства принципа справедливости распределения благ. К ним относятся показатели динамики реальных доходов населения и доли бедного населения, чьи среднедушевые доходы ниже величины прожиточного минимума, показатели развития социальной инфраструктуры. Главным сигналом усиления социальной напряженности в обществе является увеличение роста доходов господствующих социальных слоев за счет уменьшения доходов других не в связи с большим их вкладом в рост общественного благосостояния, а в связи с главенствующей ролью в распределении благ. Такой ход событий ведет к размыванию консолидирующего общество среднего слоя и раскалыванию общества на непримиримые группы.
Инфляция может быть использована государством как для созидательных целей - стимулирования экономического роста и создания прогрессивной структуры экономики, так и для перераспределения доходов и имущества в пользу господствующих социальных слоев. Это связано с тем, что индексация заработной платы отстает от темпов инфляции, а доходы от предпринимательской деятельности изменяются одновременно вместе с ценами.
В течение 10 лет для индустриальных стран с развитой экономикой были характерны низкие темпы инфляции. Более высокие темпы инфляции наблюдались у стран, выбравших стратегию индустриализации, как, например, у Республики Кореи и Таиланда. Из «весомых» стран по темпам инфляции впереди России оказались лишь Бразилия и Аргентина. Однако в странах Латинской Америки имелись определенные успехи в инвестировании производства. В России, учитывая спад производства, деградацию структуры экономики и огромную утечку капиталов за рубеж, можно утверждать, что инфляция использовалась государством как инструмент обесценивания доходов наемных работников и капиталов государственных предприятий, чтобы дешево продать их новому господствующему слою –отечественным предпринимателям. Правительство России вынуждено и далее использовать инструмент инфляции для обслуживания государственного долга.
Индекс потребительских цен в России вырос в 1994 г. в 2011 раз по отношению к 1990 г., а среднемесячная заработная плата увеличилась за этот период лишь в 727 раз. Далее наметилась тенденция замедления динамики потребительских цен. При этом опережающими темпами растут цены на потребительские товары и услуги жизненной необходимости, прежде всего, на жилищно-коммунальные услуги, что увеличивает количество граждан с денежными доходами меньше величины прожиточного минимума. Благодаря инфляции доля оплаты труда в объеме денежных доходов населения за прошедшие 10 лет уменьшилась с 76,4% до 61,4%, социальных трансфертов - с 14,7% до 14,4%, а доли доходов от предпринимательской деятельности и доходов собственности увеличились с 3,7% до 15,9% и с 2,5% до 7,1% соответственно.
Процесс дифференциации доходов был приостановлен в 1995 г. Однако в условиях спада производства помимо традиционно уязвимых групп (многодетные, неполные семьи, инвалиды, пенсионеры, учащиеся и др.) в категорию бедных попадают новые большие группы экономически активного населения, способные своим трудом самостоятельно обеспечить необходимый уровень благосостояния. Коэффициент Джини, характеризующий степень неравномерности распределения доходов в обществе, вырос с 0,260 в 1991 г. до 0,399 в 2000 г. Доля общего числа экономически активного населения, потерявшего работу в связи с продолжающимся спадом производства, увеличивается.
Отсутствие мотивов к активной инвестиционной деятельности предприниматели «компенсируют» сокращением своих расходов за счет роста задолженности по заработной плате и уклонениями от уплаты налогов. Суммарная задолженность по заработной плате на 1января 2002 г. составила 29,9 млрд. рублей, а по налогам и сборам – 575,2 млрд. руб. Уменьшение бюджетных доходов сужает базу для финансирования пенсий, пособий, стипендий, отраслей социальной инфраструктуры, фундаментальной науки, правоохранительной деятельности и обороны. Для погашения задолженности по заработной плате и социальным трансфертам растет государственный долг. За 10 лет постоянного снижения расходов вся бюджетная сфера пришла в упадок.