Смекни!
smekni.com

Пособие Для подготовки учащихся к сдаче экзамена (новая форма) по русскому языку в 9 классе Ханты-Мансийск (стр. 12 из 21)

Часть 1.

Работа с текстом изложения

1. Определите и запишите тему текста (о чем текст?)

2. Выпишите ключевые слова и словосочетания, которые помогают понять смысл текста.

3.Сформулируйете основную мысль текста.

4.Составьте план текста.

Часть 2 .

Прочитайте текст и выполните задания

(Текст для анализа)

1),..Почти в каждом нашем захолустном городке, да и в иных безвестных деревнях можно встретить хороших художников-самоучек. 2)Этих художников никто не знает. 3)0 них никогда не писали.

4)Их земляки хотя и считают таких художников чудаками, но относятся к ним с уважением. 5)Очевидно, потому, что простой русский человек из всех ви­дов искусства любит, пожалуй, больше всего живопись, особенно когда она от­крывает ему прелесть хорошо знакомых обжитых мест. 6)«Вот они какие, наши места! - говорят в таких случаях с гордостью земляки такого художника. - А мы-то думали, что у нас, почитай, ничего интересного нету - одни поля да овра­га, мосточки да реки».

7)Жаль, конечно, что у нас пока еще нет самоотверженных людей, которые занялись бы такими художниками-самоучками, находили бы их, отбирали бы лучшие их вещи и показали бы их народу. 8)Тогда непременно обнаружились бы живописные богатства, в течение столетий никому не известные и бывшие в пренебрежении, - богатства подлинно народные по своей непосредственности, картины хотя бы и неумелые на взгляд утонченных ценителей, но полные при­митивной прелести.

9)...Различная сила воздействия пейзажа зависит от степени его родственно­сти нашим ощущениям.

10)Мы никогда не променяем на самые торжественные красоты тропиков и Запада наши скромные дали. 11)Мы родились и жили «под сереньким ситцем этих северных тихих небес», их красота слилась со всей нашей жизнью, они бы­ли ее свидетелями, и потому только мы можем с полной силой ее ощутить и по­нять 12)Исключения бывают редко.

13)Во время путешествий мы часто бываем восхищены блеском чужезем­ной природы, но она никогда не сможет затмить природу русскую. 14)Наоборот, чем ярче чужое, тем ближе свое. 15)Ничто - ни лиловый пожар Эгейского моря, ни розовеющий мрамор и алые олеандры Эллады, ни синий сказочный воздух Сицилии, ни золотая тусклая дымка над бессмертным Парижем, - ничто не только не может приглушить нашу память о своей стране, но, наоборот, доводит ее до почти болезненной остроты.

16) Я испытал это на себе, когда в туманных предосенних садах Версаля с их почернелой, как позолота, листвой, с их геометрической пышностью я - со­всем не знаю почему — вспомнил крошечный городок Спас-Клепики, и у меня заныло сердце.

(К.Г.Паустовский)

Вариант 1

1. Какое высказывание не раскрывает основной мысли прослушанного и про­читанного текстов?

1) Как Саврасов, так и другие художники находят в обычном удивительные

сюжеты для своих картин.

2) Русские художники вкладывают всю душу в свои творения.

3) Русская природа по-настоящему дорога любителям живописи, и они не

променяют ее на чужеземную красоту.

4) Невозможно забыть величественную архитектуру Парижа.

2. Определите стиль и тип речи прочитанного текста:

1) научный рассуждение и описание; 3) художественный, повествование;

2) разговорный, повествование; 4) публицистический, рассуждение с

элементами описания.

3. В каком значении употреблено выражение: «... картины, полные примитив-

ной прелести» (предложение № 8)?

1) лишенные художественного вкуса

2) незамысловатые, но оттого не менее прекрасные

3) слишком упрощенные

4) не отражающие красоту природы

4. Какое слово имеет в словаре стилистическую помету «просторечное»?

1) Кабы; 3) пожалуй;

2) наоборот; 4) самоучка.

Вариант 2

1. Какое высказывание искажает содержание прослушанного и прочитанного текстов?

1) В России много художников, известных и неизвестных, и каждый из них

по-настоящему любит свою Родину.

2) Нужно бережно относиться не только к именитым мастерам живописи,

но и к художникам-самоучкам.

3) В отдаленных селах и городах невозможно встретить настоящих художников.

4) И А.К.Саврасов, и художники-самоучки умеют видеть красоту в обыденном,

привычном.

2. Определите стиль и тип речи прочитанного текста:

1) публицистический, рассуждение с элементами описания;

2) разговорный, повествование;

3) художественный, повествование;

4) научный, описание.

3. В каком значении употреблено слово «захолустный» (предложение №1)?

1) Труднодоступный; 3) имеющий низкий уровень культуры;

2)далекий от культурных центров; 4) не имеющий талантливых людей.

4. Найдите предложение без грамматической ошибки.

1) Имена художников-самоучек, писавшие удивительные картины, должны

быть известны.

2) Рассматривая картины, у автора появились интересные мысли.

3) В далеких от центра городках понимали и восхищались искусством.

4) Только те могут называться художниками, кто чувствует красоту родной

земли.

Вариант 3

1. Каким предложением из прочитанного текста следует продолжить следующее высказывание?

«Мы любим свою землю за то, что она есть».

1) «Мы родились и жили «под сереньким ситцем этих северных тихих небес», их красота слилась со всей нашей жизнью, они были её свидетеля­ми, и потому только мы можем с полной силой её ощущать и понять».

2) «... Различная сила воздействия пейзажа зависит от степени его родственности нашим ощущениям».

3) «Наоборот, чем ярче чужое, тем ближе свое».

4) «Мы никогда не променяем на самые торжественные красоты тропиков и

Запада наши скромные дали».

2. Определите стиль и тип речи прослушанного текста:

1) разговорный, повествование; 3) художественный, повествование;

2) публицистический, рассуждение с 4) научный, описание элементами. элементами описания;

3. Какое выразительное средство не используется в этом тексте?

1) Метафора; 3) архаизмы;

2) антитеза; 4) эпитеты.

4. Значение какого слова определено неверно?

1) Живопись - вид изобразительного искусства.

2) Овраг - глубокая, длинная впадина на поверхности Земли.

3) Выцветший- лишённый яркости красок.

4) Примитивный - не способный к рисованию.

Вариант 4

1. В каком высказывании наиболее точно отражена тема прослушанного текста?

1) Автор размышляет о судьбах отдаленных деревень.

2) Автор рассуждает о красотах Запада.

3) Автор знакомит нас с биографией Саврасова.

4) Автор говорит о том, что неброская русская природа вдохновляет художников.

2. Определите стиль и тип речи прослушанного текста:

1) научный, описание; 3) художественный, повествование;

2) публицистический, рассуждение с 4) разговорный, повествование.

элементами описания.

3. Какое выразительное средство неверно проиллюстрировано примером?

1)Антитеза (« Наоборот, чем ярче чужое, тем ближе своё»).

1) Сравнение («… с их почернелой, как позолота, листвой…»).

2) Эпитет («… золотая тусклая дымка…»).

3) Метафора («Этих художников никто не знает»).

4. В каком предложении использована литота?

1) № 1 2) № 2 3) № 16 4) № 3

Рекомендации для выполнения экзаменационной работы

Часть 3.

Напишите небольшое по объёму (не менее 80 слов) сочинение-рассуждение на основе двух текстов (текста изложения и текста для анализа), развивая основную (общую) мысль данных текстов.

На что обратить внимание:

1.Текст изложения читается дважды. При первом слушании текста вы должны воспринять текст в целом, определить его тему, главную мысль, выяснить авторскую позицию.

2. После первого прочтения делается небольшая пауза, во время которой могут быть объяснены некоторые выражения, термины; на доске записываются даты и незнакомые собственные имена, также незнакомые стихотворные цитаты, которые входят в текст и важны для передачи его смысла.

3. В процессе первого слушания вы можете составить наброски плана, зафиксировать основные моменты сюжета. Важно, чтобы во время первого чтения вы не отвлекались от воспринимаемого текста.

4. Не пытайтесь дословно записывать вслед за учителем целые предложения.

5. Второе чтение предполагает восприятие структуры текста; глубокое осмысление микротем; осознание стиля речи, типов текста, которые встречаются в тексте; его языковые особенности. При втором слушании уточняются и дополняются наброски к будущему тексту: фиксируются факты, все собственные имена и даты, записываются ключевые слова и обороты речи, некоторые синтаксические конструкции.

6. При выполнении задания контрольной работы вы можете пользоваться рабочими записями, собственной формой изложения.

7. Вместо плана вы можете составлять опорный конспект, фиксируя лишь опорные слова и выражения: лист черновика делится на две равные части. При первом прочтении сделайте наброски плана в левом столбике, оставляя место для дополнений. Когда учитель делает паузу для осмысления текста, записывает на доске имена и даты, фиксируйте их сразу в той части текста в левом столбике, где этот материал находится по логике повествования. При втором прочтении заполняется правый столбик, в нём фиксируются характерные для автора выражения, отражаются логические переходы от одного пункта плана к другому.

8. Помните, что воспроизведённый текст должен сохранить незаменимые точные и экспрессивные выражения, составляющие индивидуальность манеры писателя, но в то же время не должен превращаться в письмо по памяти. Научитесь отделять главное в тексте от второстепенного.

9. Для систематизации наиболее типичных свойств текстов разного типа можно пользоваться следующей таблицей:

Цель создания текста Содержание и форма текста

Типичные грамматические средства оформления

ОПИСАНИЕ
1) Перечисление признаков, свойств, элементов предмета речи. 2) Указание на его принадлежность к классу предметов. 3) Указание на назначение предмета, способы и области его функционирования. 1) Представление о предмете в целом дается в начале или конце. 2) Детализация главного проводится с учетом смысловой значимости деталей. 3) Структура отдельных частей текста (элементов описания) аналогична структуре текста в целом. 4) Используются приемы сравнения, аналогии, противопоставления. 5) Текст легко свертывается. Простое и сложное предложения: а) с прямым порядком слов; б) составным именным сказуемым; в) с глагольными формами одновременного действия; г) с глаголами настоящего времени во вневременном значении; д) с определительными характеристиками.
ПОВЕСТВОВАНИЕ
Рассказ о событии с показом его хода в развитии, с выделением основных фактов и показом их взаимосвязи. 1) Соблюдается логическая последовательность. 2) Подчеркивается динамизм, смена событий. 3) Композиция хронологизирована. Простое и сложное предложения: а) с глагольным сказуемым совершенного вида; б) с видовременными формами, подчеркивающими характер и смену событий; в) с выражением причинно-следственной и временной обусловленности.

РАССУЖДЕНИЕ

Исследование сущностных свойств предметов и явлений, обоснование их взаимосвязи. 1) Имеются тезис (положение, которое доказывается), аргументы (суждения, которые обосновывают правильность тезиса) и демонстрация (способ доказательства). 2) Используются размышления, умозаключения, пояснения. 3) Смысловые части высказывания приводятся в логической последовательности. 4) Все, не относящееся к доказательству, опускается. Простое широко распространенное и сложное предложения: а) с причастными и деепричастными оборотами; б) с обстоятельствами или обстоятельственными придаточными причины, следствия, цели; в) с глаголами разных видовых форм.

Данная таблица поможет: