Эпитет – вид тропа, художественное, образное определение (изумрудные глаза). В фольклоре встречаются эпитеты, переходящие из одного произведения в другое. Они получили название постоянных эпитетов. Важнейшее значение эпитета – наличие семантического переноса и выражение эксклюзивного признака.
Языковые эпитеты классифицируются на:
- тавтологические (солнце красное, белый свет);
- пояснительные (зеленое поле), которые подразделяются на эпитет- метафору (черная тоска, мертвая тишина) и синкретические эпитеты (глухая ночь).
Эпитеты противопоставлены логическим определениям (деревянная кровать, железная кровать, в избе гнездилась деревянная кровать).
Антитеза – противопоставление понятий, мыслей, образов, служащих для усиления выразительности (полюбил румяный бледную, полюбил ученый глупую, золотой - полушку медную).
Оксюморон – сочетание противоположных по значению слов (И ей так весело грустить, такой нарядно обнаженной).
Гипербола – преувеличение свойств (пот катился градом).
Литота – риторическая фигура, содержащая непомерное преуменьшение размера, силы (мужичок с ноготок, тише воды).
Синтаксические стилистические фигуры
В художественной и публицистической литературе встречаются иногда синтаксические конструкции, представляющие собой стилистические фигуры, делающие речь выразительной, экспрессивной, чрезвычайной. Фигуры эти в отличие от сравнений, тем более эпитетов, употребляются в подобных текстах нечасто, иначе они утратили бы свою выразительность.
Эго такие стилистические фигуры, как перечисления, противопоставления, градация, зевгма, парцеляция, силлепс, катахреса, обращение, риторический вопрос, бессоюзие (асиндетон), многосоюзие (полисиндетон) и другие.
Опишем некоторые из перечисленных фигур.
Перечисление
Перечисление — стилистическая фигура, представляющая собой однородные члены — дополнения (обычно существительные), нераспространенные и распространенные, зависящие от сказуемого, однозначного по лексическому значению. Эти однородные члены (перечисления) могут распространять, простые предложения, а могут быть вставлены в сложное предложение.
Выразительность фигуры перечисления состоит в создании сильной экспрессии. Фигура эта — принадлежность художественного (поэтического стиля, реже используется она в публицистическом стиле и совсем редко в научном стиле. Приведем примеры.
Перечисление в простом предложении.
... Вот уж по Тверской
возок несется через ухабы.
Мелькают мимо будки, бабы,
мальчишки, лавки, фонари,
дворцы, сады, монастыри,
бухарцы, сани, огороды,
купцы, лачуги, мужики,
бульвары, башни, казаки,
аптеки, магазины, люди,
балконы, львы на воротах
и стаи галок на крестах.
(А.Пушкин)
Справка
Стилистическая фигура перечисления во 2 предложении — однородные подлежащие, зависящие от сказуемого — «мелькают». Экспрессия фигуры создается за счет лексического разнообразия перечисляемых объектов.
Перечисление, выраженное однородными членами, нераспространенными:
Зову, упрекаю, надеюсь и спорю,
молю, упрекаю, прощаю, кляну ...
И горе мое — настоящее горе,
во всю ширину и во всю глубину!
Так замятью снежной
не верят в сирень, в стрекотанье, в дожди...
А все-таки будет. Придет. Неизбежно.
Не хочешь — не верь, не умеешь — не жди.
(В.Тушнова)
Справка
Текст состоит из семи предложений. В нем поэт описывает чувства женщины, расставшейся с любимым. Первое предложение неопределенно-личное; в нем употреблена стилистическая фигура перечисления — «Зову, упрекаю, надеюсь и спорю, молю, упрекаю, прощаю, кляну» … Втрое предложение — двусоставное, с именным сказуемым, с обособленным определением. Третье предложение - неопределенно-личное, включает стилистическую фигуру перечисление: «не верят в сирень, в стрекотанье, в дожди». Далее — три неполных предложения: «А все-таки будет. Придет. Неизбежно», которые вместе составляют фигуру перечисления. Седьмое предложение с двумя сложноподчиненными бессоюзными предложениями: «Не хочешь — не верь, не умеешь — не жди» (пропущены союзы «если»).
Перечисление, выраженное однородными распространенными
членами.
Волна.
Набегает, уходит и снова, светясь, возвращается,
улыбается, манит, и плачет с притворной борьбой,
и украдкой следит, обманно с тобою прощается, —
и мелькает, как кружево, пена во тьме голубой.
О, волна, подожди! Я уйду за тобой!
О, волна, подожди! Не отхлынул прибой.
(К.Бальмонт)
Справка
Текст состоит из пяти предложений. В них даны картина морского прибоя и чувства поэта, вызванного созерцанием прибоя—чувства неудовлетворенности и стремления к чему-то благодатному.
Первое предложение — простое. В нем стилистическую фигуру перечисления составляют однородные сказуемые глагольные. Одни однородные члены простые, другие - распространенные. Подлежащее — «пена», сказуемые — перечисленные глаголы. Сравнение — как кружево. Далее —шесть восклицательных предложений, два из них с фигурой - обращение — «О, волна, подожди!»
Перечисление, выраженное сложноподчиненными предложениями.
Таланты русские, откуда вы беретесь?
Оттуда, где весной, припав к березе,
не зная еще этому цены,
пьют сок земли российской пацаны..,
И летом, благодатным красным летом,
когда проходят с туесками лесом,
то силу им через ступни босые
передаёт их мать - земля России.
(Е.Евтушенко)
Справка
Текст включает три предложения, представляющих собой сложные конструкции. Первое предложение двусоставное с обращением: «Таланты русские, откуда вы беретесь?» и само представляет собой стилистическую фигуру — риторический вопрос. Ответ на этот вопрос: таланты рождаются, питаясь соком родных берез и впитывая силу матери — земли России, соприкасаясь с ней босыми ногами. Это перечисление — сок берез и сила земли — и составляет стилистическую фигуру перечисления, переданную сложными синтаксическими конструкциями: Второе предложение — сложноподчиненное с придаточным места («где»), с деепричастными оборотами («припав к березе», «не зная еще этому цены»); «пьют сок земли российской пацаны» (главное предложение). Третье предложение — сложноподчиненное с придаточным временным (когда проходят...) - вставлено в главное предложение: «И летом, благодатным красным летом» (распространенное приложение), - «то силу им через ступни босые передает их мать – земля России».
Противопоставление
Противопоставление - стилистическая фигура, представляющая собой конструкцию от простого предложения с антонимичными однородными членами с союзами «а», «но», «зато» и др. до развернутых текстов, целых, законченных стихотворений или прозаических отрывков, в которых противопоставлены объекты, их действия, мысли.
Задание
Прочитайте, произведите синтаксический разбор.
Укажите фигуру противопоставления.
Не для себя деревья плодоносят,
И реки чистых вод своих не пьют;
Не просят хлеба для себя колосья;
Дома не для себя хранят уют...
Себя мы с ними сравнивать не будем,
Но каждый знает, эту жизнь любя,
Что чем щедрее отдаешь ты людям,
Тем радостней .живешь ты для себя.
(Татьяничева)
Справка
В тексте — рассуждение: жить ли только для себя, т.е. для себя копить богатства физические и духовные, или делиться ими с людьми. Поэт делает вывод: «Чем щедрее отдаешь ты людям, тем радостней живешь ты для себя». Стилистическая фигура — противопоставление.
Градация — стилистическая фигура, представляющая собой синтаксическую конструкцию, в которой выразительные средства (однородные эпитеты, сравнения, развернутые метафоры) последовательно наращиваются или, наоборот, ослабляются.
Очень часто градацию составляют однородные члены предложения: прилагательные — синонимы; глаголы — синонимы и др. члены предложения. Например:
Шумный, громкий, оглушительный. Шумный грохот водопада был слышен уже за пять километров от него, по мере приближения он становился громче, а за километр он был уже оглушительным.
Задание Прочитайте. Произведите синтаксический разбор. Укажите градацию.
Как счастье внезапное — оттепель эта.
Весны дуновеньем земля обогрета.
Еще не начало весны, а предвестье,
и даже еще не предвестье — намек,
Что будет, что рядом, что срок недалек.
(В.Тушнова)
Справка Стилистическая фигура градация находится в третьем предложении: «еще не начало, а предвестье; даже не предвестье — намек; что срок недалек».