Смекни!
smekni.com

Методические указания по изучению курса «Культурология», «Мировая культура и искусства» для студентов направления подготовки «Туризм», «Сервис», «Социально-культурная деятельность» Екатеринбург 2011 (стр. 4 из 5)

Исходным пунктом для Гегеля является объективный идеализм. Он считает, что основой всего существующего является некое безличное, бессубъективное духовное начало, которое он называет абсолютной идеей. Абсолютная идея составляет сущность природы, общественной жизни и всех ее проявлений. До своего отчуждения в природу абсолютная идея развивается в форме чистых логических сущностей. Затем она отчуждает себя в природу, откуда снова возвращается к себе, т. е. в стихию духовного, но уже обогащенная всем предшествующим развитием, ставшая конкретной. На этой третьей ступени развития абсолютная идея получает необходимую конкретность. Форму конкретизации идея получает в облике субъективного, объективного и, наконец, абсолютного духа. Вот эти три формы конкретного духа составляют сущность не только человеческого сознания, но и различных видов человеческой деятельности и человеческих связей и отношений. Высшим этапом развития идеи является абсолютный дух.

Абсолютный дух не имеет иной цели и иной деятельности, кроме той, чтобы сделать себя своим предметом и выразить для себя свою сущность; это дух свободный, истинно бесконечный, или абсолютный дух. Он развивается от внешнего и чувственного созерцания к представлению и от него к мышлению в понятиях. По Гегелю, дух, созерцающий себя в полной свободе, есть искусство; дух, благоговейно представляющий себя, есть религия; дух, мыслящий свою сущность в понятиях и познающий ее, есть философия. У искусства, религии и философии, согласно Гегелю, одно и то же содержание; разница состоит лишь в форме раскрытия и осознания этого содержания. Первой и самой несовершенной формой самораскрытия идеи является форма эстетического познания, или искусство.

Искусством, отмечает Гегель, можно пользоваться как легкой игрой, как средством получения удовольствия и препровождения времени, украшения нашей обстановки, сообщения приятного характера нашим условиям жизни и т. д. Но в таком случае оно не было бы свободным, а служебным, подчиненным делом. Однако искусство разрешает высшую задачу, когда оно ставится в один ряд с религией и философией и является одним из способов познания «глубочайших человеческих интересов, всеобъемлющих истин духа».

Какая потребность заставляет людей заниматься эстетической деятельностью и создавать художественные произведения? Гегель отвечает в духе своих исходных идеалистических принципов: « Человек, как дух», говорит он, «удвояет себя: он существует таким же образом, как предметы природы, но затем он существует также и для себя, он созерцает себя, представляет себе себя, мыслит, и лишь через это деятельное для-себя-бытие он есть дух».

Это осознание себя самого человек достигает двояким образом: во-первых, теоретически, поскольку он в своей внутренней жизни непременно должен осознать для себя самого себя, должен осознать для себя все то, что движется в человеческой груди; во-вторых, человек достигает такого осознания себя посредством практической деятельности. Этой цели он достигает посредством изменения внешнего мира, посредством воздействия на предметы и явления этого мира. Человек накладывает отпечаток собственной сущности на внешний мир, очеловечивает мир. «Человек делает это для того, - говорит Гегель, - чтобы в качестве свободного лишить также и внешний мир его неподатливой чуждости и в форме внешних предметов наслаждаться лишь некоей внешней реальностью самого себя». Итак, искусство, по Гегелю, — это одна из форм «самопроизводства» человека во внешнем мире.

Тема 4. Художественный метод в искусстве

Понятие «художественный метод» появилось в эстетике в 20-х годах XX века. Под художественным методом понимается способ создания произведения искусства, который включает в себя образное мышление, творческий процесс, воображение, оценку, идейную установку, отображение и преобразование действительности, субъективный мир творца.

Каждый художник в процессе творчества самостоятельно вырабатывает свой художественный метод, на который оказывает влияние система его эстетических, этических, религиозных, философских, политических убеждений. Если происходят серьезные изменения в этой системе, то преобразовывается и художественный метод автора. Примером может служить переход А.С. Пушкина от романтического метода к реалистическому или М.В. Нестерова от символизма к социалистическому реализму.

Художественный метод автора, складывающийся в конкретной социальной и культурной среде, тесно связан с методами других художников этого времени, той же идейно-эстетической ориентации, так как он (автор) выделяет общую структуру художественного метода, лежащую в основе целых художественных течений, стилей, направлений. Поэтому можно говорить о художественном методе реализма, романтизма, символизма и т.д.

1. Реализм как творческий метод в искусстве ХIХ - ХХ века.

Реализм (позднелат. realis - вещественный, действительный) - эстетический термин, относящийся прежде всего к литературе и изобразительному искусству. Под реализмом понимают направление и метод в художественном творчестве, основанном на правдивом отображении действительности. Как творческий метод сформировался в первой трети XIX века в творчестве О.Бальзака, П. Мериме, А.С. Пушкина и др.

В основе этого художественного метода лежат такие эстетические принципы, как типизация фактов действительности; показ жизни в развитии и противоречиях, носящих прежде всего общественный характер; стремление раскрыть сущность жизненных явлений без ограничения тем и сюжетов; устремленность к нравственным исканиям и воспитательному воздействию.

В широком смысле реализм, представляющий собой основную тенденцию, своеобразный эстетический "стержень" художественной культуры человечества, существовал и продолжает существовать в искусстве и литературе с глубокой древности. В узком понимании, как творческий метод, он стал отождествляться либо с эпохой Возрождения (XIV-XVI века), либо с XVIII веком, когда говорят о так называемом просветительском реализме. Но наиболее полное раскрытие специфических черт этого метода обычно связывают с критическим реализмом XIX столетия.

Понимание реализма как метода в изобразительном искусстве вырабатывалось преимущественно на образцах Ренессанса и Просвещения, а как метода в литературе - на произведениях европейской, американской и русской классики XIX века. Реалистические тенденции под влиянием меняющихся общественно-исторических условий и самой психики современного человека нередко уступают место периодам декаданса, отчужденному от жизни формализму или возврату к прошлому в виде вульгарного эпигонства, представленного, например, "искусством" фашистского третьего рейха или номенклатурным "искусством" сталинизма.

Выступая как ведущий метод прежде всего в живописи и литературе, реализм ярко проявляет себя в связанных с ними синтетических и "технических" искусствах - театре, балете, кино, фотоискусстве и других. С меньшим основанием можно говорить о реалистическом методе в таких разновидностях творчества, как музыка, архитектура или декоративное искусство, тяготеющих к отвлеченности и условности.

В мировой художественной культуре реализм в его различных воплощениях представлен такими выдающимися творцами, как Э. Золя, Ч. Диккенс, В. Теккерей, О. Бальзак, Г. Флобер, Т. Руссо, О. Домье, Ж. Милле, Г. Курбе, А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, А.Н. Островский, Н.А. Некрасов, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов, И.Е. Репин, В.В. Суриков, М.П. Мусоргский и др.

2. Романтизм как художественный метод ХIХ века.

Романтизм (от romantisme) – художественный метод, состоящий в стремлении автора противопоставить неудовлетворяющей действительности необычные, отступающие от внешнего правдоподобия образы и сюжеты, рожденные его мечтой, фантазией. Этот метод, возникший на рубеже XVIII и XIX веков, отразил разочарование человека в итогах французской революции, в идеологии Просвещения и во многом стал реакцией на пессимистическое настроение общества, находившегося под впечатлением от недавних социальных бурь и со страхом ожидавшего будущих катаклизмов.

Романтизм тяготел к безграничной свободе, жажде совершенства и обновления, к гражданской и личной независимости. Художник для романтиков не просто осмысляющий бытие субъект, а творец, способный пересоздавать миры, гений. Поэтому для него не существует никаких методов, систем, правил вечных образов, традиций. Провозглашалась полная свобода творческого духа художника.

Романтическая концепция любви, в которой бушуют немыслимые страсти, и особая жизнь духа противопоставляется обыденной жизни. Через иронию (как осознания неосуществимости романтических идеалов и взаимовраждебности мечты и идеалов) в романтизме раскрываются глубина и антиномичность внутреннего мира человека. Человек, в представлениях романтиков, – это малая вселенная, микрокосм. Индивидуализированная личность внутренне бесконечна. Поэтому отличительной чертой романтического искусства является напряженный интерес к передаче сильных и ярких чувств, к тайным движениям души, к «ночной» ее стороне, к художественному изображению интуитивного, бессознательного.

В области эстетики романтизм противопоставил идее «подражания природе, культивируемой классицизмом, принцип преображения реального мира». Гений не подчиняется правилам, считал И.Кант, но творит их. Романтические герои всегда в конфликте с обществом. Они – изгнанники, странники. Одинокие, разочарованные, герои бросают вызов несправедливому обществу и превращаются в бунтарей, мятежников.

Романтиков влекли к себе фантастика, народные предания, фольклор. Их манили дальние страны и минувшие исторические эпохи, прекрасный и величественный мир природы. Излюбленные жанры романтической литературы – фантастические повести и драмы, волшебные сказки, где действуют чудесные силы, добрые и злые волшебники. Романтики видоизменили и обновили старые жанры, создали новые – такие, как исторический роман, лиро-эпическая поэма, фантастическая повесть-сказка. Они открыли бесценные сокровища народного искусства, сблизили литературу с фольклором. В музыке романтизм сформировался в 20-е годы XIX века. Для творчества композиторов – романтиков характерно обращение к жанрам, связанным с литературой (опера, песня), использование более свободных, по сравнению с их предшественниками, форм. Композиторы стремились передать всё богатство внутреннего мира человека.