С романтизмом связаны имена величайших ее представителей – Т. Жерико, Э. Делакруа, Ф. Рюда, Ф. Шуберта, Г. Берлиоза, Ф. Мендельсона, Ф. Листа, Р. Шумана, Н. Паганини, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, выдающихся лириков Е.А. Баратынского, В.А. Жуковского, Ф.И. Тютчева, А.А. Иванова, К.П. Брюллова, О.А. Кипренского, Сильв.Ф. Щедрина, А.А. Алябьева, А.Н. Скрябина.
3. Модернизм – метод ХХ века
Модернизм (фр. modernisme – новейший, современный) – художественный метод, нашедший отражение в изобразительном искусстве, прикладном искусстве и архитектуре конца XIX – нач. XX вв.
Художественно-эстетическая система, сложившаяся в 20-е гг. XX в., объединила множество идейно-художественных направлений (кубизм, футуризм, экспрессионизм, конструктивизм, сюрреализм, абстракционизм и др.), отошедших от традиций внешнего подобия и утверждающих новый подход к изображению социального бытия. Модернизм открыл и освоил многие новые художественные средства (поток сознания, коллаж, ассоциативный монтаж и др.), оказавшие существенное влияние на последующее развитие эстетики. Большое влияние на практику модернизма оказали идеи иррационалистического волюнтаризма А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, учение об интуиции А. Бергсона и Н. Лосского, психоанализ З. Фрейда и К. Юнга, экзистенциализм М. Хайдеггера, Ж.-П. Сартра и А. Камю, теории социальной философии Т. Адорно и Г. Маркузе. Модернизм как явление имеет ряд особенностей:
– кризисный характер, т.к. возникает в переломные моменты исторического развития;
– отрицание единого стабильного начала;
– теоретичность и постоянное обращение к философским основам, поскольку его теоретической базой стали неокантианство, феноменология, интуитивизм, фрейдизм;
– поиск новых изобразительных форм, выражающийся в отказе подражать природе и изображать видимую действительность;
– элитарный характер.
Первым направлением модернизма принято считать кубизм. Кубисты исходили из того, что все предметы и явления, включая человека, могут быть изображены в виде суммы геометрических фигур. Начало этому направлению в искусстве положил П. Пикассо в своей работе «Авиньонские девицы». Кубизм развивался и менялся. Это видно в работах П. Пикассо «Три женщины», «Игрок в карты», Р. Делоне «Башня», Ж. Брака «Хвала И.С. Баху». В картинах появляются цифры, отдельные слова, «плавающие в пространстве».
Кубисты стали использовать новый прием – введение в живописное полотно инородных материалов. Начинают применяться песок, уголь, железо, стекло, опилки. Картина превращается в материальный объект.
Другой пример модернизма – футуризм. Его центром стала Италия, где идейным вдохновителем выступил литератор Ф. Маринетти.
Футуристы предлагали восстать против тирании таких понятий, как «гармония», «хороший вкус», уничтожить театры, музеи, «вымести» из живописи все уже использованные сюжеты, передать движение, ускорение темпа жизни.
Однако это направление оказалось нежизнестойким, и к 20-м гг. XX века уже расценивалось как классика. Представителями этого направления являются У. Боччони, К. Карра, Л. Руссоло, Дж. Балла, Дж. Северини, В.В. Маякоский, В.В. Каменский, В. Хлебников, П.Н. Филонов.
Новым направлением в модернизме стал абстракционизм, родоначальником которого выступил В. Кандинский. Абстракционизм отказался от изображения реальной действительности. В нем существуют два основных направления:
· создание бесформенных цветовых сочетаний, их гармонизация, так как считалось, что цвет обладает способностью к самостоятельному выражению ощущений и чувств, предполагалась аналогия цветовых ассоциаций и музыки;
· «освобождение» содержания произведения от предметных образов и замена их геометрическими абстракциями. Родоначальник этого направления – голландец П. Мондриан и его последователи полагали, что чистые, конструктивные геометрические формы выгодно отличаются от неопределенности природных форм; создают логическую, правильную, статистически уравновешенную красоту.
В 1913 году в рамках абстрактного искусства возникает супрематизм (от франц. «превосходство», «господство»). Его инициатором стал художник К. Малевич, а философской основой – учение А. Бергсона об интуиции. Знаменитый «Черный квадрат» Малевича стал легендой в искусстве XX в.
В 20-е гг. во Франции возникло новое направление – сюрреализм (от франц. «сверхреализм»). Термин был введен основателями этого направления французскими поэтами А. Бретоном и Ф. Супо, утверждающими, что сюрреализм основывается на вере в высшую реальность некоторых форм ассоциаций, которым до настоящего момента не придавалось значения. Сюрреализм – художественное воплощение агностицизма: он исходит из того, что художника окружают непознаваемые «вещи в себе», а за реальными явлениями стоит некая сверхреальность.
Большое влияние на сюрреализм оказала философия З. Фрейда, В. Дильтея, А. Бергсона. Сюрреализм собрал под свои знамена видных поэтов, драматургов, художников, композиторов – П. Элюара, Р. Десноса, М. Эрнста, Р. Витрака, С. Дали, Ж. Кокто, А. Онеггера, Ф. Пуленка, Ж. Ибера и др.
Художники этого направления
– искажают изображаемых людей, гипертрофируют части тела, соединяют их с животными или неодушевленными предметами;
– широко используют изменение формы отражаемого предмета, его пропорций, цвета, конфигурации;
– разрушают естественность связей между предметами;
– в качестве материала для сюрреалистических образов используют любые бессознательные психические акты – сновидения, бред, младенческие воспоминания, гипнотические или настоящие галлюцинации. Сюрреалисты считали, что таким образом им удается проникнуть в высшую реальность.