На базе первых поселений – Темерников и Богатый Колодезь – 15 декабря 1749 года Указом Императрицы Елизаветы Петровны учреждается Темерницкая таможня«…для сбору по тарифу и внутренних пошлин с придворных из турецкой области и отвозимых из России за границу товаров…».
Темерницкая таможня начинает функционировать с 1750 года, когда рядом с ней был построен таможенный порт с причалами, складами и карантином. Со времени учреждения таможни, как основополагающего градообразующего фактора, и ведет отсчет своего официального времени город Ростов-на-Дону.
22 декабря 1760 года правительствующий Сенат принял решение о переносе крепости Святой Анны, находящейся на нижнем Дону, «из нынешнего ее крайне нездорового и притом государству разорительного места» на другое, «обысканное при урочищах Богатого колодезя» близ Темерницкой таможни.
Указом от 6 апреля 1761 года проектирующейся на Дону крепости было присвоено наименование «Крепость Святого Дмитрия Ростовского». В резолюции от 24 сентября 1761 года «О заложении по высочайшему Ея императорского величества соизволению новой крепости Святого Дмитрия Ростовского» говорится: «…наурочище при р. Дон, ниже города Черкасска в 27 верстах, Богатого колодезя, где и самый порт Темерницкий находится, построить крепость и именовать оную, по особливому соизволению е.и.в., Святого Дмитрия Ростовского».
Рядом с крепостью давно существовало поселение городского типа с постоянно растущим населением, но царское правительство официально признавало только крепость Святого Дмитрия Ростовского. Необходимость же образования в низовьях Дона самостоятельного уезда с городским центром, вывода города из подчинения крепости и создания в нем гражданской власти обсуждалась давно. Но лишь со вступлением на престол Павла I его Указом в 1797 году учреждается Ростовский уезд в числе 12 уездов вновь образованной Российской губернии.
Город долгое время не имел своего названия и впервые был назван Ростовом в Указе Александра I от 17 августа 1806 года о переводе присутственных мест из Таганрога в Ростов. В отличие от уже существовавшего Ростова Великого новый город стали именовать Ростовом-на-Дону.
С преобразованием Ростова в уездный город он получил административное устройство на основании «Грамоты на права и выгодыгорода Российской империи (1785 г.). По этой грамоте все население города (городские обыватели) разделялось на 6 разрядов – сословных групп:
– «настоящих городовых обывателей» – владельцев домов и земель в черте города;
– купцов всех гильдий;
– цеховых ремесленников;
– иногородних и иностранных гостей; русских и иностранных купцов и специалистов, которые были приписаны к городу, но не проживали в нем;
– пестрой по составу группы, включающей представителей интеллигенции, некоторые категории буржуазии (банкиры, торговцы);
– посадских людей – самой многолюдной группы населения, которая в городе «промыслом, рукоделием или работой кормится»
– мелкие ремесленники и торговцы, чернорабочие, городская беднота.
Судебно-адмистративная власть принадлежала выборному магистрату, избранному на 3 года. Городничий и магистрат ведали полицейскими и судебно-административными делами.
Органом городского самоуправления была общая городская дума, которая избирала Шестигласную думу. На них возлагались заботы о городском хозяйстве и благоустройстве. Дума состояла из городского головы и гласных (депутатов), избираемых от всех шести групп населения города. В исполнительном органе Общей думы – Шестигласной думе, каждое сословие имело по одному гласному. Возглавлял Шестигласную думу городской голова. Должность городского головы и других выборных лиц не оплачивалась.
Право выбирать и быть избранными имели далеко не все горожане. Его получали лишь те «обыватели», которые достигли 25 лет и имели годовой доход не менее 50 рублей.
В ведении сословного городского самоуправления находились вопросы, связанные с «пользами и нуждами города», то есть благоустройства, развития торговли, промыслов, образования и здравоохранения. Но зависимость Думы от администрации была столь велика, а распоряжалась она такими жалкими средствами, что решать какие-либо вопросы могла с огромным трудом.
Чтобы преодолеть чрезмерную административную опеку, строгую регламентацию, инертность, косность и решить вопросы, связанные с улучшением всех сторон жизни города, нужен был человек энергичный и деятельный, проникшийся заботами о нуждах города. Таким человеком стал городской голова Андрей Матвеевич Байков, деятельность которого на посту городского головы была столь плодотворна и так подняла общественное хозяйство города, что он вошел в историю как преобразователь Ростова. (1863 г.).
Благодаря стараниям Байкова, в Ростове создается общественный банк, отделение коммерческого совета, контора государственного банка, общество взаимного кредита, биржевой комитет, реформируется ярмарочный комитет. Много сил отдал Банков благоустройству города. При нем началось мощениеулиц, сооружение водопровода, появилось освещение. Заботами Байкова развивалось народное образование, здравоохранение, был построен театр, открыта конно-железная дорога, появился телефон, первая государственная публичная библиотека, городская больница, санитарный комитет.
В 1870 г. было утверждено Городовое Положение. Оно имело целью поднять хозяйство города и привлечь к управлению им верхушку города – крупную финансовую и торговую буржуазию. Городовое Положение заменяло прежние сословные думы всесословными городскими учреждениями местного самоуправления:
– распорядительным органом теперь являлась городская Дума;
– исполнительными органами – городские управы, избираемые думами.
Члены городских дум избирались на 4 года и назывались «гласными». В управе председательствовал городской голова, который являлся одновременно председателем городской Думы.
Городская Дума и управа выполняли административные и хозяйственные задачи. В их ведении находились вопросы благоустройства города (транспорт, освещение, отопление, канализация, водопровод, благоустройство тротуаров, мостовых, набережных и т.д.), а также заведование школьным, медицинским, благотворительным делами, торговлей, кредитом и т.п.
Для надзора за деятельностью городских дум и управ создавалось Губернское по городским делам Присутствие из чиновников под председательством Губернатора, Надзору и опеке этого Присутствия подлежала вся хозяйственная деятельность городского самоуправления. В Ростове новое Городовое Положение, по которому избирали 72 гласных, было введено в 1871 году. 15 октября 1871 г. новые гласные собрались в зале думских собраний и бьши приведены к присяге. Собрание определило состав управы и 7 человек, из которых трое – на жаловании, а остальные должны были работать бесплатно. Городским головой избрали П.Р. Максимова. В последующие годы городскими головами избирались:
– Байков А.М. – с 1884 по 1889 гг.
– Хмельницкий Е.Н. – с 1892 по 1901 гг.
– Кирьянов М.И. – с 1911 по 1914 гг.
Изучая журналы заседаний Ростовской-на-Дону городской Думы за несколько лет, убеждаешься, что вопросам, обсуждаемым на ее заседаниях, нет числа. Здесь и решение «О воспрещении в черте города выделки и дубления кожи, а также воспрещение всех видов заводского приготовления рыбы и рыбных продуктов и других заводов, портящих окружающих воздух», это – и решение «О воспрещении расклейки объявлений и публикаций на обывательских постройках и заборах»; и решение «О высадке деревьев у имений обывателей»; и утверждение «Правил для легковых и ломовых извозчиков»; и решение «О переводе домов терпимости с Тургеневской (Сенной) улицы в другое место»; «Об установке цен на печнойхлеб»; «О передаче в аренду Ростовскому клубу здания ротонды в городском саду»… и т.д. и т.п. Даже краткий перечень вопросов дает представление о том, сколь разнообразной была деятельность городской Думы, направленная на развитие города.
В начале XX века Ростов-на-Дону с населением 110 тысяч человек вошел в десятку крупнейших городов России. К началу Первой мировой войны в городах Ростове и Нахичевани действовала система городского самоуправления, введенная городовыми положениями 1870 г. и 1892 г., согласно которым на выборах городского головы, прошедших в 1913 году, во главе Ростова-на-Дону стал коллежский советник Кирьянов Михаил Иванович.
Высочайшим указом от 24 июля 1914 года Область войска Донского была объявлена на военном положении. В это время ростовским градоначальником был генерал-майор Зворыкин Иван Николаевич, 1861 года рождения, происходивший из потомственных дворян Костромской губернии.
Как градоначальник главными задачами своей деятельности в дни войны он считал: строгое исполнение долга; реорганизацию местной полиции; четкость проведения призывной компании; сохранение благополучного санитарного состояния Ростова и Нахичевани-на-Дону; снабжение населения фильтрованной водой; организацию тушения пожаров; учет населения; принятие строгих мер в отношении политических брожений и уничтожение террористических проявлений в городах.
В ноябре 1914 г. в Ростове сменился Градоначальник – вместо ушедшего по состоянию здоровья И.Н. Зворыкина новым Градоначальником был назначен генерал-майор Климович Евгений Константинович, бывший градоначальником г. Керчи. В этой должности на Дону он проработал всего лишь полгода и в июне 1915 г. возглавил Московское градоначальство. В Ростове и Нахичевани, как и по всей стране, градоначальник по положению был выше городского головы.
В военное время на ведомство внутренних дел возлагались многочисленные задачи – от мобилизации в действующую армию до организации размещения раненых, обустройства пленных и пр.
Городские власти решали многочисленные проблемы своих городов, в том числе совместно с военно-промышленными комитетами занимались сбором средств на изготовление военной техники. В годы войны Ростов стал распределительным пунктом для раненых и больных, через Ростов проходили эшелоны с пленными турками, которые оставляли в городе своих больных. За короткое время донские города были наводнены беженцами-армянами из Персии. Все это создавало сложную санитарную обстановку в городе, появились вспышки сыпного и возвратного тифов, оспы. Потоки раненых в госпиталях и лазаретах Ростова и Нахичевани были огромны. Городской голова Хмельницкий обратился к горожанам с просьбой взять насебя заботу о раненых в частном порядке, так как все больницы и лазареты, под которые даже отданы школьные здания, были перегружены.