Смекни!
smekni.com

Методические указания Новосибирск (стр. 4 из 7)

На протяжении всего периода существования административно-командной системы управления экономикой не было недостатка в пропагандистских кампаниях, призванных выработать сознательное отношение к труду. В связи с этим М.С.Горбачев отмечает: "Не­льзя сказать, что слов на эту тему было мало, и слов правиль­ных, на практике же целеустремленная воспитательная работа под­менялась надуманными кампаниями, уводящими пропагаднду от жиз­ни, что отрицательно сказывалось на общественной атмосфере" /30, с.87/. И это неудивительно: воспитательная работа вообще не может быть эффективной без самовоспитания трудящихся, а по~

15


следнее осуществляется в практике и, стало быть, требует прак­тических механизмов. Если таковые отсутствуют, то никакая про­паганда не способна уберечь общество от возрождения элементов мелкобуржуазной экономической культуры, а подчас и докапитали­стических представлений. Все это ярко выразилось в функциони­ровании так называемой "теневой экономики", процветавшей н го­да застоя. Сам термин "теневая экономика" представляется очень удачным. Это была именно тень существовавшего хозяйственного механизма.

Сегодня в нашей стране стоит на повестке дня радикальная экономическая реформа, призванная обеспечить реальное само­управление на производстве, реально привлечь трудящихся к при­нятию управленческих решений. Разработана научно обоснованная программа преобразования экономической сферы общественной жи­зни, осуществление которой уже началось и приносит свои пер­вые плоды.

В этих условиях экономическое воспитание трудящихся приоб­ретает новый, исключительно мощный стимул. И все же следует подчеркнуть: эффективность экономического воспитания при со­циализме непосредственно связана с эффективностью воспитания политического, которая также должна быть обеспечена практичес­кими механизмами. Вообще говоря, возможно самоуправление в рамках отдельных предприятий, соотносящихся между собой как товаропроизводители по законам рыночного хозяйства. Но такое самоуправление не является достаточным для воспитания сознатель­ной дисциплины труда. Основным побуждающим к труду мотивом здесь остается принуждение, осуществляемое посредством товар­но-денежного механизма. Как свидетельствует опыт некоторых социалистических стран,- подобное развитие не исключает усиле­ния бюрократических тенденций /см.38, с.179/.

В.И.Ленин неоднократно подчеркивал, что нельзя ограничивать­ся привлечением трудящихся к управлению отдельными предприяти­ями или даже отраслями промышленности. Не менее резко отвер­гал он и идею передачи управления экономикой "всероссийскому съезду производителей". В.И.Ленин указывал: "Коммунизм руко­водит массой беспартийных и привлекает ее /школа/ к управле­нию всем народным хозяйством" /2Г>, с. 394/. Постоянное расширение участия трудящихся масс в управлении

15


возможно только при том условии, что самоуправление не огра­ничивается каким-то микроэкономическим уровнем или даже рам­ками всей экономики, но развертывается в политическую сферу общества. Тем самым самоуправленческие тачала интегрируются в политическую систему общества путем полагания в ее основу» Механизм такой интеграции неразрывно связан с качественной спецификой Советского государства как государства нового типа Раскрывая содержание этого механизма, В.И.Ленин писал: "Более непосредственное воздействие трудящихся масс на устройство и управление государства, т.е. более высекая форма демократиз­ма, достигается при советском типе государства... тем, что первичной избирательной единицей и основной ячейкой государ­ственного строительства является, при Созетской власти, не территориальный округ, а экономическая, производственная еди-ница /завод, фабрика/" /23, с.92/. В современных условиях воз­растает роль Советов в экономическом строительстве. В то же время следует обратить внимание на растущую роль Советов тру­довых коллективов, которые согласно Конституции СССР и Зако­ну о трудовых коллективах облечены политическими полномочиями.

Таким образом, практические механизмы экономического и по­литического воспитания трудящихся взаимодополнительны. Только в единстве они могут составлять основу эффективной системы ко­ммунистического воспитания. Глубоко закономерным представля­ется тот факт, что по мере развертывания революционной пере­стройки все более актуальными становятся проблемы перестройки политической системы,• которые стали предметом обсуждения на XIX Всесоюзной партийной конференции /см.31/.

Как известно, процесс развития политических отношений при социализме рассматривался классиками марксизма-лениаиэма как процесс отмирания государства /см.19, с.95-102/. В.И.Ленин непосредственно связывал данный процесс со становлением нового отношения к труду, диалектика самоуправления, положенного в основу механизма экономической политики, такова, что оно пред­ставляет собой адекватную социализму форму, в которой может протекать как воспитание сознательной дисциплины труда, так и воспитание всех трудящихся к новой жизни, евободаой от системы организованного насилия.

В конечном счете, создание практических механизмов комму-

17


нистического воспитания трудящихся всегда оказывается связан­ным с предоставлением им реальных возможностей принимать ре­шения. Однако принимать решения свободно значит, по Ф.Энгель­су, принимать их "со знанием дела". Поэтому сами по себе пра­ктические механизмы, при всей их важности, не являются доста­точными. Подлинное "знание дела" может быть обеспечено только наукой. При этом, например, естествознание не может стать средством поступательного развития социальных систем социали-стического типа. /Разумеется, теоретическое естество- и тех-никознание отнюдь не утрачивают своего прогрессивного значе­ния, они лишь уходят в основание социальной системы/. Для этого необходим тип знаний, соответствующий революционной пра­ктике, - научные социальные знания. Следовательно, при анали­зе коммунистического воспитания трудящихся в условиях перест­ройки нельзя обойти вниманием вопрос о его теоретическом обе­спечении.

2. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕСТРОЙКИ

Как известно, идеология является средством реализации клас­совых интересов.' Наиболее существенно на характер идеологичес­кого отражения влияет отношение класса к общественному прог­рессу. Именно в зависимости от того, как класс относится к прогрессу, его идеология может быть научна или не научна. Ра­скрывая на примере капиталистического общества различие меж­ду обыденным и научно-теоретическим сознанием, К.Маркс писал: "Здесь обнаруживается, на чем основывается характер представ­лений филистера и вульгарного экономиста, а именно на том, что в их мозгу всегда отражается лишь непосредственная форма проявления отношений, а не их внутренняя связь. Если бы, впрочем, имело место последнее, то зачем вообще нужна была бы тогда наука?" /8, с.266/. Почему же буржуазное сознание, даже в его теоретизированной форме /ведь речь идет не только о "филистере", но и о "вульгарном экономисте"/, не является спо­собным быявить внутреннюю связь общественных отношений? К.Маркс дает прямой и однозначный ответ на этот вопрос: "Раз понята внутренняя связь вещей, рушится вся теоретическая вера в по-

18


стоянную необходимость этих порядков, рушится еще до того, как они разрушатся на практике" /9, с.461/, Весьма сильным допущением является представление о том, что теоретическое познание всегда направлено на наиболее полное выявление исти­ны. В действительности классу, который объективно заинтересо­ван не в развитии, но только в воспроизводстве наличных общес­твенных отношений, необходимо и достаточно знание лишь внеш-них, функциональных связей данной социальной системы. Знание' же закономерностей ее развития с точки зрения таких классовых интересов является излишним и даже вредным.

Возникающая в результате система теоретизированных знаний фиксирует функциональные связи, которые являются лишь внеш­ним проявлением различных по своей природе внутренних связей. Поэтому такая теория дает, в конечном счете, иллюзорную кар- -тину действительности. Но именно в силу этого она эффективна с точки зрения интересов консервативного класса. В частности, она дает возможность в известных пределах влиять на социаль­ную систему, обеспечивая ее относительно устойчивое воспроиз­водство. 3 современных условиях именно такова идеология бур­жуазии. Вообще, идеология господствующего класса в классово-антагонистических формациях всегда является апологетической.

Ф.Энгельс указывал: "Коммунизм, поскольку он является тео­рией, есть теоретическое выражение позиции пролетариата в... борьбе и теоретическое обобщение условий освобождения проле­тариата" /14, с.282/. Идеология рабочего класса, неразрывно связанная с проектированием и практическим осуществлением вы­сшего в современных условиях этапа общественного прогресса, является высшей формой идеологического развития и поэтому об­ладает определенными специфическими чертами, отличающими ее от всех предшествующих идеологий.